Окружность
(Урок математики в 7 классе)
Наталья ХАШЕВА,
учитель математики высшей квалификационной категории гимназии № 102 имени М.С.Устиновой г. Казани
Цель урока: познакомить с понятием окружность и ее элементами.
Задачи урока:
образовательные:
– определять на чертеже элементы окружности;
– знать связь между радиусом и диаметром;
развивающие:
– развить творческую и мыслительную деятельность учащихся;
– формировать умение четко и ясно излагать свои мысли;
воспитательные:
– прививать аккуратность в выполнении чертежей;
– воспитывать познавательный интерес к предмету и самостоятельности в суждениях,
– воспитать умение работать в паре;
– воспитать интерес к истории математики как науки.
Формы обучения: индивидуальная, работа в парах, фронтальная, тестовый контроль.
Методы контроля: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: интерактивная доска: презентация учителя, рабочая тетрадь ученика.
Ход урока
- I. Организационный момент
(Учитель приветствует учащихся, объясняет работу урока (рабочие листы.)
- II. Целеполагание. Мотивация
Учитель. Решите анаграммы и исключите лишнее слово: арш, усдира, гукр, ностьжукро, метиадр.
– Сегодня на уроке мы систематизируем известные нам сведения о самой простой из кривых линий. Это одна из древнейших геометрических фигур. С помощью этой линии русский человек ограждал себя от нечистой силы.
– Конечно, вы догадались, какую геометрическую фигуру мы будем изучать.
Учащиеся. Окружность.
Учитель. Сотни лет астрономы считали, что планеты двигаются по этой кривой линии.
Вокруг нас огромное множество разнообразных предметов, и каждые из них можно сопоставить с одной или несколькими геометрическими фигурами.
Учитель. Запишем тему урока «Окружность».
– Давайте вспомним, что вы уже знаете об окружности и дополним наши знания новыми сведениями.
III. Актуализация знаний
– Назовите центр окружности.
– Назовите радиус окружности.
– Назовите хорды окружности.
– Назовите диаметр окружности. Сравните диаметр и радиус.
– Назовите дуги окружности.
– Определите вид треугольника ВОД.
В
С
Д
Е
Учитель. Окружность – это геометрическая фигура. Какая же геометрическая фигура называется окружностью?
Чтобы дать определение окружности, выполним практическую работу:
- Отметим в тетради точку О и точки А, В, С, Д, Е, F так, чтобы расстояние от каңдой из них до точки О было равно 2см.
Что мы видим?
Мысленно представим себе, что нам удалось отметить бесконечно много таких точек, тогда мы видим, что получается фигура, состоящая из ……
В
А
С
О
Е
D F
OA=OB=OC=OD=OE=OF=2cm
- Отметим еще точки M и N так, чтобы ОМ=3см, а ON=1,5cм. Принадлежат ли точки М и N окружности?
- Какую же геометрическую фигуру мы будем называть окружностью?
Окружность – геометрическая фигура, состоящая из всех точек плоскости, расположенных на заданном расстоянии от данной точки.
Данная точка – центр окружности.
Радиус – отрезок, соединяющий центр с какой-либо точкой окружности.
Хорда – отрезок, соединяющий две точки окружности.
Диаметр – хорда, проходящая через центр окружности.
Дуга – часть окружности, ограниченная двумя точками.
Круг – часть плоскости, ограниченная окружностью.
Центр окружности, Радиус Диаметр Хорда Дуга
– Какие из отрезков, изображенных на рисунке, являются хордами окружности, диаметрами окружности, радиусами окружности.
Да, диаметр – это тоже хорда, но особенная, т.к. проходит через центр окружности d=2r.
Устные упражнения
- Радиус окружности равен 7 см. Чему равен диаметр этой окружности?
- Диаметр окружности равен 25см. Чему равен ее радиус?
- Какое название имеют окружности на глобусе? Как называются те из них, которые имеют центр в центре земли?
- Известно, что звук в воздухе распространяется со скоростью 1\3км\с. Охотник произвел выстрел. Найдите радиус окружности в точках которой можно услышать звук выстрела через 6с.
С помощью чего мы можем построить окружность? какой инструмент необходим для окружности?
Практическая работа
- Начертите окружность с центром в т.О и радиусом, равным 3 см.
- Отметьте на окружности произвольную точку А и начертите отрезок ОА. Чем является отрезок ОА? Какова его длина?
- Ответьте на вопрос: Каково расстояние от точки О до любой точки окруңности? Почему?
- Отметьте на окружности две произвольные точки К и Р и проведите отрезок КР. Как называется отрезок КР?
Сколько хорд данной окружности можно провести?
- Начертите окружность радиусом 2см и отметьте на этой окружности точку R, а затем точку Q, чтобы RQ=2,5см.
– Ответьте на вопросы «На каком наибольшем расстоянии могут находиться две точки данной окружности? Можно ли на этой окружности отметить точки А и В так, чтобы АВ равнялось а) 1см, б)1,5см, в) 2см, г) 3см, д) 4см, е) 5см?»
Самостоятельная работа
Назовите: 1. Точки, лежащие на окружности
- Радиусы.
- Хорды.
- Диаметры.
- Равнобедренные треугольники.
В А
А Ддд С
В
С
М
- Докажите, что треугольник АВС равнобедренный.
Дома: в-с 16 стр 48, №145, 146
Дополнительное задание. Задача-шутка.
Окружность. Прямая, скажи, чем ты знаменита
Прямая. Многим. Например, тем, что через две точки можно провести прямую и только одну.
Окружность. Интересно, обладаю ли я таким свойством?
Учитель. Ответьте на поставленный вопрос.
– Удовлетворены ли вы своей работой на уроке? Если «да» чертим окружность, если «нет» – окружность с диаметром.