Одежда

№ 158

(Образовательная развивающая ситуация для детей 5 – 6 лет)

Альбина КИРЕЕВА,

учитель-логопед I квалификационной категории детского сада № 274 г. Казани

Цели занятия:

активизация словаря по теме «Одежда»;

– интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».

Задачи:

коррекционно-образовательные:

– уточнение, активизация и актуализация словаря по теме;

– обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами (широкий шарф – узкий шарф, новые брюки – старые брюки, большая куртка – маленькая куртка, тяжелая шуба – легкий платок, светлая одежда – темная одежда, летняя одежда –зимняя одежда, грязная футболка – чистая футболка, длинное пальто – короткое пальто, мало колготок – много колготок);

– формировать умение согласовывать числительные один, два, три с существительными (одно платье, два платья, три платья; одни брюки, двое брюк, трое брюк и т.д);

коррекционно-развивающие:

– упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик-, -очк-, -ице (платье – платьице, кофта – кофточка, колготки – колготочки, шарф – шарфик);

– развивать умение образовывать прилагательные от существительных по числам и родам (меховая шапка, ситцевое платье, бархатное платье, ситцевая юбка, кожаные перчатки, джинсовая куртка, драповое пальто, шелковый платок);

– развитие  артикуляционной моторики; зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением;

коррекционно-воспитательные:

– воспитывать у детей аккуратность и бережное отношение к предметам своей одежды;

– воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

– формирование самостоятельности;

Оборудование: демонстрационный материал: слайды; видеопроектор; экран; предметные картинки с изображением одежды к игре «Подбери противоположность»; предметы одежды: платье, куртка, пальто, перчатки, юбка, платок, кофта; картинный материал к игре «Четвёртый лишний»; образцы ткани: мех, шёлк, ситец, джинса, кожа, шерсть, бархат, шерсть; зеркала; запись музыки  Шопен  «Опус 9 №2»

Предварительная работа: развитие навыков согласования существительных с прилагательными по числам и родам, в образовании слов – антонимов; развитие навыков в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход развивающей ситуации

Логопед. Ребята, летом я ездила отдыхать в красивый город. На улице я услышала чудесную музыку, которая меня заинтересовала. Музыка звучала в детском парке развлечений в павильоне моды. Я зашла и увидела много интересного и узнала много познавательного. И сегодня я хотела бы с вами об этом поговорить. Но, чтобы узнать в каком магазине я была нужно выполнить упражнение» Четвертый лишний».

Упражнение «Четвёртый лишний»

(На доске расположены картинки (рубашка, брюки, ботинки, свитер) в  ряд.) 

Логопед. Ребята, назовите каждую  картинку.

Дети. Рубашка, брюки, ботинки, свитер.

Логопед. Назовите лишний предмет. Почему он лишний?

Дети. Ботинки, так как ботинки – это обувь.

Логопед. Кто догадался, в каком магазине я была?

Дети. В магазине «Одежда»

Логопед. Верно! Сегодня мы с вами будем говорить об одежде! Что мы называем одеждой? Для чего она нужна? Из какой ткани  шьют одежду?

Послушайте, как появились одежда.

Одежда, обувь, головные уборы

Одежда возникла в глубокой древности. С их помощью человек спа­сался от холода, палящего солнца, дождя. Первые предметы одежды он делал из шкур животных, на которых охотился Позже люди научились создавать самые различные ткани: хлопок, шелк, лен… Хлопок получают из растений; а шелк добывают из тутового шелкопряда лен получают из растения лен . Эти и другие ткани широко используются для пошива одежды.

Одежду, которую мы покупаем в магазинах, шьют на фабриках. Чтобы превратить куски ткани и кожи в предметы одежды и обуви, нужно потрудиться. В этом человеку помогает огромное количество разных умных машин и механизмов

Люди носят одежду и обувь, чтобы чувствовать себя комфортно: сохранить тепло своего тела в мороз или, наоборот, защититься от летнего зноя.

Упражнение «Одежда» (пальчиковая гимнастика)

Логопед. В магазин мы пойдем и одежду найдем: (пальчики «шагают»)

Шубу, куртку, плащ, пальто. (загибать пальчики по одному, начиная с большого)

И рубашечку еще.

Платье модное наденем (ритмичные хлопки ладонями)

И одежду всю примерим: (ритмичные хлопки по коленям)

Шубу, куртку, плащ, пальто (загибать пальчики по одному, начиная с мизинца)

И рубашечку еще.

Логопед. Скажите, одежда, специально сшитая для женщин, как называется?

Дети. Женская одежда.

Логопед. А для мужчин?

Дети. Мужская одежда.

Логопед. Одежда, которую носят дети, какая?

Дети. Детская одежда.

Игра «Большой-маленький»

Логопед. Совершенно верно! Ребята, одежда бывает большой и маленькой. Большую одежду носят взрослые, а маленькую – дети. Давайте поиграем в игру «Большой-маленький».

(Логопед показывает «волшебной палочкой» сначала на себя, затем – на ребенка.)

– Я ношу платье, а ты… (платьице).

– Я ношу колготки, а ты… (колготочки).

— Я ношу кофту, а ты… (кофточку).

– Я ношу шарф, а ты… (шарфик).

Логопед. Ребята, как вы думаете: из чего шьют одежду?

Дети. Из ткани.

Логопед:  Ребята, давайте пройдём в отдел ткани.

Игра «Какой, какая, какое?»

(На столе лежат различные образцы ткани: мех, шёлк, ситец, джинса, кожа, шерсть. Детям предлагается выбрать любой из них.)

Например,

Логопед. Иван, что ты выбрал?

Ребенок. Я выбрал мех.

Логопед. Шапка, сшитая из меха, какая?

Ребенок. Меховая.

Логопед. Элина, что ты выбрала?

Ребенок. Бархат.

Логопед. Платье, сшитое из бархата, какое?

Ребенок. Бархатное.

Логопед. Элина, что ты выбрала?

Ребенок. Шелк.

Логопед. Платок  из шелка, как называется?

Ребенок. Шелковый.

Логопед. Алина, что ты выбираешь?

Ребенок. Кожу.

Логопед. Перчатки, сшитые из кожи, какие?

Ребенок. Кожаные.

Логопед. Глеб, что ты выбрал?

Ребенок. Хлопок.

Логопед. Как называется футболка из хлопка?

Ребенок. Хлопковая футболка.

Логопед. Руслан, что ты выбрал?

Ребенок. Шерсть?

Логопед. Как называется кофта из шерсти?

Ребенок. Шерстяная.

Логопед. Молодцы! Ребята, давайте еще раз проговорим названия тканей для одежды.

Упражнение «Скажи наоборот»

Логопед. Хорошо, с этим заданием вы тоже справились, присаживайтесь на места. В следующем задании вам придется потрудиться: необходимо собрать пазлы, которые находятся у вас в конвертах и рассказать какую одежду вы видите?

Отвечаем следующим образом: например, я вижу платье. Кроме этого, надо выполнить упражнение «Подбери противоположность». Учимся подбирать слова, имеющие обратное значение.

Ребенок. Я вижу шарфы. Широкий шарф – узкий шарф.

– Я вижу новые брюки – старые брюки.

– Я вижу куртки. Большая куртка – маленькая куртка.

– Я вижу шубу и платок. Тяжелая шуба – легкий платок;

– Я вижу одежду. Светлая одежда – темная одежда.

– Я вижу одежду. Летняя одежда – зимняя одежда.

– Я вижу футболки. Грязная футболка – чистая футболка.

– Я вижу пальто. Длинное пальто – короткое пальто.

– Я вижу колготки. Мало колготок – много колготок.

Логопед. Молодцы! Все выполнили верно. Ребята, чтобы одежда была чистой и аккуратной, за ней нужно ухаживать. Давайте, покажем, как мы можем ухаживать за одеждой.

Физкультминутка «Одежда»

Мамам дружно помогаем,

Сами в тазике стираем.

И рубашки, и носочки,

И штанишки, и платочки.

Через двор натянем ловко

Для одежды мы верёвки.

Светит солнышко-ромашка.

Скоро высохнут рубашки.

Логопед. Как вы думаете, ребята, что нужно для того, чтобы сшить одежду?

Дети. Иголка, нитки, ножницы, швейная машинка, сантиметр.

Упражнение «Швейные машинки»

Логопед. Возьмите в руки зеркала. Покажите, как мы будем шить девочкам платье на электрической швейной машинке. (Дети широко открывают рот, поднимают язык за верхние зубы, боковые края прижаты к коренным зубам. В быстром темпе произносят: «Д-д-д-д-д».)

Логопед. А теперь покажите, как мы будем шить мальчикам рубашки на ручной швейной машинке. (Положение языка то же. Дети произносят: «Т-т-т-т».)

Игра «Веселая математика»

Логопед. А сейчас мы с вами займемся веселой математикой! Считаем хором, четко произносим.

(Дети рассматривают и называют, какие предметы одежды изображены на картине и пересчитывают их.)

Дети. Одна юбка, две юбки, три юбки; одна рубашка, две рубашки, три рубашки; один носок, два носка, три носка; одна куртка, две куртки, три куртки.

Логопед. Молодцы! Ребята, на следующем занятии мы раскрасим модели одежды, которые я вам сейчас раздам и на следующем занятии оформим журнал «Модная одежда».

Итог занятия

Логопед. Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили? Для чего нужна людям одежда? В какие игры мы вами играли? (Ответы детей.) На этом наше занятие окончено, до свидания!