Новогодний натюрморт

№ 126

(Урок по изобразительному искусству во II классе)

Татьяна АСАПОВА,

учитель искусства Большешиинской средней школы Мамадышского района

Методы и приемы обучения: создание проблемной ситуации, объяснительно-иллюстративный, исследование (анализ фактов, обобщение), решение творческой задачи.

Форма работы: групповая (практически на всех этапах урока).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: познакомить  с новым жанром изобразительного искусства.

Задачи:

– дать понятие натюрморт;

– учить располагать правильно предметы при составлении композиции и рисовании натюрморта;

– познакомить с работами художников в этом жанре;

научить анализировать изобразительные средства, которые используют художники при создании картины;

– развивать фантазию и воображение, потребность в творчестве и эмоциональное восприятие учащимися цвета как способ передачи настроения, праздника, эмоций.

Оборудование: компьютер, проектор,  комплект слайдов «Натюрморт».

Основание для применения компьютерных технологий: дефицит наглядных пособий, отсутствие качественного современного демонстрационного материала на печатной основе предполагает поиск новых форм наглядностей. Урок изобразительного искусства, как ни один другой предмет школьной программы предусматриает широкий спектр наглядного демонстрационного материала. Именно поэтому оправдано и актуально обращение к информационным компьютерным технологиям и ресурсам.

Ход урока

I. Организация класса

Проверка готовности к уроку.

II. Мотивационный этап

Учитель. Ребята, посмотрите на слайд 1, попробуйте расшифровать тему нашего урока, поможет вам в этом алфавит, который у вас лежит на партах 15, 1,         20, 32, 18, 14, 17, 18, 20. (Натюрморт)

Чья команда выполнить задание быстрее, та получит предмет, который пригодится нам в практической части. Слайд 2

III. Введение в тему

Учитель. Тему урока вы назвали. А что такое натюрморт? Кто-нибудь сможет мне ответить? (Выслушиваются ответы детей. Обобщаю.) Слайд 3 В изобразительном искусстве натюрмортом (от фран. «мертвая природа») принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Слайд 4 На натюрморте изображают фрукты, овощи, растения, посуду, предметы быта.

Посмотрите на следующий слайд 5 и на парте вы найдете листочек, где изображены  картины. Сейчас вы в группе посовещайтесь и скажите на какой из этих трех картин изображен натюрморт? (Ответы детей из каждой команды – один человек. Вкратце рассказать и о других двух картинах.)

IV. Рассматривание работ великих мастеров, анализ картин

Учитель. А теперь мы совершим путешествие в залы музеев. Сегодня у нас состоится знакомство с картинами-натюрмортами. Натюрморт в переводе с французского языка означает «мертвая натура», «неживая природа». Давайте посмотрим, так ли это? Слайд 6

Художник Илья Иванович Машков назвал ее «Синие сливы».

– Разве здесь нарисованы только сливы?

– Какие еще фрукты вы видите?

Представим, будто перед нами развернулось фруктовое войско во главе с царем апельсином. Стражники сливы хоть и небольшие, но плотно, крепко держат свой строй. Они здесь главные. Вот почему художник так назвал свою картину. А персики – как придворные, склонились в поклоне и почтительно слушают приказ своего царя. Слайд 7 «Репродукции картин».

Натюрморт В. Ван Гога «Подсолнухи» – символ света, тепла и солнца.

А вот следующую картину вы должны будете собрать сами. И что же у вас получилось? Слайд 8 Что нарисовано на ней? Живые ли эти предметы? А если они не живые, то это какой жанр изобразительного искусства? (Ответы детей.) Ребята, а как вы думаете тема этого натюрморта какая? Действительно, это праздничный новогодний натюрморт.

Этот «Новогодний натюрморт» нарисовала Краснова Юлия.

Физминутка

V. Практическая работа

Учитель. Сейчас мы с вами выполним практическое задание. Нам как раз и понадобятся эти картинки, которые вы получали за правильно выполненное задание. Соберите на листе «Новогодний натюрморт» из этик карточек и приклейте. Дается вам 4 минуты.

Самостоятельная работа.

VII. Итог урока

– О каком жанре изобразительного искусства мы с вами сегодня беседовали?

– Что вам запомнилось?

– Если вам понравился урок, то хлопайте в ладоши, а если что-то не понравилось, то топайте ногами.