Обобщение темы «Углеводы»

 

(Урок химии в 10 классе. Профессия учителя в призме химических знаний)

Гульнара ВАХИТОВА,

учитель химии высшей квалификационной категории гимназии №10 г. Зеленодольска   

Цель: развитие личностных особенностей учащихся через организацию повторения темы по химии  и творческой работы.

Задачи:

образовательные:

– повторить и обобщить тему «Глюкоза»;

– дать представление о сложной и интересной профессии учителя через игровые импровизации посредством химических знаний;

развивающие:

– способствовать развитию у учащихся критического и образного мышления;

– создать условия для усиления познавательной активности;

– продолжить развитие мотивации к изучению учебного предмета химии;

воспитательные:

– воспитывать готовность к осознанному выбору профессии;

– развивать навыки коллективных взаимоотношений, инициативность;

– воспитывать уважение к учительскому труду;

– развивать качества лидера, организатора творческих дел;

– воспитывать патриотическое отношение к историческим личностям.

Технологии: проектная технология:

информационная: нацеленная на сбор и анализ информации по теме «Глюкоза» для представления аудитории;

ролевая и игровая: направленные на моделирование деловых ситуаций.

Дискуссия.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проектный.

Социальные формы обучения:  групповая, парная, индивидуальная.

Средства обучения: химическое оборудование и реактивы, мультимедийный комплекс,  карты-путеводители, карточки с заданиями.

Этапы урока

I        Актуализация знаний

II       Формирование умений и навыков

III      Проверка усвоения знаний

IV      Рефлексия

V       Составление синквейна

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Мотивация учебной деятельности

(На слайде  вопрос «Какой он, современный учитель?».)

Учитель. Чтобы ответить на этот вопрос, надо представить себя в роли учителя.

Составим алгоритм действий:

– Представить. Увидеть. Услышать.

– Понять. Проанализировать.

– Сделать выводы.

(Учащиеся работают в группах по двое или по четыре человека, в зависимости от задания.)

На столах:

  1. Карты-путеводители: «Классификация нравственных типов личности» (по П.Ф. Лесгафту), «Приемы привлечения и удерживание внимания».
  2. Карточки с заданиями.
  3. На демонстрационном столе химическое оборудование.

III. Актуализация знаний по теме «Глюкоза»

(В представлении учащегося в роли учителя.)

Обобщение и повторение темы «Глюкоза» по плану:

  1. Нахождение в природе. (1-я группа);
  2. Физические свойства. (2-я группа);
  3. Строение молекулы. (3-я группа);
  4. Химические свойства глюкозы. (4-я группа);

(В парах тихо рассказывают друг другу, повторяют домашнее задание.)

Помощь. Презентация проекта «Глюкоза, ее строение, свойства и значение», подготовленная  группой учащихся.

  1. IV. Формирование умений и навыков. Проверка усвоения знаний

Задание №1. Объяснить тему «Глюкоза» по-разному. Представим, что каждый учитель обладает разными качествами, что выражается в темпе речи, манере изложения, владении жестом, мимикой. (Карта-путеводитель)

Используем:

– карточку – задание;

– ученический эксперимент (при этом соблюдаем правила техники безопасности): объяснение некоторых свойств моносахарида – глюкозы через уравнения реакций:

а) заимодействие глюкозы с гидроксидом меди;

б) реакция «серебряного зеркала».

Сделать выводы: анализируем представление  каждой группы, используя карту-путеводитель А. (Из какого типа личности может «получиться» учитель?)

Задание №2. Расставить цифры 1, 2, 3… по значимости характеристик для профессии учителя:

обаятельный;

понятная речь;

речь большим количеством научных терминов;

удачный макияж;

знание учебного предмета;

модная одежда;

знание психологии;

владение экспериментом;

перед уроком посмотреть в зеркало;

способность к импровизации;

яркая личность;

знание ИКТ.

(На экране через проектор вопрос «Что примерно должно соответствовать педагогу в большей степени?» и  предполагаемые ответы.)

Сделать выводы:  анализируем ответы  каждой группы.

Задание №3 (группы по 4 человека).

Составить прилагательные из букв в слове «химия», относящиеся к качественным характеристикам педагога.

Примерные ответы:

Х харизматический Х хитроумный
И интеллигентный И идеальный
М мужественный М мобильный
И интересный И интеллектуальный
Я яркий Я ясный
       
Х храбрый Х хороший
И изобретательный И инициативный
М мудрый М миролюбивый
И ироничный И иммуннитетный
Я ясновидящий Я ясномыслящий

 

Сделать выводы: анализируем ответы  каждой группы.

Задание №4. Среди учёных-педагогов XIX века одно из главных мест занимает, несомненно, К.Насыри – человек широкого кругозора и разнообразных научных интересов. Он всецело посвятил себя исследованию и решению проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения. Особый интерес представляет богатейшее наследие К.Насыри в области методики естественно-математических дисциплин. Оно ценно тем, что все его научно-методические рекомендации основываются на общих психолого-педагогических закономерностях учебного процесса, максимально приближены к запросам практики. (Здание гимназии расположено на улице Каюма Насыри, в гимназии создан этнографический музей имени Каюма Насыри, учащиеся педагогических классов – члены совета музея.)

К.Насыри собирал, приводил в систему народные загадки, поговорки, образные выражения. Задание заключается в следующем: необходимо объяснить образное выражение. (Группы по 2 человека.)

  1. У него и кот зайцев ловит.
  2. Попусту собака лает – гостей незваных созывает.
  3. Дома и похлебки не сварит, а на миру кашу варить норовит.
  4. Уплыло облако – не поймаешь.
  5. Сам не знает и у других не спросит.
  6. Ты сердишься? Укуси себя за нос.
  7. И верблюд, и пуговица – все подарок.
  8. Не умеющему плясать все музыка виновата.

Сделать выводы:  обсуждаем  объяснения каждой группы.

Задание №5. Глюкоза состоит из 3 элементов: углерода (С); водорода (Н); кислорода (О). Нарисовать продолжение химической структурной формулы по теме «школа». (Группы по 2 человека.) Можно предложить рисовать на классной доске.

Задание №5.  Ораторское искусство.

Умение завоевывать и удерживать внимание аудитории – несомненно одно из важных профессиональный качеств преподавателя.

Необходимо выступить по теме, используя сообщения, подготовленные к уроку: «Мед», «Шоколад», «Фруктоза».

Каждой группе возможно использовать два приема из карты-путеводителя Б «Приемы привлечения и удерживание внимания».

Сделать выводы: анализируем выступления каждой группы, эффективность приемов в дальнейших публичных выступлениях.

  1. V. Рефлексия

Что узнали нового по теме «Глюкоза»?

Насколько сложными оказались задания для выполнения?

Как учить? Какие методы, средства помогают процессу обучения?

Какими качествами должен обладать педагог?

Что кажется трудным в «преподавании» химии?

Ваши предложения  и замечания по уроку.

  1. VI. Составление синквейна
  2. Пожелания ученикам.
  3. Пожелания учителям.

VII. Подведение итогов урока

Выставление отметок. Отметить наиболее активных учащихся.

На экране слова  Каюма Насыри:

  1. «Знания, полученные в детстве, подобны орнаменту, выбитому на камне».
  2. «Глупо уважать людей лишь за их почтенную внешность, если за ней нет ни ума, ни доброты. Ученость, воспитанность, прекрасные душевные качествами – вот за что следует почитать».
  3. «Если ты педагог и воспитатель, так воспитывай своих подопечных, чтобы твое воспитание сказывалось на них до конца их жизни».