Обучение детей старшего дошкольного возраста начальным представлениям о правилах безопасного поведения 

Татьяна ХАЛИКОВА,

старший воспитатель детского сада №328 г. Казани

Гульнара МУСИНА,

воспитатель детского сада №328 г. Казани

Проблема безопасности детей в современном обществе стоит крайне остро в связи с ростом количества чрезвычайных ситуаций с участием детей, непрекращающимися проявлениями актов насилия, незащищенностью ребенка в ситуациях отсутствия контроля со стороны родителей. Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит сфере образования.

Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться опыт безопасного поведения. Вместе с тем, старший дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Поэтому, чрезвычайно важно формировать навыки безопасного поведения у старших дошкольников.

Безопасному образу жизни уделяется внимание в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где указывается на необходимость формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. Культура здорового и безопасного образа жизни не дается человеку изначально, а является результатом его обучения, воспитания и саморазвития [7].

Задача формирования навыков безопасного поведения у дошкольников ставится в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», определенной Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) [6]. Содержание деятельности, направленной на создание условий безопасности жизнедеятельности, представлено в программах дошкольного образования. В частности, программа «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой [5] ставит задачу сформировать социальный опыт, личностные качества ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.

Противоречие между необходимостью формирования знаний и навыков основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста и отсутствием системы методической работы по формированию основ безопасного поведения детей, позволило обозначить проблему проектной работы: какого содержание обучения детей старшего дошкольного возраста начальным представлениям о правилах безопасного поведения?

Цель проектной работы: разработать содержание обучения детей старшего дошкольного возраста начальным представлениям о правилах безопасного поведения.

Задачи проектной работы:

– разработать содержание проекта по направлению «Ребенок и другие люди»;

– разработать содержание проекта по направлению «Ребенок и природа»;

– разработать содержание проекта по направлению «Ребенок дома»;

– разработать содержание проекта по направлению «Здоровье ребенка»;

– разработать содержание проекта по направлению «Эмоциональное благополучие ребенка»;

– разработать содержание проекта по направлению «Ребенок на улицах города».

Тип проекта: долгосрочный, информационный, практико-ориентированный.

Длительность проекта: 6 мес.

Участники проекта: педагоги, специалисты, дети старшего дошкольного возраста и их родители.

Планируемый результат: дети старшего дошкольного возраста, знающие и соблюдающие правила безопасного поведения, умеют действовать в различных ситуациях.

Практическая значимость проектной работы: материалы исследования могут использоваться в процессе формирования начальных представлений о правилах безопасного поведения у старших дошкольников в практике ДОО и в условиях семейного воспитания.

Педагогические условия реализации проекта

Педагогические условия обучения детей старшего дошкольного возраста начальным представлениям о правилах безопасного поведения:

– создание развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста;

– разработка и внедрение комплекса мероприятий с использованием художественной литературы по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста;

– взаимодействие с родителями и представителями МЧС, ГИБДД.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Оснащение центра безопасности:

– макеты, с помощью которых дошкольник может организовать различные игры, макеты «Перекресток», «Дорога», «Пожарная часть», «Заправочная станция»;

– игрушки-модели: самолеты, автомобили разных марок, управляемая железная дорога, механические подъемный кран, машинки на пульте управления, сборные модели машин, модели специальной техники: полицейские машины, пожарные машины, кареты скорой помощи, наличие строительных конструкторов с блоками различного размера;

– модели одежды врача, полицейского, спасателя- пожарного; куклы, отображающие перечисленные профессии; инструменты врача; жилеты; каски; пожарные «рукава»;

– крупные мягкие модули машин «Полиция», «Пожарная машина», «Скорая помощь»;

– дидактические игры: «Хорошо-плохо», «Назови причины пожара», «Что сначала, что потом», «Сложи картинку», лото «Дорожные знаки» и т.п. Настольно-печатные игры: «Поучительные истории», «Опасные ситуации в доме», «Позовем на помощь» и др.;

– пазлы, разрезные картинки по теме безопасности, альбомы для рассматривания «Моя безопасность», «Виды транспорта», «Прогулки по лесу», «Улицы нашего города», ребусы «Знатоки ПДД», алгоритм перехода улицы «Безопасный переход», кроссворды «Дорога», «Безопасность».

Оснащение центра художественной литературы: детские книги и познавательные детские журналы по теме безопасности, энциклопедии «Личная безопасность», «Если хочешь быть здоров», «Я и мое тело», книжки-самоделки, сказки, загадки, потекши.

Оснащение центра изобразительной деятельности: разнообразные художественные материалы и оборудование для организации продуктивной деятельности детей: рисования, аппликации, лепки, конструирования, ручного труда – это ножницы, бумага и картон различной фактуры, пластилин, акварель, маркеры, фломастеры, тесто для лепки, печатки, трафареты, схемы для рисования по темам, природный и бросовый материал.

Оснащение центра музыкальной и театрализованной деятельности:

– детские музыкальные инструменты, куклы и игрушки для организации различных видов театра;

– переносная ширма, костюмы, маски и атрибуты для театральных постановок, для обыгрывания сказок и т.п.

Оснащение центра физической активности:

– материал по правилам поведения во время пожара, по безопасному поведению на дорогах: настольно-печатные игры, папки-передвижки, сюжетные иллюстрации, демонстративный и раздаточный материал, плакаты по правилам безопасности жизнедеятельности;

– наглядные пособия по различным видам спорта, спортивный инвентарь, подобрать атрибуты для организации подвижных игр и игр-эстафет;

– спортивное оборудование: скакалки, обручи, мячи разных размеров, кегли, комплекты мягких модулей, массажные дорожки, мешочки с песком, спортивные игры с правилами на ловкость, развитие моторики и т.п.

Разработка и внедрение комплекса мероприятий с использованием художественной литературы по формированию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Роль произведений художественной литературы в воспитании навыков безопасного поведения огромна. Особенно это касается сказок: русские народные сказки «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью», сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом Петушке», сказки народов мира «Карлик нос» В.Гауф, авторские: «Каменный цветок» П.Бажов, «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Толстой, «Кот в сапогах» Ш.Перро и т.п.

Изменения, происходящие в нашем обществе в последние годы, обусловили необходимость включения в программу основ безопасности жизнедеятельности дошкольников новых направлений (к примеру, раздел «Ребенок и другие люди»). В настоящее время дошкольников нужно вооружить особыми навыками во избежание разнообразных опасных ситуаций. Современный дошкольник должен уметь оценивать окружающую обстановку, определять потенциальную опасность либо подозрительную ситуацию и адекватно на реагировать на нее.

Дошкольнику необходимо осознавать, что не все люди бывают добрыми, и что общение с незнакомыми людьми может повлечь за собой негативные последствия. Здесь на помощь приходят сказки. Ярким примером является «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. Здесь злая мачеха выдавала себя за добрую старушку и угостила царевну отравленным яблоком. Этот сюжет наглядно демонстрирует, что не всегда приятная внешность свидетельствует о добрых намерениях. В этой сказке еще один поучительный момент: царевна нарушила правило безопасности, т.к. брать угощение от незнакомых людей строго запрещается.

В жизни дошкольник может столкнуться с ситуацией, когда незнакомый человек уговаривает ребенка пойти с ним куда-то, обещает показать что-то интересное, угостить чем-то. Очень важно научить ребенка в таких ситуациях решительно говорить «нет», если на это не получено разрешение родителей. В качестве примера может послужить русская народная сказка «Кот, петух и лиса». Здесь петушок поверил ласковому голосу, привлекательным обещаниям лисы и попал в неприятную ситуацию.

Взаимодействие с родителями и представителями МЧС, ГИБДД

Особая роль в процессе формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста уделяется взаимодействию с родителями. Положительно зарекомендовала себя такая форма работы, как приглашение сотрудников МЧС, ГИБДД на родительские собрания. Такие встречи носят познавательный характер, выступают хорошей воспитательной основой формирования навыков безопасного поведения у дошкольников.

Модель работы по обучению детей старшего дошкольного возраста начальным представлениям о правилах безопасного поведения включает направления:

 

Ожидаемые результаты:

  1. Начало процесса формирования у дошкольников элементарных навыков переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей среде.
  2. Вовлечение в процесс воспитания широких масс общественности и прежде всего родителей.
  3. Повышается социальный статус семьи, устанавливается сотрудничество между педагогами и родителями, формируются определенные модели поведения с ребенком и взаимоотношений в семье, активизируется позитивное мышление, помогающее преодолевать трудности в воспитании детей.

Список использованной литературы

  1. Лбова, О.В. К вопросу о формировании опыта безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр / О.В. Лбова // Молодой ученый. – 2016. – №28. – С. 912-914.
  2. Лесникова, О.И. Зачем и как нужно обучать детей правилам безопасного поведения / О.И. Лесникова // Вестник науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 91-93.
  3. Лизунова, Е.В. К вопросу о пожарной безопасности детей старшего дошкольного возраста / Е.В. Лизунова // Самарский научный вестник. – 2013. – № 3. – С. 55-57.
  4. Лисовая, Е.Н. Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасности поведения на дорогах / Е.Н. Лисовая // Молодой ученый. – 2015. – №18. – С. 466 – 469.
  5. От рождения до школы / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой. – Изд. 5-е (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
  6. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями на 8 ноября 2022 года) // https://docs.cntd.ru/document/499057887
  7. Федеральный закон от 29.12.2012 n 273-фз (ред. От 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ. В силу с 01.01.2023) // https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
  8. Чепенева, Е.И. Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при формировании основ безопасного поведения на дороге у старших дошкольников / Е.И. Чепенева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №2.1. – С. 28 – 29.
  9. Шорыгина, Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности / Т.А.Шорыгина. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 64с.
  10. Эмирвелиева, З.С. Формирование навыков безопасного поведения в природе у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ / З.С.Эмирвелиева // Символ науки. – 2016. – № 5. – С. 234-237.
  11. Югова, М.Р. Формирование правил безопасного поведения у дошкольников / М.Р.Югова, Е.В.Лихаузова // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 125 – 127.