Образовательная площадка «Интегрированный кружок естественно-научного цикла «Эврика»

Регина ФАСХУТДИНОВА,

учитель биологии I квалификационной категории многопрофильного лицея 185 г. Казани

Открытая образовательная среда–один из трендов современности. Непрерывное самообразование в течение всей жизни позволяет современному человеку быть готовым к быстрым социокультурным изменениям современного мира и даёт возможность быть востребованным в выбранной профессии.

Впостоянно развивающемся мире возникает необходимость использования следующих принципов, так называемых принципов «4К»: коммуникабельность, креативность, командная работа, компетентность.

Организация открытой образовательной среды, с учетом персонализации позволяет учащимся включиться в процесс составления индивидуальной траектории обучения. С другой стороны, решить задачу эффективности выпускника в области планирования, реализации, контроля собственной деятельности требует ФГОС. На мой взгляд не все средства одинаково эффективны и требуют чёткой систематизации.

Сегодня в рамках школьного образования существуют методические разработки, в части по формированию привычки непрерывного обучения, профориентации, развития компетенций, метапредметных навыков и пр., которые должны быть эффективно и системно применятся для подготовки школьников с целью адаптации к дальнейшей жизни глобализации и экспоненциального роста информации.

Организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательногопроцесса в школе, которая позволяет структурированно решать не только образовательные задачи, но и задачи воспитания и социализации детей. Для решения поставленных задач, мне показалась целесообразным формирование модели интегрированной образовательной платформы,носящей межпредметный характер (биология, химия и физика) «Эврика».

Цели платформы: повышение уровня мотивации учащихся через межпредметно-проектную деятельность.

Принципы: наставничество, менторство учеников, работа с разновозрастными группами.

Учащиеся, выполняя проекты, имеют возможность выполнять задания по разным направлениям деятельности затрагивая интересующие их сферы знаний. Ученик попадает в особое образовательное пространство, позволяющее реализовать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать углубленно материал естественно-научного содержания на ценностном уровне, развивать не только предметные, метапредметные и личностные компетенции.

 

Одним из преимуществ внеурочной деятельности является возможность индивидуализации через представление обучающимся выбора осваиваемого материала из широкого спектра знаний. Освоениематериала, находящегосяв зоне ближайшего развития, создаёт ощущение успешности учащегося в образовательной деятельности вне зависимости от уровня фактических знаний, что приводит к мотивации и проявлению уникальных качеств учащегося. Описанный выше подход позволяет выявлять и поддерживать одарённость учащихся.

Элементом мониторинга и управления указанной выше образовательной площадкиявляется принципы критериального оценивания которые позволяют проводить самоанализ и корректировку деятельности всех участников.

Образовательная платформа «Эврика» предполагает следующие методы организации образовательной деятельности:

  1. Исследование. Имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Обучение школьников специальными знаниями, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске. На кружке ведется разбор исследований, их научность и практическое значение.
  2. Проект. Имеет структуру проектовInternationalBaccalaureateSystem
  3. Олимпиадная работа. В рамках кружка «Эврика» выполняется

подготовка к олимпиадам, путем разбора и решения олимпиадных задач. На играх, которые проводятся внутри кружка, основываясь на межпредметных связях, учащиеся строят логические цепочки, и рассматривают все вопросы более детально.

  1. Проведение пришкольных естественнонаучных лагерей. На базе школы, опираясь на задачи, которые преследуетплощадка, работает пришкольный интеллектуальный лагерь «Эврика», в который попадают учащиеся, достигшие определенных успехов в обучении. В этом лагере, за основу берется деятельность на площадке«Эврика», осуществляется обучение учащихся с использованием полевых практик, и связь с природой и ее явлениями. Благодаря этому, у учащихся не наблюдается отрыва теоретических знаний от практических. Более остро рассматриваются межпредметные связи, тем самым формируя целостную картину мира у учащихся. Образовательная среда как никогда становится открытой и приближенной к реалиям жизни.
  2. Проведение внутришкольных мероприятий (НПК, брейн-ринг). Полученные знания, учащиеся оттачивают и углубляют, участвуя и являясь организаторами внутришкольных мероприятий и игр, наставники составляют задания и правила игр, мы же, учителя лишь координируем их.
  3. Участие в НПК. Огромным плюсом работы кружка «Эврика» я считаю возможность с проведенными исследованиями и проектами участвовать в НПК. Тем самым позволяя детям почувствовать себя успешнее, развить искусство выступать на публике, открыто отвечать на заданные вопросы.
  4. Проведение научноестественных экспедиций. В рамках кружка и летнего лагеря, который основан наплатформ, без данных экспедиций очень сложно обратить внимание детей на связь окружающего мира и тех межпредметных связей, которые изучаются в школе. Проведение экспедиций позволяет учащимся более широко взглянуть на процессы, происходящие в природе.

Таким образом, системные элементы, декларированные в этой статье, призваны подтолкнуть учащихся к новому образу мышления и созданию возможности персонализации образовательной траектории в рамках общеобразовательной массовой школы. Богатая образовательная среда, с применением методов проектной деятельности, управляемой системой критериального оценивания позволят достигнуть поставленной действительностью цели.