Образ Пушкина в изобразительном искусстве XIX – XX веков

№ 119

Альбина ИБНЕЕВА, Лилия РАХИМЗЯНОВА,

учителя начальных классов средней школы № 184 им. М.И.Махмутова г. Казани

После смерти поэта его образ вдохновляет многих мастеров изобразительного искусства ХIX – ХХ веков. Пушкин становится персонажем многих произведений живописи и графики, созданных Н.Н.Ге, И.Е.Репиным, Л.О.Пастернаком, В.А.Серовым, Г.Г.Мясоедовым, М.В.Добужинским, А.Н.Бенуа, Н.П.Ульяновым, В.Н.Горяевым и другими крупными художниками. Из жанров изобразительного искусства, вдохновленного пушкинской темой, на первое место выходит сюжетная картина, которую легко связать с определенным периодом жизни и творчества поэта с каким-либо конкретным его произведением.

Осмысление пушкинской темы в сюжетной картине начинается полотном Н.Н.Ге «Пущин у Пушкина в Михайловском». И настроение, и художественный строй холста во многом определяются воспоминаниями Пушкина. В пластической трактовке эпизода обращает на себя внимание стремление художника дать оценку пушкинского гения. Яркий солнечный луч, падающий из окна, соединяет портрет Байрона и голову Пушкина, что подчеркивает символическую близость двух гениев поэзии. Образ Пушкина воссоздан и в других сюжетных произведениях живописи, они помогают нам в зримом восприятии жизненного и творческого пути поэта. Среди них можно выделить картины А.А.Наумова «Дуэль Пушкина с Дантесом», Г.Г.Мясоедова «Пушкин и его друзья слушают декламацию Мицкевича в салоне княгини З.Волконской» (1905 – 1907), И.ЕРепина «Пушкин на лицейском акте» (1911), Н.П.Ульянова «Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу» (1936). Заслуживают упоминания и графические композиции П.Ф.Бореля, А.А.Пластова, В.А.Фаворского и других художников.

Большой интерес представляют картины и произведения графики, которые тематически и сюжетно близки созданиям Пушкина. Уже самим названием полотна – «Пушкин у моря; «Прощай, свободная стихия!» – художники И.Е.Репин и И.К.Айвазовский подчеркивают близость картины духу стихотворения «К морю». Менее известна картина Л.О.Пастернака «Пушкин на берегу моря» (1896), которая созвучна по настроению элегии «Погасло дневное светило…». Запоминающийся образ поэта создает в акварельном рисунке «Пушкин в парке» (1899) художник В.А.Серов. Артистически исполненный портрет поэта, сидящего на скамейке, соединяется здесь с порывисто изображенным осенним пейзажем. Акварель Серова является графическим воплощением поэтического вдохновения и вызывает в памяти строки из «Осени».

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы…