О некоторых аспектах изучения взаимодействия лингвистических и паралингвистических средств делового общения в средней школе

№ 131

Светлана ЛУКАНКИНА,

учитель русского языка и литературы гимназии № 9 г. Казани

В настоящее время снижение уровня речевой культуры в обществе, в среде школьников, студентов настолько масштабно, что очевидна необходимость всестороннего совершенствования речевой подготовки обучающихся учебных заведений. Востребованность хороших специалистов на рынке труда, их конкурентоспособность в деловом общении в значительной степени зависят от степени владения речевой культурой, знания приёмов коммуникативного воздействия, убеждения. Заинтересованность многих молодых людей в повышении своей лингвистической культуры в какой-то степени обусловлена их стремлением достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и умений.

Решать комплекс задач филологического образования педагогу-словеснику помогает работа с текстом. На понятиях текста и его анализа основывается наука и учебная дисциплина «Культурология». В рамках данного предмета для обучающихся 10-11 классов в нашей гимназии ведутся адаптированные элективные курсы «Основы делового общения», «Диалоговое общение», «Технология построения связной речи». Основная цель изучения курсов состоит в формировании у школьников навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности, каждый член общества для успешной коммуникации в различных ситуациях: в продуцировании связных, правильно построенных монологических текстов, в диалоге и полилоге, в установлении речевого контакта, обмене информацией.

Эмоционально насыщенными, результативными занятиями в рамках названных курсов бывают, например, те, на которых изучаются приёмы синтетического использования вербальных и невербальных средств делового общения. Так, изучая роль паралингвистических (несловесных) средств в официально – деловой коммуникации, старшеклассники и в процессе работы с текстом, и в ходе ролевых игр  видят результативность, преимущества умелого, оправданного в той или иной ситуации использования разнообразных средств общения.

Интригуют, стимулируют познавательную активность обучающихся необычные, чаще всего, парадоксальные культурологические примеры, «закрытые» вопросы. Например, предваряя рассмотрение теоретических вопросов, связанных с  паралингвистикой, учитель предлагает ученикам обсудить высказывание американского специалиста в области человеческих отношений Дейла Карнеги: «В речи имеют значение три вещи: кто говорит, как говорит и что говорит. И из этих трёх вещей наименьшее значение имеет третья». Спорность мнения Карнеги по поводу содержания предмета речи, тематики высказываний словно подстёгивает эмоционально-дискуссионную энергию школьников, которые начинают спорить, убеждать себя, своих оппонентов. Необходимость приводить весомые аргументы, контраргументы в защиту своих позиций стимулируют познавательную активность старшеклассников, приобщают их к искусству публичного спора, где главными орудиями бывают острая мысль и красноречие.

Или же необычной, интересной представляется ученикам история из жизни художника Брюллова: мастер только поправил этюд своего ученика и вызвал восторг юного художника, который воскликнул: «Вы только чуть-чуть прикоснулись, и стало совсем иначе!». «Искусство начинается с этого чуть-чуть», – ответил Брюллов. В подобной речевой ситуации ребята в процессе личностной интерпретации мнения художника, как правило, свои общие выводы соединяют с примерами из жизни, личного опыта. Часто любопытными, оригинальными бывают рассуждения подростков, посещающих организации детского и юношеского творчества, художественные, музыкальные, хореографические школы.

Совет выдающегося русского живописца применим и к сфере успешного делового общения, в котором большую роль играют образованность, развитые ораторские, дипломатические, психологические способности партнёров. В этом смысле ролевые игры, связанные с этическими особенностями общения в бизнесе, политике, производственной сфере, пробуждают фантазию, воображение ребят, развивают их лидерские качества, готовят к взрослой жизни. Важно, что старшеклассники в ходе таких «живых» упражнений убеждаются в том, что в профессиональном взаимодействии не бывает мелочей. Очень важно, что многие молодые люди получают практическое подтверждение оправданности задачи постоянного развития речи, постижения «секретов» публичных выступлений, ораторского мастерства. Вот фрагменты занятия, посвященного изучению невербальных средств общения:

Учащимся предлагается жестам в левой колонке найти объяснение в правой и обосновать свой ответ.

Покусывание карандаша

Постукивание ногой по полу

Раскачивание ноги в позе «нога за ногу»

Нетерпение

Разговор неприятен                собеседнику

Волнение

Скука

Неуверенность, нервность

Негативное отношение к происходящему

В ходе обсуждения этого и подобных заданий школьники делают предположения о том, что покусывание карандаша и постукивание ногой по полу во время делового общения могут свидетельствовать о замешательстве, негативизме, неудовлетворённости, волнении партнёров в  ходе  переговоров, экономической нецелесообразности каких-либо экономических контрактов, политических соглашений, даже их провале. И эти психологические выводы могут стать поводом для реагирования деловых людей, может быть, сигналом для изменения тактики ведения рабочей беседы. Жест «раскачивание ноги в позе «нога за ногу», рассуждают учащиеся, говорит у одних людей о скуке, незаинтересованности, пассивности общающихся, у других, наоборот, — об отрицательном отношении к происходящему. Значит, участникам «профессиональной» беседы надо уметь быстро отзываться на настроение партнёров, вести себя дипломатично, в то же время не забывать об экономических интересах своей организации, фирмы либо политических приоритетах.

Приведём пример «декламаторских» упражнений, развивающих ораторские навыки школьников. Тексты для выразительного прочтения, безусловно, должны быть связаны с темой занятия, образцовыми в литературном отношении, кроме того, они должны оказывать на ребят воспитательное, эмоционально-психологическое воздействие. Вот одно из заданий, которое получают учащиеся: прочитать выразительно, в различных вариациях, с изменением тона, слова Теодора Рузвельта: «Юноша, который хочет стать великим человеком или так или иначе оставить след в этой жизни, должен решиться преодолеть тысячу препятствий, но и победить, несмотря на тысячу неудач и поражений». Эффективными бывают такие упражнения и тогда, когда просишь ребят объяснить, почему они выделили голосом то или иное слово. Можно сказать, что комментарий старшеклассников к интонационно-смысловым центрам «великим человеком», «решиться», «победить» помогает установить действительно диалоговое общение между учителем и учеником.

Таким образом, задания такого типа подводят ребят к мысли о том, что  интонация, мимика, взгляд, зрительный контакт занимают весомое место в деловом общении. Педагог во время деловых игр стремится нацеливать ребят на обоснование своей позиции в развернутой, доказательной, может быть, и острой, полемичной  форме, даёт понять, что приветствуется пространность и в то же время ясность суждений по поводу задания.

Можно предлагать ученикам писать по выбору мини-сочинения, своеобразные «эссе-зарисовки» и не ограничивать их методическими рамками. Пусть попробуют пофантазировать, пусть будет в чём-то полет мысли и образного воображения. Например, могут быть рассмотрены в качестве тем-цитат для «неправильных» сочинений следующие: «Великая цель образования – это не знания, а действия» (Герберт Спенсер). «У меня есть только одно положительное качество — я никогда не прихожу в отчаяние» (Маршал Фош).

На занятиях по элективным курсам «Основы делового общения», «Технология построения связной речи», «Диалоговое общение» привлекает возможность использования вариативных, креативных, нестандартных заданий, развивающих речь, мышление, творческие способности школьников. Например: «Сделать интонационную размётку текста, по-разному подчеркнуть интенсивные и замедленные по темпу фразы, паузы, изменить темп речи при произнесении одной и той же фразы в зависимости от коммуникативного замысла, проанализировать фрагменты «Краткого руководства к риторике» М.В.Ломоносова и спроецировать советы великого русского учёного на «вызовы» нашего времени». Это упражнение – очередное доказательство успеха делового контакта при условии правильного восприятия визуальной и интонационной информаций. При этом, безусловно, проводятся историко-лексические, семантические, орфоэпические и другие виды лингвистических анализов слов, текстов.

Приведём и простые, учебные, информационные вопросы, задания, которые может использовать учитель при изучении паралингвистических средств:

– Что изучает паралингвистика? (Паралингвистика – раздел языкознания, изучающий несловесные средства, включённые в речевое сообщение и передающие вместе с вербальными средствами смысловую информацию);

– Какие средства общения относятся к невербальным? (Фонационные (тембр, темп, громкость, интонация), кинетические (жесты, мимика, паузы), графические (почерк, способы графических дополнений к буквам);

– Подготовьте сообщения на тему «Невербальные средства в общении в разных странах мира»;

– О каких паралингвистических средствах общения: фонационных, кинетических, графических – идёт речь в выступлениях одноклассников?

Большинство занятий по курсам «Основы делового общения», «Диалоговое общение», «Технология построения связной речи» вызывают положительный отклик у школьников. Многие из них самостоятельно приходят к мысли о важности приобщения к искусству владения Словом. «…Слово, проникнутое любовью, горит огнём неотразимого убеждения и согревает теплотою умиления сердце, услышавшее его, и даёт ему мир и счастье; но слово, лишённое любви, и святые истины делает холодным и мёртвым нравоучение и потому бессильно над умом и сердцем», — считал В.Г. Белинский. Эти слова звучат очень современно.

Задачи воспитания любви к искусству речи, книге, расширения словарного запаса, кругозора школьников, студентов перестанут в образовании носить декларативный характер, если и обучающие, и обучаемые будут отвечать на запросы времени и стремиться к постоянному профессиональному, нравственному росту.