Общая характеристика  и многообразие беспозвоночных животных

Общая характеристика  и многообразие

беспозвоночных животных

(Урок биологии в 5 классе)

 

Олися ЗАКИРОВА  

учитель химии и биологии

средней  школы №7.

г.Арск

 

 

 Цель урока Сформировать представления об особенностях внешнего строения, о многообразии жизнедеятельности беспозвоночных животных.
Задачи урока Образовательная: сформировать представления об особенностями строения и жизнедеятельности беспозвоночных животных, познакомить с классификацией беспозвоночных,  их ролью в природе и жизни человека; создать условия для развития познавательного интереса и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации.

Развивающая: продолжить формировать умение самостоятельно искать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательная: поддерживать интерес к изучению биологии

Планируемые результаты (предметные) Учащийся научится проводить простейшую классификацию беспозвоночных;  определять принадлежность биологических объектов к типу беспозвоночные; устанавливать черты сходства и различия у представителей беспозвоночных;  делать зарисовки животных; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей беспозвоночных в природе и жизни человека; будет знать существенные признаки строения и жизнедеятельности беспозвоночных животных;
УУД Регулятивные – научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.

Познавательные – научится: устанавливать причинно–следственные связи в изучаемом круге явлений; систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные – научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.

Личностные: развить навыки владения коммуникативными нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности, привить любовь к   природе, соблюдения правил личной гигиены.

Формы и методы обучения Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации.  дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины Беспозвоночные животные
Образовательные ресурсы  План урока и презентация по теме «Беспозвоночные».

 

Организационная структура урока.

 

Этап урока, цель Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. момент Девочки и мальчики,  мы сегодня продолжим изучение Животные. Мир живой природы огромен и разнообразен. С природой вы встречаетесь всюду. Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку.
1. Актуализация опорных знаний урока. –А сегодня ещё раз убедимся, в этом

Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала:

Сначала давайте вспомним признаки , которые характеры для животных

–Какие особенности характерны для царства животных? (Подвижны, питаются готовыми органическими веществами, сами не могут создавать питательные вещества, отличаются сложным поведением.)

– Как доказать, что амеба обыкновенная и инфузория–туфелька относятся к подцарству простейшие?

(Состоят из одной клетки, все функции организма выполняет клетка, имеют микроскопическое строение.)

Отвечают на вопросы

учителя. Слушают

мнения одноклассников.

Строят высказывания.

II. Мотивации

к изучению

нового мате–

риала. Фор–

мулирование

темы и целей

урока.

Подведение

детей к фор–

мулированию

темы и поста–

задач урока. Составление

плана работы

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:

– Давайте посмотрим на экран. Предлагаю  отгадывать ребус.

,,,,,,чник

Какое  слово получается? (пoзвoнoчник)

– Кaк cвязaнo cлoвo «позвоночник» c живoтными?

– Для чeгo нужeн пoзвoнoчник?

– Все ли животные имеют позвоночник?

– Как вы пoнимaeтe тepмины: пoзвoнoчнoe и бecпoзвoнoчнoe живoтнoe?

Отгадайте загадки и определите к какой группе они относятся?

Одежды себе не шью, а ткань всегда тку.

Нос долог, голос тонок, летит – пищит, сядет – молчит. Кто его убьёт – свою кровь прольёт.

Рыж, да не конь рогат, да не баран дома не любят и на базаре не купят.

Ползёт наоборот, Задом наперёд, Все под водой, Хватает клешней.

– Попробуем сформулировать тему уpoкa?

– Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить?

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока:

– На уроке мы должны познакомиться с классификацией беспозвоночных, изучить основных представителей разных типов беспозвоночных и черты их строения. Я раздала вам рабочие листы, где написано тема нашего урока, эти листы вы после вложите в свои рабочие тетради.

Проанализируйте изображённую схему и скажите, на основании чего их поделили так?

Животные

Одноклеточные                                                Многоклеточные

 

Беспозвоночные         Позвоночные

– Что мы должны узнать о беспозвоночных? (работа с параграфом учебника)

– В конце урока мы найдем ответ, почему эта группа самая многочисленная и широко распространённая?

Выполняют задания учителя.

 

 

Формулируют выводы на основе наблюдений.

 

 

 

 

 

(Паук)

(Комар)

 

(Таракан)

(рак)

 

Определяют тему урока.

Ставят цели, формулируют

(уточняют) тему урока.

 

Выполняют задания на рабочих листах

 

 

 

 

 

 

III. Усвоение новых знаний и способов

действий.

Обеспечение восприятия, осмысления

и первичного запоминания знаний, выявления учащимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. Подведение детей к самостоятельному выводу способа действий с информацией.

К беспозвоночным относятся около 95% всех современных видов животных: Многие представители этой группы не имеют ничего общего, кроме отсутствия позвоночника, различий между ними гораздо больше, чем сходства.

https://rutube.ru/video/a9cc948c4aac67bc7be1992c8bad7a20/      (просмотр видео)

Сегодня на уроке мы рассмотрим представителей беспозвоночных животных.

 

Губки – самые нестандартные животные нашей планеты. Срок жизни у них в среднем 20 лет, но есть виды, которые способны проживать до 1500 лет. У этого живого организма нет мозга, пищеварительной системы, тканей и органов, но все же их относят к животным. Губки способны к регенерации. Если просеять губку через сито, то она все равно сможет восстановиться. Особенно важна их роль в процессах естественного самоочищения водоёмов от гниющих остатков и бактерий. С помощью жгутиков губки пропускают через своё тело большое количество воды. Так, губка высотой 7 см фильтрует за сутки 22,5 л воды. Поэтому некоторых губок используют в аквариумах как фильтраторы воды.

Следующий тип животных бесподобно красивы и смертельно опасны. Они бывают крошечными как песчинка – или настоящими гигантами, с щупальцами длиной в девятиэтажный дом. Некоторые из них пластичны и находятся в постоянном движении. А некоторые – абсолютно неподвижны и с виду почти не отличаются от растений.  А ещё они могут быть бессмертны! Это Кишечнопо́лостные. Существенный признак кишечнополостных животных – наличие в их теле кишечной полости – от чего и  название типа. На переднем конце тела расположено ротовое отверстие, окружённое щупальцами. На щупальцах есть стрекательные, которые выполняют защитную функцию. В капсуле стрекательных клеток находится парализующий яд, при приближении опасности ли жертвы  ядовитые вещества поступают в специальный канал, который расположен в стрекательной нити и направляется к телу жертвы. К кишечнополостным относят гидру, медуз, коралловых полипов.

Физкультминутка. БАБОЧКА

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется. Бабочка кружит и вьется.

Древнейшие представители этих беспозвоночных появились на Земле около 65 млн лет назад. Впрочем, за миллионы лет эволюции их потомки не так уж и сильно изменились. Это Черви – группа многоклеточных животных с вытянутым телом, без опорных (скелетных) образований. Они обитают в почве, морях и пресных водоёмах. Многие черви являются паразитами растений, животных и человека. Размеры червей разнообразны: от 2–3 мм до нескольких метров в длину. По форме тела всех червей делят на три типа: Плоские черви, Круглые и Кольчатые черви. Представители этих типов имеют как общие особенности, так, и различия.

Тип Плоские черви – самые примитивные черви. Из всех их классов только ресничные черви живут сами по себе, в основном в воде, как солёной, так и пресной.  Плоские черви планарии обладают удивительными способностями к регенерации и могут полностью восстановить своё тело, даже если 95% его было утрачено. А вот все остальные плоские черви – паразиты. У них нет ни кровеносной, ни дыхательной системы. Кислород они получают, усваивая его всей поверхностью тела.

Тип круглые черви  обитают повсюду, в водоемах и мокрой почве, им свойственны как свободный образ жизни, так и паразитизм. Тела их червей напоминают нити, веретена, бочонки или лимоны, в зависимости от вида. Черви очень отличаются по размерам – от совсем крошечных, не достигающих миллиметра, до восьмиметровых гигантов.

Тип Кольчатые черви (Кольчецы) – включает животных, тело которых состоит из повторяющихся сегментов, или колец. Это– наиболее прогрессивная группа червей, у которых возникли кровеносная система, сегментированное тело, парные органы движения – прообраз будущих конечностей. Если потрогать дождевого червя, вы почувствуете выросты тела  расположенными на боках каждого сегмента, – параподиями (похожими на ноги).

Все черви без исключения являются звеном в цепи питания. Они употребляют в пищу бактерии, одноклеточные водоросли, простейшие животные и сами служат пищей для ракообразных, взрослых рыб и мальков. Паразитические черви приносят огромный вред здоровью человека. Вызывают болезни культурных растений, а это  приводит к уменьшению их урожайности или же гибели. Некоторые черви являются паразитами членистоногих. И это использует человек для биологической борьбы с ними. Некоторые пиявочные виды таких червей используются для лечения человека от тромбозов.

.          Этому  типу относятся самые интеллектуальные животные. Они могут решать сложные задачи и запоминать информацию – Осьминоги.  Моллюски наземные и водные животные с мягким нечленистым телом, покрытым кожной складкой – мантией. Тело моллюсков состоит из головы, туловища и ноги. У большинства моллюсков есть раковина. К моллюскам относятся улитки, мидии, устрицы, кальмары, каракатицы, осьминоги.  Моллюски  очень любит человек, они вкусны, питательны. Все знают, что жемчуг – это соринка внутри раковины моллюска, которую моллюск покрывает в несколько слоев перламутром, чтобы соринка не кололась. Получается жемчуг. Природный жемчуг очень ценится. И используется для создания великолепных украшений.

.                   Сколько разных безпозвоночных этого типа обитает на Земле, никто точно не знает. Оценки учёных разнятся до 2 до 30 миллионов видов, причём большая их часть до сих пор не только не изучена, но и попросту не обнаружена, хотя новые открываются каждый год, и в больших количествах. Зоологи считают, что 2/3 всех видов живых существ на нашей планете относится именно к этому типу животных. Это:Членистоногие – животные с сегментированным телом и членистыми конечностями (отсюда и название животных «членистоногие»). Снаружи их тело покрыто твёрдой кутикулой, который образуется панцирь, защищающий тело и выполняющий функцию наружного скелета. К членистоногим относят Ракообразных, Паукообразных и Насекомых. Самым многочисленным из этих классов являются насекомые. Их более 1 млн видов. Самая разнообразная группа насекомых – жуки. Их характерный признак – наличие жёстких и прочных передних крыльев, называемых надкрыльями.

Значение членистоногих в жизни человека также огромно.  Муравьи и божьи коровки поедают насекомых, вредящих сельскому хозяйству. Медоносная пчела производит мед и другие продукты, из которых изготавливается большое количество лекарственных препаратов. Хитин из панцирей раков также используется в фармацевтике.  Из яда, вырабатываемого паукообразными животными, изготавливаются снотворные средства.  Некоторых членистоногих человек употребляет в пищу. Но членистоногие играют не только положительную роль. Жук – короед, клопы, саранча наносят вред зерновым культурам и культурным растениям. Инфекционные заболевания переносят клопы, мухи, москиты, тараканы, блохи. Укусы пауков и скорпионов опасны для здоровья человека. Существуют паразитирующие виды членистоногих, которые живут и питаются за счёт хозяина.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

 

 

 

 

Фиксируют  новые термины и понятия.

 

 

Систематизируют информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Туловище вправо, влево.)

(Туловище вперед, назад.)

(Руки вверх, потянуться.)

(Руки вверх, вправо, влево.)

(Покружиться.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют таблицу на рабочих листах.

 

IV. Первичное закрепление Подводит учащихся к выводу об особенностях строения беспозвоночных, сходстве строения различных групп беспозвоночных.  Организует коллективную работу

– Итак, пришло время ответить на вопрос: почему эта группа самая многочисленная и широко распространённая?

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

Сегодня я понял, что животные, у которых нет осевого скелета – позвоночника, называются … К ним относятся очень полезные для почвы беспозвоночные, которые разрыхляют, перемешивают и удобряют её. Это –… А есть животные, обитающие на суше и в воде, имеющие мягкое тело, чаще всего раковину. Это –… Членистоногих так называют потому, что… Наиболее известные группы членистоногих – ракообразные,…, … Самая многочисленная группа на Земле – это… Животные, состоящие из множества клеток,  относятся к …

Отвечают на вопросы учителя.

Выявляют  связи между средой обитания и особенностями строения организмов.

Выполняют задание

Подведение итогов Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Оценивает работу во время урока, комментирует оценки. Предлагает составить синквейн по теме и оценить свою работу на уроке. Слушают учителя
Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору, комментирует предложенные задания:

1 уровень: параграф учебника, ответить на вопросы.

2 уровень: параграф учебника, составить тест по изученной теме или сделать подборку стихов, загадок, пословиц по теме урока.

3 уровень: параграф учебника, мини-проект «Значение безпозвоночных животных в жизни человека», акцентируя внимание  на животных, которых можно встретить в природе.

Записывают задание

 

Работа  по теме «Беспозвоночные животные»

Задание 1. Проанализируйте изображенную схему.

Животные

Одноклеточные                            Многоклеточные

 

Беспозвоночные             Позвоночные

Задание 2. Используя рассказ учителя  заполните таблицу:

Группа животных Особенности строения, передвижения Места обитания Представители
Кишечнополостные Могут быть подвижны (медузы), неподвижны (кораллы) водоемы Гидра, медуза, кораллы
Черви      
Моллюски      
Членистоногие

ракообразные

     
 Паукообразные      
 Насекомые      

 

Задание 3. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

Сегодня я понял, что животные, у которых нет осевого скелета – позвоночника, называются …     К ним относятся очень полезные для почвы беспозвоночные, которые разрыхляют, перемешивают и удобряют ее. Это –…             А есть животные, обитающие на суше и в воде, имеющие мягкое тело, чаще всего раковину. Это –…          Членистоногих так называют потому, что…                 Наиболее известные группы членистоногих – ракообразные,…, …              Самая многочисленная группа на Земле – это…                         Животные, состоящие из множества клеток,  относятся к …                   

Задание 4. Составить «Синквейн» беспозвоночным животным.

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна  ( существительное);

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

4 строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме

5 строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Итог урока. Оцените себя на уроке.

 

Закирова Олися Тельмановна, учитель химии и биологии первой квалификационной категории  МБОУ Арской СОШ №7

89003259983            olisyazak@mail.ru