Обобщение и повторение тему «Применение теоремы Пифагора»

№ 120

(Урок математики в VIII классе)

Лейсан АХМАДУЛЛИНА,

учитель математики I квалификационной категории средней школы №171 г. Казани

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы обучения: метод проблемного обучения, исследование, беседа, самостоятельная работа со справочным материалом.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Цели урока:

продолжить формирование умения применять теорему Пифагора при решении задач;

– выделить практическую значимость данной теоремы в реальной жизни;

– развивать логическое мышление, обеспечить возможность и создавать условия для более широкого изучения данной темы для желающих.

Задачи урока:

предметные результаты: применение полученных знаний на практике, формирование умений учащихся решать задачи на нахождение неизвестной стороны прямоугольного треугольника.

Метапредметных результаты:

регулятивные: умение определять последовательность действий, работать по составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уроке и вносить необходимые коррективы, уметь оформлять мысли в устной форме, слушать и понимать речь окружающих;

познавательные: создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

личностные: ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Оборудование: тетрадь, раздаточный материал, презентация, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, кубик Блума.

                                                                          Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УДД

I. Самоопределение к деятельности

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредствам эмоциональной обстановки (1 мин.)

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Я рада приветствовать вас и предлагаю вам начать наш урок с улыбки. Так улыбнитесь же друг другу, и пусть всем нам сопутствует успех во всех начинаниях!.В своем оценочном листе, который есть у каждого из вас, нарисуйте, пожалуйста, смайлик, который соответствует вашему настроению, с которым вы пришли на урок Приветствует учащихся; проверяет готовность класса            к уроку; организует внимание Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание Личностные: мотивация на учебные действия, самоопределение

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: ставят перед собой цель: «Чего я хочу получить сегодня от урока?»

II. Актуализация знаний

Цель: актуализировать учебные знания и умения учащихся для восприятия нового материала (2 мин.)

– Мы рассмотрели тему «Теорема Пифагора». В ходе работы научились применять полученные знания на практике.

– Ребята, посмотрите на экран и скажите, что вы видите? Я хочу рассказать вам одну притчу: «Дрона был великим мастером стрельбы из лука, и он обучал многих учеников. Как-то раз он повесил на дерево мишень и спросил каждого из учеников, что тот видит.

Один ответил:

Я вижу дерево и мишень на нём.

Другой сказал:

Я вижу ствол дерева, листву, солнце, птиц на небе…

Остальные отвечали примерно то же самое.

Затем Дрона подошёл к своему лучшему ученику Арджуне и спросил:

А ты что видишь?

Я не могу видеть ничего, кроме мишени, — последовал ответ.

Дрона повернулся к остальным ученикам и сказал:

Только такой человек может стать попадающим в цель».

– Ребята, я желаю вам стать такими людьми, которые четко видят цель и всегда ее достигают

Организует диалог с учащимися Учащиеся внимательно слушают  и отвечая на вопросы

 

 

 

 

Регулятивные: формировать способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения поставленной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности еерешения

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результата товарищеской деятельности

 

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (1 мин) – Ребята, чем же мы сегодня будем заниматься? Какая цель нашего урока? (Обобщить и систематизировать, закрепить знания о теореме Пифагора.) Как бы вы сформулировали тему нашего занятия? (Применение теоремы Пифагора.) Сейчас расскажу, как мы будем работать на уроке. Я кидаю кубик, выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. И так, на какие вопросы мы сегодня должны ответить?

 

Предлагает сделать вывод: чем же сегодня на уроке они будут заниматься? Подводит учащихся к формулированию темы урока

 

Учащиеся объявляют тему урока и записывают в тетради: «Применение теоремы Пифагора», отвечают, ставят баллы Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание, в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

  1. 1.      Назови. (4 мин.)
1) Дана цитата «Все есть число. Все упорядочивается согласно чисел». Назови автора высказывания.

Николай Иванович Лобачевский (1792 –1856) – великий русский математик, один из создателей неевклидовой геометрии). «Математика – это язык, на котором говорят все точные науки».

Михаил Васельевич Ломоносов (1711 – 1765) – великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как: астрономия, геология, приборостроение, география и многих других). «Математику уже затем знать надо, что она ум в порядок приводит»

Пифагор Самосский (570 – 490 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, математик, основатель религиозно-философской школы пифагорейцев. «Всё есть число. Все упорядочивается согласно чисел»

Алексей Васильевич Погорелов (1919 – 2002). «В школе [есть] два главных предмета – родная речь и геометрия. Одна учит человека грамотно излагать мысли, вторая – дедуктивному мышлению».

2) Даны портреты ученых: Лобачевский, Ломоносов, Пифагор, Погорелов. Назови, кто из них Пифагор? (В своем индивидуальном оценочном листе в графе «Назови» поставьте заработанные баллы.)

Организует диалог   Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

  1. 2.      Почему?

(10 мин.)

Почему теорему Пифагора называют еще  «теоремой невесты»?. (Дело в том, что в «Началах» Евклида она ещё именуется, как «теорема нимфы», просто её чертёж очень схожий на пчёлку или бабочку, а греки их называли нимфами. Но когда арабы переводили эту теорему, то подумали, что нимфа – это невеста. Вот так и вышла «теорема невесты».)

– Почему треугольник со сторонами 3, 4 и 5 называется египетским? (Для построения прямых углов египтяне поступали так: на веревке делали метки, делящие ее на 12 равных частей, связывали концы веревки и растягивали на земле с помощью кольев в виде треугольника со сторонами 3, 4 и 5. тогда угол между сторонами, равными 3 и 4, оказывался прямым.)

– Ребята, а треугольник со сторонами 6, 8, 10 является египетским?

Я предлагаю вам выполнить практическую работу, у вас на столе веревка, кнопка, маркер. Постройте прямоугольный треугольник.

– Смотрите, ребята! Треугольники у всех расположены по разному, длины сторон разные, а результаты у всех получились одинаковый-прямоугольный треугольник

Делается вывод: Если стороны треугольника пропорциональны числам 3, 4 и 5, то этот треугольник прямоугольный.

Возвращаемся к вопросу: треугольник со сторонами 6, 8, 10 является египетским?

 

 

 

 

Предлагает выполнить практическую работу

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и выполняют практическую работу, делают вывод, ставят баллы.  
Объясни. (8 мин.) – Чтобы повторить основные пройденные понятия, предлагаю  пройти по следующей ссылке и выполнить интерактивные задания. https://learningapps.org/view5379459

– В своем индивидуальном оценочном листе в графе «Объясни», поставьте заработанные баллы. Предлагаю расслабиться, отдохнуть и посмотреть, как же треугольники применяются в жизни.

Нарисуй глазами в воздухе треугольник. А теперь нарисуй глазами в воздухе прямоугольный треугольник, проведи с прямого угла на гипотенузу высоту

 

1. Следит за вовлеченностью учащихся в работу.

2. Организует работу по усвоению учащимися  способов действий при решении данной задачи

 

 

 

 

Меняет деятельность, обеспечиваю эмоциональную разгрузку учащихся

Записывают ответы  и объясняют свое решение. Ставят баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу

 

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Предложи. (10 мин.)               – Ребята, а сейчас пришло время на проверку домашнего задания. Вы должны были  найти практические задачи на применение теоремы Пифагора из любого сборника для подготовки к ОГЭ. Сейчас каждый из вас обменивается карточками

– Итак, время истекло, карточки сдаем.

В своем индивидуальном оценочном листе в графе «д/з, Предложи», поставьте 1 балл, после проверки добавлю баллы по трехбалльной шкале на решение

Организует диалог с учащимися по актуализации полученных на прошлом уроке знаний, проверяет домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют самостоятельную работу Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам

Познавательные: самостоятельно выполняют действия по правилу

Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой. Умение слушать и вступать в диалог, Интегрироваться в группу.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

5. Поделись. (6 мин.) – Ребята, я вам предлагаю написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента «ПОПС – формулы»:

П – позиция

О – объяснение (или обоснование)

П – пример

С – следствие (или суждение)

«Я считаю, что…».

«Потому что …».

«Я могу это доказать это на примере …».

«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

(Варианты использования на уроках

«Теорема Пифагора».)

П – Я считаю, что теорема Пифагора нужна для понимания основных понятий геометрии.

О – Потому что с её помощью можно решать задачи разного вида.

П — Я могу это доказать на примере чтобы найти неизвестный катет я воспользуюсь этой теоремой.

С – Исходя из этого, я делаю вывод о том, что эта теорема очень важна для геометрии

Организует обсуждение Ребята записывают предложения. Слушают друг друга.

 

 

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений.

Регулятивные: оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

6. Придумай. (3 мин.) Подведение итогов.

 

– А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание.

1) Как вы думаете где, кроме решения задач можно использовать теорему Пифагора?

2) Придумать задачу, решаемую с помощью теоремы Пифагора

3) Повторить теоретический материал по теме, подготовиться к контрольной работе

– Итак, какую работу мы сегодня проделали?

– Что вызвало у тебя затруднения?

– Я попрошу сдать лист  самооценки. Если вы сегодня набрали 9 – 11 баллов – «5», 7 – 8 баллов – «4», 4 – 6 баллов – «3». И на этом мы с вами прощаемся. Помните, ребята, что вершины покоряет тот, кто к ним стремится! Благодарю вас всех за активную работу на уроке, и прошу вас поблагодарить за работу друг друга!

 

Дает комментарий к домашнему заданию Учащиеся записывают в дневники задание. Заполняют  оценочную карту урока, проводят самоанализ, отвечают на вопросы