Одаренный дошкольник и особенности работы с ним

Наталья ТУЛУПОВА,
воспитатель детского сада №135 г. Казани

Человеческое общество находится в постоянном развитии. Скорость этого развития неуклонно растет. Чем же, вернее, как и кем, обеспечивается такая закономерность. Можно предположить, что спрос рождает предложение. Природа с каждым годом порождает все больше индивидуумов, способных решать задачу все ускоряющейся скорости развития человечества. Исследованиями отечественных и зарубежных психологов замечено, что количество одаренных детей с каждым годом возрастает. Это, в свою очередь обуславливает необходимость поиска эффективных подходов к диагностике одаренности и разработке программ развития и коррекции поведения одаренных детей. Сложно предвидеть дальнейший ход умственного развития ребенка, но государство должно быть заинтересованно в выявлении и развитии ранних признаков выдающихся способностей таких детей.

Одаренные дети – наше достояние и опора государства в будущем. Важно, чтобы педагог обладал чувством и умением отыскивать таких детей и развивать их дарования.

К сожалению, основная масса педагогов оказалась не готовой к работе с одаренными детьми. Тем самым они губят детскую, любознательность, непосредственность, желание находиться в постоянном поиске нового.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Чтобы избежать проблем дальнейшего обучения и социализации в обществе, следует уделить особое внимание первоначальному воспитанию одаренного ребенка в семье и образовательном учреждении. Полагаясь на исключительную природную одаренность, родители и педагоги не должны упускать главное условие формирования способностей – воспитание трудолюбия.

На создания развитой личности оказывает влияние наследственность (генотип) и внешние воздействия, как в утробе матери, так и после рождения. Факторы внешней среды – семья, дошкольное образовательное учреждение, сверстники относятся к числу наиболее мощных средств воздействия на процесс формирования личности. Важен фактор времени: чем больше родители общаются с ребенком, тем больше его интеллектуальное развитие.

Признаки одаренности, проявленной в детстве, могут оказаться чем-то временным и преходящим. Некоторые индивидуально-психологические особенности, например, познавательная активность, впечатлительность, потребность в умственной нагрузке, связаны с быстрым созреванием, то есть со спецификой именно детских лет жизни. В детстве стремительное умственное развитие происходит у всех детей. Всем детям присуща умственная активность, потребность в умственных впечатлениях и умственных усилиях: в этом органически нуждается их быстро развивающийся, созревающий мозг. Всем здоровым детям свойственно интерес к новизне, стремление испытать, попробовать.

Казалось бы, ребенку, опережающему сверстников по уровню интеллекта, уготовано более счастливое детство, ему будет особенно легко учиться. К сожалению, на практике все выходит наоборот, воспитание оборачивается драмой. В этом велика роль родителей, встречаются две наиболее распространенные крайности. Одна – искусственно ускорять развитие, предъявлять чрезмерные требования, другая – игнорировать, а то и подавлять необычайно высокий уровень познавательной и творческой активности.

Детей с опережающим темпом развития трудно воспитывать и трудно учить. Они зачастую порывисты и нетерпеливы, более остро, чем другие, реагируют на окружающее. Наиболее развитый дошкольник нередко бывает «возмутителем спокойствия» в детском саду. Он старается полностью овладеть вниманием взрослых, добиваясь каких – либо совместных действий, без конца задавая вопросы и подавая частые реплики. Понятно, что воспитателю не следует излишне потакать такому ребенку. Но нельзя и подавлять его. Особо одаренные дети испытывают трудности в общении, а другая же группа имеет меньше проблем общения, чем даже у обычных детей. Можно сказать: первые талантливые — изгои общества, а вторые – баловни судьбы, любимчики педагогов и общества в целом.

Главная задача взрослого привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Педагогу всегда следует помнить, что одаренные дети очень самолюбивы и легкоранимы. Поэтому от него больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребенка.

Повышенный интерес к явлению одаренности, стал приметой нашего времени. Много написано о природе этого феномена, разработано много диагностических методик, позволяющих выявить уровень развития тех или иных способностей практически на всех возрастных этапах, проведены многочисленные исследования, и, как следствие, появились программы развития одаренных детей. При всем возможном и реальном многообразии способов организации обучения одаренных детей, все они могут быть объединены в основные группы:

– «Раздельное обучение» – специальные образовательные учреждения для одаренных детей;

– «Совместное обучение» – организационный подход, при котором одаренные обучаются в «естественной микросреде».

В своей работе я стараюсь учитывать интересы, увлечения детей. При изучении нового материала я могу опереться на помощь этих чудо-детей, не давая готовых заданий. Для этого создается такая проблемная ситуация, которая вызывает заинтересованность и активность детей. Детям предлагаются задачи поискового характера, решение которых требует от них интеллектуальной инициативы и размышлений, что оказывает положительное влияние и на развитие и других детей.

Но полностью обеспечить решение этой проблемы таким способом невозможно. И поэтому в работе с одаренными детьми я использую кружковую работу, которая помогает развивать творческие и индивидуальные способности у детей дошкольного возраста. Очень интересно проходят совместные с родителями мероприятия, развлечения, конкурсы, где дети проявляют свои таланты. Родители являются активными участниками всех совместных праздников.

Психологи отмечают неповторимую индивидуальность ребенка, необходимость дифференцированного подхода в обучении, воспитании детей, особенно одаренных. В своей работе я придерживаюсь следующих рекомендаций психологов:

– не ругать ребенка за неспособность что-то сделать или понять;

– не только рассказывать, но и показывать, так как наглядность очень важна при обучении дошкольников;

– пытаться понять природу трудностей и помочь найти пути решения проблемы;

– не сравнивать ребенка с другими, хвалить за его успехи и достижения.

– ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка, чтобы можно было максимально раскрыть его возможности;

– быть максимально терпимым, понимающим и мобильным, не переделывать ребенка;

– сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потеряв интерес, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного.

Таким образам, индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю образовательную и воспитательную систему: в общении, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность. Следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания.

Литература

  1. Гильбух, Ю.3. Внимание одаренные дети /Педагогика и психология.– № 9. – 1991.
  2. Венгер, Л.А., Дьяченко, О.М. Программа «Одаренный ребенок». – М.,1995.
  3. Белова, Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004.
  4. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Академия, 2000.
  5. Рычкова, В. В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье // Молодой ученый. – 2011. – №10. Т. 2. – 181 – 184 с.