Кинезиологическая гимнастика как метод развития детей дошкольного возраста

№ 205

Елена АЛЕКСАНДРОВА,

воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №377 г. Казани

Кинезиология – относительно молодая наука о теле, однако не смотря на свой возраст – она уже показывает высокую эффективность в широких массах населения: не только среди взрослых, но и среди детей. Кинезилогия – это наука о взаимосвязи мозга и тела, она изучает влияние физических упражнений на развитие мозга и эмоционального интеллекта. Благодаря использованию принципов кинезиологии можно повлиять на психоэмоциональное здоровье ребенка, его физические состояние, и улучшить связь между полушариями.

Как известно, у мозга есть два полушания. Правое – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

Полушария связаны между собой системой нервных волокон, которая необходима для обмена информацией между полушариями. Если нарушается проводимость через систему нервных волокон, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки.

Современные кинезиологи называют причину нарушений в развитии детей в неспособности правого и левого полушария к взаимосвязи, в наличии блоков между ними. Именно поэтому тема использования кинезиологии в воспитании детей дошкольного возраста с ОВЗ актуальна. Перед педагогами стоит большая задача – подготовить детей к школе, развить все их способности для дальнейшего гармоничного развития и успешного обучения.

Путем использования в практике кинезиологических упражнений создаются новый нейронные связи, и мозолистое тело, которое соединяет полушария, начинает «проводить» импульсы динамичнее и регулярнее. Оно состоит из примерно двухсот миллионов сплетённых воедино нервных волокон. Созревание мозолистого тела начинается у детей в дошкольном возрасте и продолжается примерно до 7 – 9 лет, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.

Под влиянием кинезиологических упражнений выделяют следующие улучшения в развитии дошкольников с ОВЗ:

– повышается стрессоустойчивость;

– улучшается память;

– вырастает концентрация внимания;

– у ребенка начинает вырабатываться эмоциональный интеллект – эмоции поддаются контролю;

– улучшается зрительно-моторная координация;

– формируется более четкая картина осознания себя в пространстве;

– совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Кинезиологическая гимнастика для дошкольников включает:

– дыхательные упражнения;

– некоторые виды массажей;

– глазодвигательные упражнения для дошкольников;

–  коррекционные движения пальцев рук и тела.

Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих коррекциоино-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями, как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу.