Нейропсихологические приёмы на уроках английского языка
Нейропсихологические приёмы
на уроках английского языка
Ирина СЕЛИВЕРСТОВА
учитель английского языка
средней школы № 7
имени Героя Советского Союза В.Х.Хазиева
г.Зеленодольск РТ
Современные дети и взрослые погружены в огромное количество информации – информационное поле, которое постоянно генерирует поток данных из огромного количества источников: телевидения, интернет, социальные сети, книги. Наш мозг подобен фильтру, он непрерывно обрабатывает и отсеивает информацию, оставляя лишь важное и интересное.
Однако для школьников, чьи когнитивные способности ещё только формируются, этот процесс представляет собой значительную сложность. Дети ежедневно сталкиваются с огромным объёмом информации, которую необходимо не просто запомнить, но и осмыслить, систематизировать и применить. Непрерывный поток информации может привести к переутомлению, снижению концентрации внимания, проблемы с памятью, и как следствие, к снижению успеваемости.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что несмотря на очевидный потенциал нейропсихологического подхода в образовательном процессе, применение нейропсихологических игр в преподавании английского языка остаётся практически неисследованным и недостаточно изученным аспектом. Нейропсихологические игры представляют собой уникальный инструмент, который способен развить творческие и мыслительные способности ребёнка, а также влиять на его когнитивные функции. В процессе игры происходит активная стимуляция различных механизмов мозговой деятельности, что в первую очередь влияет на внимание, память и логическое мышление. Нейропсихологические упражнения помогают не только справляться с учебными трудностями, но и значительно повышают качество усвоения материала урока. Кроме того, нейропсихологические игры могут играть важную роль в формировании самоконтроля у учащихся, что является важным аспектом для успешного обучения.
Нейропсихология – это наука, которая объединяет в себе элементы психологии и нейронауки, с фокусом на изучение головного мозга и его функций. Она исследует, как различные структуры головного мозга отвечают за психические процессы, такие как память, внимание, речь, и эмоциональные реакции. Основная задача нейропсихологии заключается в понимании того, как мозговая деятельность влияет на поведение и когнитивные способности человека. [1, С.129]
В качестве основы для разработки методических материалов были использованы приёмы и упражнения, предложенные в практическом пособии Праведниковой И.И. «Нейропсихология. Игры и упражнения», также Колгановой В.С., Пивоваровой Е.В. «Нейропсихологические занятия с детьми». [3, С.59] Эти источники представляют широкий спектр методов, которые могут быть применены для коррекции и развития когнитивных навыков у детей. Особое внимание стоит уделить тому, что в пособии Праведниковой И.И. содержится удобная таблица, в которой перечислены основные трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся. [2, С.7] Это делает пособие особенно полезным для педагогов и родителей, так как они могут быстро найти нужные упражнения в зависимости от конкретной проблемы ребёнка.
Приём «Спрятанные слова, также известный как филфорды, представляет собой увлекательное и полезное упражнение, которое активно используется для развития зрительного восприятия и концентрации внимания. [2, С.10, 91] Этот метод позволяет не только улучшить навыки поиска информации, но и способствует автоматизации и закреплению лексических единиц. В процессе выполнения обучающиеся сталкиваются с необходимостью сосредоточиться на поиске скрытых слов в массиве букв.
Обучение запоминанию слов и текстов может быть особенно сложным для некоторых обучающихся. Однако существуют различные методы, которые могут значительно облегчить этот процесс. Например, прыгать на одной ноге или на скакалке, проговорив слова. Кроме того, существует нейропсихологический приём «Чтение и заучивание слова под хлопки». Он основан на том, что хлопки помогают синхронизировать ритм и мелодику изученного материала, что делает его более запоминающим. При этом активизируются обе височные доли: левая отвечает за речь и текст, а правая – за ритм и мелодию. [2, С. 19]
Глазодвигательные упражнения во время динамических пауз на уроках играют важную роль в активизации затылочных отделов мозга, которые отвечают за зрительное восприятие и обработку информации. [3, С.107] У многих детей начинают проявляться проблемы в угадывании слов, перескакивании строк и неправильное восприятие букв, что приводить к затруднениям понимания текста. Исследования показывают, что если перед уроком или контрольной работой уделить несколько минут на разминку, то результат учеников заметно улучшится. Это связано с тем, что регулярное выполнение таких упражнений способствует не только улучшению зрительного восприятия, но и стабилизации остроты зрения. [3, С.36]
Использование нейропсихологических игр на уроках английского языка позволяет не только отработать произношение, но и углубить знания лексического и грамматического материала. Стоит отметить, что нейропсихологические упражнения способствуют улучшения общего самочувствия детей. Они не только развлекаются, но и помогают снять стресс, что особенно важно в условиях современной образовательной среды, где учащиеся сталкиваются с высоким уровнем нагрузки.
В заключении, можно сказать, что применение нейропсихологических игр в обучении английскому языку открывает новые горизонты для педагогов и учеников. Это не только позволяет разнообразить урок, но и значительно повысить эффективность, что в конечном итоге приводит к более глубокому и качественному усвоению материала.
Список источников
- .Баулина, М.Е. Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. – М: Владос, 2018. — 391 c.
- Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения / И.И. Праведникова. – М.: АЙРИС-пресс, 2021. – 112 с.
- Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми Ч.2/ Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих. – М.: АЙРИС — пресс, 2021. – 144 с.