Общая характеристика и многообразие беспозвоночных животных
Общая характеристика и многообразие
беспозвоночных животных
(Урок биологии в 5 классе)
Олися ЗАКИРОВА
учитель химии и биологии
средней школы №7.
г.Арск
Цель урока | Сформировать представления об особенностях внешнего строения, о многообразии жизнедеятельности беспозвоночных животных. |
Задачи урока | Образовательная: сформировать представления об особенностями строения и жизнедеятельности беспозвоночных животных, познакомить с классификацией беспозвоночных, их ролью в природе и жизни человека; создать условия для развития познавательного интереса и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации.
Развивающая: продолжить формировать умение самостоятельно искать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы. Воспитательная: поддерживать интерес к изучению биологии |
Планируемые результаты (предметные) | Учащийся научится проводить простейшую классификацию беспозвоночных; определять принадлежность биологических объектов к типу беспозвоночные; устанавливать черты сходства и различия у представителей беспозвоночных; делать зарисовки животных; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей беспозвоночных в природе и жизни человека; будет знать существенные признаки строения и жизнедеятельности беспозвоночных животных; |
УУД | Регулятивные – научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.
Познавательные – научится: устанавливать причинно–следственные связи в изучаемом круге явлений; систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные – научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии. Личностные: развить навыки владения коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности, привить любовь к природе, соблюдения правил личной гигиены. |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации. дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Понятия и термины | Беспозвоночные животные |
Образовательные ресурсы | План урока и презентация по теме «Беспозвоночные». |
Организационная структура урока.
Этап урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Орг. момент | Девочки и мальчики, мы сегодня продолжим изучение Животные. Мир живой природы огромен и разнообразен. С природой вы встречаетесь всюду. | Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку. | |
1. Актуализация опорных знаний урока. | –А сегодня ещё раз убедимся, в этом
Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала: Сначала давайте вспомним признаки , которые характеры для животных –Какие особенности характерны для царства животных? (Подвижны, питаются готовыми органическими веществами, сами не могут создавать питательные вещества, отличаются сложным поведением.) – Как доказать, что амеба обыкновенная и инфузория–туфелька относятся к подцарству простейшие? (Состоят из одной клетки, все функции организма выполняет клетка, имеют микроскопическое строение.) |
Отвечают на вопросы
учителя. Слушают мнения одноклассников. Строят высказывания. |
|
II. Мотивации
к изучению нового мате– риала. Фор– мулирование темы и целей урока. Подведение детей к фор– мулированию темы и поста– задач урока. Составление плана работы |
Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:
– Давайте посмотрим на экран. Предлагаю отгадывать ребус. ,,,,,,чник Какое слово получается? (пoзвoнoчник) – Кaк cвязaнo cлoвo «позвоночник» c живoтными? – Для чeгo нужeн пoзвoнoчник? – Все ли животные имеют позвоночник? – Как вы пoнимaeтe тepмины: пoзвoнoчнoe и бecпoзвoнoчнoe живoтнoe? Отгадайте загадки и определите к какой группе они относятся? Одежды себе не шью, а ткань всегда тку. Нос долог, голос тонок, летит – пищит, сядет – молчит. Кто его убьёт – свою кровь прольёт. Рыж, да не конь рогат, да не баран дома не любят и на базаре не купят. Ползёт наоборот, Задом наперёд, Все под водой, Хватает клешней. – Попробуем сформулировать тему уpoкa? – Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить? Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока: – На уроке мы должны познакомиться с классификацией беспозвоночных, изучить основных представителей разных типов беспозвоночных и черты их строения. Я раздала вам рабочие листы, где написано тема нашего урока, эти листы вы после вложите в свои рабочие тетради. Проанализируйте изображённую схему и скажите, на основании чего их поделили так? Животные Одноклеточные Многоклеточные
Беспозвоночные Позвоночные – Что мы должны узнать о беспозвоночных? (работа с параграфом учебника) – В конце урока мы найдем ответ, почему эта группа самая многочисленная и широко распространённая? |
Выполняют задания учителя.
Формулируют выводы на основе наблюдений.
(Паук) (Комар)
(Таракан) (рак)
Определяют тему урока. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Выполняют задания на рабочих листах
|
|
III. Усвоение новых знаний и способов
действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявления учащимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение детей к самостоятельному выводу способа действий с информацией. |
К беспозвоночным относятся около 95% всех современных видов животных: Многие представители этой группы не имеют ничего общего, кроме отсутствия позвоночника, различий между ними гораздо больше, чем сходства.
https://rutube.ru/video/a9cc948c4aac67bc7be1992c8bad7a20/ (просмотр видео) Сегодня на уроке мы рассмотрим представителей беспозвоночных животных.
Губки – самые нестандартные животные нашей планеты. Срок жизни у них в среднем 20 лет, но есть виды, которые способны проживать до 1500 лет. У этого живого организма нет мозга, пищеварительной системы, тканей и органов, но все же их относят к животным. Губки способны к регенерации. Если просеять губку через сито, то она все равно сможет восстановиться. Особенно важна их роль в процессах естественного самоочищения водоёмов от гниющих остатков и бактерий. С помощью жгутиков губки пропускают через своё тело большое количество воды. Так, губка высотой 7 см фильтрует за сутки 22,5 л воды. Поэтому некоторых губок используют в аквариумах как фильтраторы воды. Следующий тип животных бесподобно красивы и смертельно опасны. Они бывают крошечными как песчинка – или настоящими гигантами, с щупальцами длиной в девятиэтажный дом. Некоторые из них пластичны и находятся в постоянном движении. А некоторые – абсолютно неподвижны и с виду почти не отличаются от растений. А ещё они могут быть бессмертны! Это Кишечнопо́лостные. Существенный признак кишечнополостных животных – наличие в их теле кишечной полости – от чего и название типа. На переднем конце тела расположено ротовое отверстие, окружённое щупальцами. На щупальцах есть стрекательные, которые выполняют защитную функцию. В капсуле стрекательных клеток находится парализующий яд, при приближении опасности ли жертвы ядовитые вещества поступают в специальный канал, который расположен в стрекательной нити и направляется к телу жертвы. К кишечнополостным относят гидру, медуз, коралловых полипов. Физкультминутка. БАБОЧКА Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется. Бабочка кружит и вьется. Древнейшие представители этих беспозвоночных появились на Земле около 65 млн лет назад. Впрочем, за миллионы лет эволюции их потомки не так уж и сильно изменились. Это Черви – группа многоклеточных животных с вытянутым телом, без опорных (скелетных) образований. Они обитают в почве, морях и пресных водоёмах. Многие черви являются паразитами растений, животных и человека. Размеры червей разнообразны: от 2–3 мм до нескольких метров в длину. По форме тела всех червей делят на три типа: Плоские черви, Круглые и Кольчатые черви. Представители этих типов имеют как общие особенности, так, и различия. Тип Плоские черви – самые примитивные черви. Из всех их классов только ресничные черви живут сами по себе, в основном в воде, как солёной, так и пресной. Плоские черви планарии обладают удивительными способностями к регенерации и могут полностью восстановить своё тело, даже если 95% его было утрачено. А вот все остальные плоские черви – паразиты. У них нет ни кровеносной, ни дыхательной системы. Кислород они получают, усваивая его всей поверхностью тела. Тип круглые черви обитают повсюду, в водоемах и мокрой почве, им свойственны как свободный образ жизни, так и паразитизм. Тела их червей напоминают нити, веретена, бочонки или лимоны, в зависимости от вида. Черви очень отличаются по размерам – от совсем крошечных, не достигающих миллиметра, до восьмиметровых гигантов. Тип Кольчатые черви (Кольчецы) – включает животных, тело которых состоит из повторяющихся сегментов, или колец. Это– наиболее прогрессивная группа червей, у которых возникли кровеносная система, сегментированное тело, парные органы движения – прообраз будущих конечностей. Если потрогать дождевого червя, вы почувствуете выросты тела расположенными на боках каждого сегмента, – параподиями (похожими на ноги). Все черви без исключения являются звеном в цепи питания. Они употребляют в пищу бактерии, одноклеточные водоросли, простейшие животные и сами служат пищей для ракообразных, взрослых рыб и мальков. Паразитические черви приносят огромный вред здоровью человека. Вызывают болезни культурных растений, а это приводит к уменьшению их урожайности или же гибели. Некоторые черви являются паразитами членистоногих. И это использует человек для биологической борьбы с ними. Некоторые пиявочные виды таких червей используются для лечения человека от тромбозов. . Этому типу относятся самые интеллектуальные животные. Они могут решать сложные задачи и запоминать информацию – Осьминоги. Моллюски – наземные и водные животные с мягким нечленистым телом, покрытым кожной складкой – мантией. Тело моллюсков состоит из головы, туловища и ноги. У большинства моллюсков есть раковина. К моллюскам относятся улитки, мидии, устрицы, кальмары, каракатицы, осьминоги. Моллюски очень любит человек, они вкусны, питательны. Все знают, что жемчуг – это соринка внутри раковины моллюска, которую моллюск покрывает в несколько слоев перламутром, чтобы соринка не кололась. Получается жемчуг. Природный жемчуг очень ценится. И используется для создания великолепных украшений. . Сколько разных безпозвоночных этого типа обитает на Земле, никто точно не знает. Оценки учёных разнятся до 2 до 30 миллионов видов, причём большая их часть до сих пор не только не изучена, но и попросту не обнаружена, хотя новые открываются каждый год, и в больших количествах. Зоологи считают, что 2/3 всех видов живых существ на нашей планете относится именно к этому типу животных. Это:Членистоногие – животные с сегментированным телом и членистыми конечностями (отсюда и название животных «членистоногие»). Снаружи их тело покрыто твёрдой кутикулой, который образуется панцирь, защищающий тело и выполняющий функцию наружного скелета. К членистоногим относят Ракообразных, Паукообразных и Насекомых. Самым многочисленным из этих классов являются насекомые. Их более 1 млн видов. Самая разнообразная группа насекомых – жуки. Их характерный признак – наличие жёстких и прочных передних крыльев, называемых надкрыльями. Значение членистоногих в жизни человека также огромно. Муравьи и божьи коровки поедают насекомых, вредящих сельскому хозяйству. Медоносная пчела производит мед и другие продукты, из которых изготавливается большое количество лекарственных препаратов. Хитин из панцирей раков также используется в фармацевтике. Из яда, вырабатываемого паукообразными животными, изготавливаются снотворные средства. Некоторых членистоногих человек употребляет в пищу. Но членистоногие играют не только положительную роль. Жук – короед, клопы, саранча наносят вред зерновым культурам и культурным растениям. Инфекционные заболевания переносят клопы, мухи, москиты, тараканы, блохи. Укусы пауков и скорпионов опасны для здоровья человека. Существуют паразитирующие виды членистоногих, которые живут и питаются за счёт хозяина. |
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
Фиксируют новые термины и понятия.
Систематизируют информацию.
(Туловище вправо, влево.) (Туловище вперед, назад.) (Руки вверх, потянуться.) (Руки вверх, вправо, влево.) (Покружиться.)
Заполняют таблицу на рабочих листах.
|
|
IV. Первичное закрепление | Подводит учащихся к выводу об особенностях строения беспозвоночных, сходстве строения различных групп беспозвоночных. Организует коллективную работу
– Итак, пришло время ответить на вопрос: почему эта группа самая многочисленная и широко распространённая? Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. Сегодня я понял, что животные, у которых нет осевого скелета – позвоночника, называются … К ним относятся очень полезные для почвы беспозвоночные, которые разрыхляют, перемешивают и удобряют её. Это –… А есть животные, обитающие на суше и в воде, имеющие мягкое тело, чаще всего раковину. Это –… Членистоногих так называют потому, что… Наиболее известные группы членистоногих – ракообразные,…, … Самая многочисленная группа на Земле – это… Животные, состоящие из множества клеток, относятся к … |
Отвечают на вопросы учителя.
Выявляют связи между средой обитания и особенностями строения организмов. Выполняют задание |
|
Подведение итогов | Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Оценивает работу во время урока, комментирует оценки. Предлагает составить синквейн по теме и оценить свою работу на уроке. | Слушают учителя | |
Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору, комментирует предложенные задания:
1 уровень: параграф учебника, ответить на вопросы. 2 уровень: параграф учебника, составить тест по изученной теме или сделать подборку стихов, загадок, пословиц по теме урока. 3 уровень: параграф учебника, мини-проект «Значение безпозвоночных животных в жизни человека», акцентируя внимание на животных, которых можно встретить в природе. |
Записывают задание |
Работа по теме «Беспозвоночные животные»
Задание 1. Проанализируйте изображенную схему.
Животные
Одноклеточные Многоклеточные
Беспозвоночные Позвоночные
Задание 2. Используя рассказ учителя заполните таблицу:
Группа животных | Особенности строения, передвижения | Места обитания | Представители |
Кишечнополостные | Могут быть подвижны (медузы), неподвижны (кораллы) | водоемы | Гидра, медуза, кораллы |
Черви | |||
Моллюски | |||
Членистоногие
ракообразные |
|||
Паукообразные | |||
Насекомые |
Задание 3. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.
Сегодня я понял, что животные, у которых нет осевого скелета – позвоночника, называются … К ним относятся очень полезные для почвы беспозвоночные, которые разрыхляют, перемешивают и удобряют ее. Это –… А есть животные, обитающие на суше и в воде, имеющие мягкое тело, чаще всего раковину. Это –… Членистоногих так называют потому, что… Наиболее известные группы членистоногих – ракообразные,…, … Самая многочисленная группа на Земле – это… Животные, состоящие из множества клеток, относятся к …
Задание 4. Составить «Синквейн» беспозвоночным животным.
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна ( существительное);
2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
4 строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
5 строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Итог урока. Оцените себя на уроке.
Закирова Олися Тельмановна, учитель химии и биологии первой квалификационной категории МБОУ Арской СОШ №7
89003259983 olisyazak@mail.ru