Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ
Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ
Светлана СОФРОНОВА
педагог-психолог
Ризаля АДИЯТУЛЛИНА
воспитатель
детского садика №337
г. Казани
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. А одной из важных задач дошкольного образования является воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в детском сознании семена любви к родной природе, родному краю и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердие, великодушие, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня проблема нравственного- патриотического воспитания очень актуальна. Во-первых, потому что у подрастающего поколения нет единого для всех образца, во-вторых, существует стремление государства к возвращению утерянных ценностей и в-третьих, у самих граждан появились потребности и стремления к причастности к делам страны, желание сделать, что-то полезное.
По мнению психологов, дошкольный возраст – лучший период для формирования любви к малой родине.
Сегодня мы на все начинаем смотреть по новому, многое для себя открываем заново. Очень важно донести до сознания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к городу, родному краю, и Родине.
Нам педагогам необходимо иметь активную жизненную позицию, мировоззрение, взгляды и суждения, на личном примере показывать проявления патриотизма. Своим примером мы «заражаем» и показываем детям значимость нравственно-патриотического воспитания. Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения, любви, заботе и не страдали от негативных последствий.
В современном мире сложилась такая ситуация, что молодежь потеряла интерес к культуре и не интересуется своими истоками. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. В воспитании ребенка огромное значение имеет пример взрослого, поэтому именно от нас зависит, насколько этот фундамент будет прочен. Важно приобщать ребенка к культуре своего народа, воспитывать в человеке чувство гордости за свое место, где живешь. Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою родину, надо с детства научить любить свой город, край, где он родился и вырос, природа, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству. Народное творчество и искусство – вечный и чистый источник. Поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью личности.
Воспитать духовно-нравственную личность и патриота своей страны Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия нас – воспитателей и вас – родителей, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты.
Создавшиеся в обществе условия благоприятны для формирования гражданско-патриотической позиции, и начинать надо уже с детского сада. Именно педагоги организуют процесс формирования гражданских и патриотических чувств через взаимодействие с детьми и их родителями.
Работа воспитателей и педагогов включает в себя целый комплекс задач:
– воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу);
– формирования бережного отношения к природе и всему живому;
– воспитание уважение к труду;
– развитие интереса к русским традициям и промысла;
– формирование духовно-нравственных отношения, чувства сопричастности и любви к семье, городу, стране, к природе родного края;
–воспитание любви и уважения к своим национальным особенностям;
– чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
– толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Особенностью организации данной работы в детском саду является тесная связь со всеми другими видами деятельности детей важно помнить, что в формировании патриотических чувств дошкольников большую роль играет личность педагога с его мировоззрением, личным примером, взглядами, суждениями.
Организую работу по патриотическому воспитанию можно использовать различные методы работы:
– Целевые прогулки и экскурсии (музеи, к памятникам и т.п);
– Наблюдения за трудовой жизнью людей;
– Беседы о родном городе, улице, детском саде;
– Знакомство с произведениями народного творчества;
– Воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенности в себе без уважения к истории и культуре своего Отечества. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды, прадеды и отцы.
Использование данных подходов позволит формировать гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека-гражданина своей страны.
Нам как педагогам нужно помнить и понимать, что полученные в детстве впечатления и чувства нередко остаются определяющими на всю жизнь.
Дадим детям нравственное-патриотическое воспитание. Чтобы они выросли нашей опорой, защитой, поддержкой. Любили свою Родину и свой народ, а также научились ценить то, что у них уже есть.