Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с малой Родиной
№ 104
Гульшат ХАФИЗОВА,
воспитатель I квалификационной категории детского сада №188 г. Казани
«Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности»
А.С. Пушкин
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной, ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.
Работая в детском саду вот уже 7 лет, я поняла, что дети имеют поверхностные знания о Родине в целом. Родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников. Главное –это воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Для успешного построения образовательного процесса на краеведческом материале и решения задач социально-нравственного воспитания дошкольников, в первую очередь, необходимы:
- Ø изучение методической литературы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»;
- организация соответствующей предметно-пространственной развивающей среды;
- разработка перспективных планов, конспектов занятий;
- специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и технических средств обучения (ТСО), презентаций по теме;
- профессионально-грамотная и индивидуально дифференцированная работа воспитателя и социума (музейных работников, работников библиотеки), взаимодействие с родителями.
Для достижения поставленных задач необходимо выбрать наиболее активные и эффективные методы, например:
– прием «рассказ-образец личностного отношения педагога» по фрагменту открытки, фотографии узнать памятники, социально-значимые объекты, достопримечательности родного города и рассказать о них. После неоднократного применения рассказа-образца личностного отношения к достопримечательностям родного города, речь детей значительно обогатится;
– прием точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа. «Прежде чем ответить на вопрос, что это за памятник и где он находится, внимательно посмотри, на фотографию или открытку, и назови памятник, кому он посвящён, расскажи о нём, и покажи на карте его место нахождения»;
– игровые приемы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о достопримечательностях родного города: «Кто расскажет лучше, интереснее?». Обучение детей задавать вопросы, свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей;
– приемы пояснения и сравнения. Можно ввести в процесс постепенно. Вначале даёшь для сравнения характерные особенности старого и современного города (как выглядели и одевались люди, как и где работали, во что играли дети, старинные и современные улицы).
Также в своей работе можно использовать:
– игровые обучающие ситуации;
– сюрпризные моменты;
– поисковую деятельность;
– использование сказочных сюжетов.
В основу работы с детьми складываются следующие принципы:
– принцип учета возрастных особенностей;
– принцип учета индивидуальных особенностей;
– принцип коллективизма;
– принцип сотрудничества;
– принцип уважительного отношения к личности ребенка;
– принцип на положительную ориентацию (необходимо поддерживать у детей уверенность в своих силах, как можно чаще хвалить их).
В процессе занятий с детьми, формируются:
– чувство привязанности к своему дому, к детскому саду, к друзьям в детском саду, к своим близким;
– чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
– уважение к культурному прошлому своего родного города, средствами эстетического воспитания: музыка, художественное творчество, художественное слово;
– гражданско-патриотические чувства через изучение символики родного города.
В процессе занятий дети учатся давать оценку своей и чужой деятельности, стремятся выражать не чужую, а свою точку зрения, проявляют инициативу самостоятельно выполнять задания, рассказывать на заданные и свободные темы.
Приемы и методы, используемые с детьми на занятиях и в других видах педагогической деятельности, обеспечивают формирование у дошкольников устойчивого интереса к тому, что наш город – это малая Родина. Что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Дети смогут самостоятельно рассказать о достопримечательных, местах своего района, о знаменитых людях, о предприятиях родного города; появляется чувство любви, гордости, уважения за свой родной город, желание помогать взрослым в его благоустройстве, для того чтобы он стал ещё лучше, краше. Всё это играет огромную роль в становлении личности патриота.