Образы-символы в сказках А.С.Пушкина

 

Альбина САГИДУЛЛИНА,

учитель русского языка и литературы

 I квалификационной категории

Елховской средний школы

 Альметьевского муниципального района.

   

Объект исследования являются: образы-символы в сказках А.С.Пушкина, как основоположники нравственных ценностей добра и зла, справедливости.

Предмет исследования: произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Цели работы: выявление образов – символов в сказках А.С.Пушкина

и их толкование, а также значение в реальной жизни.

Задачи: изучить тексты художественных произведений; раскрыть функции образов-символов; показать значение нравственных ценностей: добра и зла в настоящее время

Актуальность темы:

Изучение данной темы актуально. Во-первых, А.С.Пушкин – это  великий поэт русского народа и его творчество представляет огромный интерес: мы стремимся больше читать и узнавать произведения данного писателя, понимать через них не только его величие, но и самих себя. Во-вторых, образы-символы  часто играют огромную роль в раскрытии судьбы героев и персонажей произведения. А.С.Пушкин любил использовать в своих сказках разные образы-символы, которые подчеркивают неразрывную связь человеческих судеб с природой. Его произведения мы изучаем каждый год, и если будем обращать внимание на символику, то мысли и отношение великого поэта к жизни героев нам станет понятным и интересным.

Результаты моего исследования можно  применять на уроках литературы при

анализе творчества поэтов и писателей, а также во внеурочной деятельности.

В своей работе я попытаюсь определить, какие значения имеют символические образы в произведениях:  «Сказке о царе Салтане» и «Сказке о рыбаке и рыбке» (эти произведения мы изучали в начальных классах, но так как  мне очень нравятся сказки я перечитала их еще раз и в этом году, просто для себя, чтобы еще раз окунуться в мир волшебства). Мы часто на уроках литературы обращаемся к образам-символам, которые являются основоположниками нравственных ценностей: добра, зла, справедливости  и стараемся раскрыть их роль со значением. Пушкин широко осветил все темы в своих произведениях, но сказки являются самыми народными и любимыми не только для детей, но и большинства взрослых. Ведь это мир волшебства, лиризма, народного фольклора, который полон чудес. И перечитывая всем известные сказки, хочется надеяться и верить, что добро всегда будет побеждать зло, а справедливость восторжествует, жадность и корысть будут наказаны. И все в мире станет гармоничным и равным. Действительно, реальная жизнь очень сильно отличается от вымышленного мира, но персонажи не меняются. Они также показывают себя добрыми, злыми, алчными людьми, а это как в нашей действительности, где идет выживание сильных или слабых сторон.

Автор очень хорошо показал народный фольклор – это питательная среда литературы. Фольклорные сюжеты, выразительно-изобразительные средства вливаются в русскую литературу и придают ей национальное своеобразие. Поэт увлекался народным творчеством. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма, – писал он. – Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!».

Его сказки, сложенные по образцу народных, «удерживали прелесть и свободу сказочного чуда» (В.П.Аникин), народный склад. Поэтому в них, как и в народных, открывался мир удивительных чудес: возникший на пустынном острове златоглавый город «с теремами и церквями», и затейливая белка, которая «песенки поет, да орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые». Здесь присутствуют не только образы-символы, но и весь колорит простой народной жизни.

 

Взгляды критиков на сказки Пушкина.

В критической литературе неоднократно взыскивались разные мнения о

произведениях Пушкина, да и вообще о сказках. В свое время другие писатели и поэты не совсем хорошо отзывались по поводу сказок Александра Сергеевича, нужно отметить, что в то время основными «сказочниками» были Пушкин, Жуковский, Ершов. И многие критики в своих статьях, сравнивая их произведения, отдавали предпочтения другим, но не Пушкину. Я считаю, что  это связано, наверное, с тем, что у каждого свое мнение. Да и писатели состязались своими умениями лучше писать. В центре критических выступлений, вызванных произведениями в этом жанре, стоял вопрос о взаимоотношениях литературной сказки с подлинным миром русского сказочного фольклора. А основным требованием критики 1830-х годов к литературной сказке было творческое отношение к фольклорному материалу. Однако после многочисленных споров Языкова Н.М., Станкевича Н.В., Белинского В.Г., Полевого Н.А. сказки Пушкина стали  более востребованными, чем были. По мысли Белинского, Пушкину глубже, чем кому бы то ни было, удалось проникнуть в жанровые законы сказки (в ее внутреннюю структуру) и, отрешившись от собственной индивидуальности, создать некий «экстракт» русской народной сказки. И в своем сочинении Белинский в 1846 г. говорил: «Это не народная сказка; народу принадлежит только ее мысль, но выражение, рассказ, стих, самый колорит – все принадлежит поэту». [5,576]. Да, именно поэту, который смог раскрыть народный дух и фольклор, объединив в одно целое. Вот и получились народные сказки, горячо любимые и поучающие нас тому, что добро будет всегда вознаграждено, а зло наказано и правда восторжествует.

 

Образы-символы в сказках Пушкина

Сказки Пушкина многоплановы, национальны и очень символичны. Это не просто пересказы волшебных сюжетов, а настоящие авторские творения, в которых очень хорошо заметна вся сила таланта создателя. Поэтому они до сих пор захватывают читателей.  А для детей являются жизненным ориентиром, способным научить нравственным качествам. Они объясняет, зачем необходимо усердие в работе и старательность, учат трудолюбию, находчивости и смекалке, а еще, сказка учит преодолевать страх и показывает, чем иногда опасна беспечность. Так какие же образы-символы встречаются в сказках?

В «Сказке о Салтане»  вспоминается белая красавица-лебедь, терзаемая злым коршуном. Гвидон спасает ее, убивая страшного пернатого хищника, значит, уничтожает зло. Эта сцена, как и образы ее участников, глубоко символична. Так как  Лебедь – прекрасная белая птица. Издавна у русского народа она считается символом чистоты, красоты и глубокой преданности. Белоснежная, изящная птица любит один раз на всю жизнь, и мы понимаем, что Гвидону очень повезло: он нашел верную супругу, на которую всегда может положиться. Кроме того, царский сын спасает ее от верной гибели. Сильный образ-символ в сказке это колдун, который превращен автором в злого коршуна. Схватка двух птиц – это противостояние двух вечных тем: добра и зла.  И светлым бы силам не победить, если бы не вмешался простой человек:

Бьется лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней;

Та бедняжка так и плещет,

Воду вкруг мутит и хлещет…

Тот уж когти распустил,

Клев кровавый навострил…

Но как раз стрела запела,

В шею коршуна задела –

Коршун в море кровь пролил,

Лук царевич опустил;

Смотрит: коршун в море тонет

И не птичьим криком стонет,

Лебедь около плывет,

Злого коршуна клюет,

Гибель близкую торопит,

Бьет крылом и в море топит…[4,610]

Кроме того в сказке Царевна-Лебедь представлена удивительной, которая «днем свет божий затмевает, ночью землю освещает, месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». Ее образ соотносится с фольклорными героинями: «а сама-то величава, выступает будто пава; а как речь-то говорит, словно реченька журчит».

Символически мощных образов в сказках Пушкина – множество. Давайте вспомним, как начинается все та же «Сказка о царе Салтане»:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком. [4,606]

Три пряхи являются очень ярким образом-символом, которые относятся к греческой мифологии.

Ткачиха и повариха – две завистливые сестры молодой царицы, постоянно пытающиеся поменять судьбу неугодного им племянника, который превращаясь то в комара, муху и шмеля, смог узнать обо всех планах завистливых теток. И в конце Салтан воссоединяется со своей супругой и прощает ее сестер. Пушкин отходит от греческой традиции и показывает победу добра над злом, справедливости.

Образ дуба . В славянской мифологии дуб – покровитель рода, семьи дерево, стоящее у порога жизни и смерти. Если в «Руслан и Людмиле» дуб с золотой цепью, по которой ходит кот-ученый использовался Пушкиным как символ богатства нового царства, а в нашей сказке – как символ дикого, необитаемого острова:

Мать и сын теперь на воле,

Видят холм в широком поле,

Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом…

В море остров был крутой,

Не привальный, не жилой;

Он лежал пустой равниной;

Рос на нем дубок единый.[4,609]

Образ белки, ели с золотыми орехами – символ цивилизованного острова, а

заодно и символ его богатства.

Орлица-символ материнской любви и заботы. Сравнивая царицу с орлицей,

Пушкин подчеркивал защитную ее силу:

И царица над ребенком,

Как орлица над орленком…

Остров Буян – символ изобилия, достатка.

Можно сделать вывод, что данная сказка учит тому, что какими бы ни были условия, зло всегда побеждается добром. И никакие козни, и интриги не могут противостоять правде. Ведь в конце сказки все интриги раскрылись. Добро победило.

Во второй «Сказке о рыбаке и рыбке» автор раскрывает еще один символически наполненный образ. Это золотая рыбка, которая по представлениям многих народов, должна приносить удачу и богатство. В произведении  так и происходит. Попавшая в невод морская владычица охотно выполняет все желания старухи. Причем, сварливая героиня не хочет ничего вечного, мудрого, доброго, ее интересует только материальное: богатство, чины, шикарные хоромы. И рыбка все это охотно приносит, полностью выполняя свое мифологическое предназначение. Однако тут Пушкин использует еще один мощный символ, который потом прочно войдет в народное сознание: разбитое корыто. Благодаря именно бессмертному произведению великого классика, оно стало знаком чрезмерной жадности и разбившихся алчных надежд:

Долго у моря ждал он ответа,

Не дождался, к старухе воротился —

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.[4,634 ]

Автор показал, что все можно  получить, но нужно знать меру, так как легко и потерять. Старуха захотела владеть всем миром, а рыбка как символ-образ не допустила этого. Алчность и жадность смогли пресечь во имя справедливости, что во всем должна быть мера своих желаний.

Сказки Пушкина написаны в живой и стихотворной форме, созвучной народным напевам и сказаниям. Фольклор вдохновил поэта и обогатил его творчество красочными образами и сюжетами.

Заключение

В процессе исследования сказок Пушкина я поняла, что много интересного можно узнать, исследуя какую-либо тему. Это моя первая исследовательская работа. И заново перечитывая данные сказки, я не только вспомнила их содержание, но и открыла для себя что-то новое, раскрыла образы-символы, как основоположники нравственных ценностей добра и зла, справедливости, а также исторические места, которые использованы Пушкиным в сказке.  Работа над символами сказки меня научила быть внимательной к художественному слову, понимать смысл выражений и предметов, задуматься над тем, с какой целью использовал поэт то или иное слово или предмет. Ведь в реальной жизни тоже есть образы-символы как знаки, несущие какой-то поучительный смысл. Я считаю, что сказки А.С.Пушкина актуальны и сегодня, они жили, и будут жить в наших сердцах, поскольку мы изучаем его творчество не только на уроках русской литературы, но и во внеурочной деятельности.

 

Список используемой литературы

  1. Пушкин А.С. Избр. произв. – М.: Дет. лит., 2009.
  2. Пушкин А.С. Собр. соч. в трех томах – Т.1. -–М.: Худож. лит., 2004.
  3. Пушкин А.С. Собр. соч. в трех томах – Т.3. – М.: Худож. лит., 1987.
  4. Пушкин А.С. Собр. соч. в трех томах – Т.1. – М.: Худож. лит., 1987.
  5. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 7. С. 576

6.«Жили-были» Русская литературная сказка века. Воениздат,1993–348с.

7.Зубарева Е.Е. Детская литература. Детская литература. – М.: Просвещение.

8.Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина – М.: Просвещение, 1989. – 346 с.

  1. Мифы народов мира, т. 1, М. 1980. с. 23.
  2. Новиков Н. В. Русская сказка в записи первой половины XIX века // Русские сказки в записях и публикациях первой половины XIX века. М.; Л., 1961.

11.Сапожков, С.В. Сказки А.С. Пушкина как поэтический цикл. Детская

культуры народов Тюмень. обл.] / Иван Разбойников, 183,[3] с. 20 см, Тюмень

литература. – М., 1991.

 

Интернет-ресурсы

  1. https://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/isf/isf-134-.htm?cmd=p

2.https://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/53-neissyakaemyi_istochnik_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo/stages/2593-pushkin_i_folklor_narodnye_skazki_pushkina.html

  1. http://hronika.su/obrazy-simvoly-v-skazkah-pushkina/