Нейропсихологические занятия с детьми с ОВЗ дошкольного возраста

Светлана САВЕЛЬЕВА,

учитель-логопед детского сада №377 г. Казани

Наиля АБЛЯЗОВА,

музыкальный руководитель детского  сада №377 г. Казани

Нейрологоритмика – это комплекс двигательных упражнений, в которых разные движения (туловища, головы, рук, ног) сопровождаются произношением специального ритмичного языкового материала с музыкальным сопровождением.

Нейрологоритмика полезна всем, с ее помощью развиваем: темп речи, дыхание, артикуляцию, мимику и голос  ,развиваем умение расслаблять мышцы тела, правильное звукопроизношение, фонематический слух., слуховое внимание и память, творческую фантазию и воображение, расширяем словарный запас.

Одной из сложностей, возникающих у детей на первых занятиях нейрологоритмикой является освоение музыкального ритма: многие дети не успевают выполнять музыкально-ритмические движения, отстают от заданного музыкой темпа, тяжело отхлопывают (отстукивают) ритмический рисунок, у некоторых возникают трудности с игрой на музыкальных инструментах.

Поэтому особое внимание на занятиях нейрологоритмикой мы уделяем развитию крупной и мелкой моторики с помощью такого важного средства, как музыка:

– слушание музыки во время выполнения пальчиковых игр с натуральными природными материалами (шишки, каштаны) – прокатываем, сжимаем, собираем материалы в определенном темпе, заданном музыкой;

– игра на музыкальных инструментах (бубен, маракасы, барабан, деревянные ложки) -развиваем чувство ритма у ребёнка, умение следовать инструкции, развиваем координацию движений, мелкую моторику рук;

– выполнение упражнений на крупную моторику под ритмичную музыку (ходьба, бег, ползание, прыжки ) – учимся сопоставлять темп и характер музыки с движениями своего тела.

Ритм и мелодия музыки гармонизируют собственные биологические ритмы ребёнка , настраивают дыхательную функцию ребёнка (во время пропевания ребенок подстраивает свое дыхание под темп и ритм, заложенные в песне), при необходимости музыка может настроить на эмоциональное расслабление, или наоборот, возбудить моторную двигательность, вызвать желание двигаться под музыку.

Все занятия нейрологоритмикой построены на игре с ребенком, только через игру мы можем увлечь ребёнка и смотивировать его на выполнение задания, имеющего определеную цель – развитие речи.

Игровую ситуацию мы создаем во всех упражнениях (динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса, ходьба и ориентирование в пространстве, дыхательные упражнения, пальчиковые упражнения, артикуляционные песенки и т.д.) – это обязательное условие работы с детьми дошкольного возраста. Именно благодаря игровой форме упражнений, мы сможем достигнуть больших результатов от наших занятий, а именно:

– ребенок ориентируется в схеме своего тела, умеет владеть своим телом в пространстве, держать равновесие, менять направление движений и т.д.;

– с помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах;

– ребенок реагирует на смену движений;

– проявляет эмоциональный отклик на изменение характера музыки (тональность, громкость, темп);

– у ребёнка формируется правильное речевое дыхание.

«Ум ребёнка находится на кончиках пальцев» – это слова советского педагога-новатора, детского писателя, создателя педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования В.А.Сухомлинского.

Степень сформированности тонких движений пальцев рук (мелкой моторики) помогает в развитии речи ребёнка.

Речевой центр и центр мелкой моторики находятся в тесном взаимодействии: раздражение (возбуждение) нейронов, как круги на воде, переходит с одной зоны коры головного мозга на другую, развивая друг друга.

Таким образом, уделяя внимание на нейрологоритмике упражнениям на мелкую моторику в сопровождении с проговариванием ритмичных стихотворений – мы развиваем артикуляционный аппарат, активизируем речевой центр ЦНС.

Также, развивая пальчиковую активность, мы повышаем творческий потенциал и познавательный интерес у ребёнка.

При этом соблюдаем важное правило дидактики: двигаемся от простого к сложному, повторяя старое, добавляем новое.

На первый взгляд кажется, что ходьба – это простой и естественный вид движения для ребёнка.

Однако, для детей с нарушением речи ходьба является сложным по координации движением.

Наблюдается неустойчивость в ходьбе, отсутствует чувство ритма , движения могут быть замедленными или наоборот, торопливыми, не четкими, детям трудно поднимать ноги, часто может присутствовать шарканье, трудности в выполнении ходьбы по линии (ребенок ставит ноги слишком широко, раскачивается).

Ходьба и маршировка – одно из главных средств на занятиях нейрологоритмикой. Дети учатся ходить по кругу, соблюдая траекторию, не сталкиваться с педагогом, уметь держать дистанцию, двигаться по ориентирам (вокруг обруча, например), менять по команде направление.

По мере усвоения данного навыка мы добавляем усложнение: параллельно маршировке – игра на музыкальных инструментах, перепрыгивание через препятствия, движение вперед спиной, лицом к центру и т.д., проговаривание стихов и скороговорок, перекидывание мячика из одной руки в другую во время марша и многое другое.

На занятиях нейрологоритмикой мы учим детей ориентировке в пространстве, вправо-левостороннем направлении движения, держать темп и ритм движений под музыку, выполнять несколько действий одновременно (основа нейрологоритмики: движение, слово, музыка), чувствовать свое тело и четко управлять им.

Крупная моторика является базой для всех полноценных движений ребёнка, в том числе и органов, без которых невозможна речь (губы, язык, челюсть).

Ограничение двигательной активности приводит к трудностям в развитии речи (дошкольный возраст), а в дальнейшем – овладении навыками письма и чтения в школе.

Упражнения, которые мы используем на занятиях нейрологоритмикой, мотивируют детей к активным играм и любой другой деятельности, помогают детям лучше понимать свое тело, ориентироваться в пространстве, учат детей управлять своими движениями, играть с мячом (ловить, не ронять, бросать), перепрыгивать/перешагивать через препятствия, маршировать по кругу, меняя направление, перекладывать музыкальный инструмент из одной руки в другую и т.д.

Специально подобранные упражнения помогают воспитывать быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, что способствует развитию устойчивости внимания, способности переключаться с одного движения на другое.

Особенно широко используются музыка (резкая смена темпа, тональности и громкости), слово (команда педагога о смене направления/движений/муз.инструмента), жест (хлопок в ладоши).

Нейрологоритмика является одним из средств коррекции и развития речи детей, отвечающее требованиям эффективности, новизны и самое главное, занятия интересны и увлекательны для детей.

Образовательная деятельность на занятиях нейрологоритмикой построена таким образом, что задачи обучения, воспитания и коррекции решаются на неосознанном, непроизвольном уровне, в игровой форме, всегда сопровождаются ярким положительным эмоциональным фоном.

Занятия строятся на основе подражания педагогу (слово, движение, пение).

Каждое упражнение включено в увлекательный сюжетный ход (сюрпризный момент, календарный праздник, время года).

Даже если над упражнением работа ведётся давно (для достижения максимального результата), педагогом добавляется элемент новизны (другие музыкальные инструменты, новые герои).

Всё это стимулирует у ребёнка потребность в общении, развивает речевое подражание, общую и мелкую моторику, двигательную активность.

Смена видов деятельности (бег, ходьба, упражнения сидя на ковре, танцевальные упражнения, марш по кругу, ходьба по сенсорному коврику, использование музыкальных инструментов и т.д.) позволяет удерживать интерес ребенка к занятию, способствует установлению им связей между предметами и явлениями действительности.

Таким образом, занятия нейрологоритмикой повышают эффективность комплексной коррекционной работы, направленной на развитие речи и интеллекта ребёнка.

Занятия нейрологоритмикой укрепляют мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции (в т.ч. артикуляционного аппарата), воспитывают правильную осанку, грацию движений, силу, выносливость, координацию движений, силу и тембр голоса.

Главная цель наших занятий — развитие речи и интеллекта ребёнка.

Все упражнения построены на основных принципах дефектологии, т.е. коррекции нейропсихологических процессов.

У многих детей с нарушениями речи психические процессы имеют своеобразное развитие, что приводит к разной степени выраженности отставания в развитии и трудностям обучения.

В развитии ощущения и восприятия отмечаются пространственные нарушения (трудности ориентировки в пространстве);

В развитии внимания – трудности переключения, сосредоточения, частые отвлечения;

В развитии мышления – отставание в развитии наглядно-образного мышления и т.д.

Отмечается также низкий уровень продуктивного воображения, словесное творчество снижено (ответы односложны, рассказы бедны).

Одной из основных задач нейрологоритмики является развитие, коррекция, стимуляция всех психических процессов и моторики в том числе, о взаимосвязи которых известно давно.

Развивая двигательную активность ребёнка (моторная функция), мы развиваем психические процессы, тем самым стимулируем процесс речевого и умственного развития.

Поэтому занятия нейрологоритмикой – это двигательная активность, развитие мелкой моторики, в сочетании с музыкой и речью.

Нейрологоритмика является неотъемлемой частью комплексной работы при нарушениях равновесия, координации движений, движений пальцев рук.

Таким образом, занятия нейрологоритмикой помогают решить целый комплекс задач по развитию ребёнка: развитие координации, внимания, памяти, ориентировки в пространстве, моторных навыков.

Чтобы коррекционная работа по развитию речи ребёнка была наиболее эффективной ведётся параллельная работа логопеда и музыкального руководителя, что создаёт основу для музыкального  и речевого развития детей.