Нейрологоритмика в коррекции у детей с ТНР

№ 208

Эльмира УРАПИНА,

учитель-логопед детского сада № 402 г. Казани

При наборе в логопедическую группу дошкольники проходят обследование, где выявляется нарушение речи, недосформированность артикуляционного аппарата, не соответствие возрасту развития общей и мелкой моторики. Что дает нам возможность предполагать, что логопедическая работа будет оказана в недостаточном объёме при таких сочетанных нарушениях, наличие неврологического, а иногда психиатрического компонента. Дети с тяжелым нарушением речи (ТНР), встречаются все чаще и чаще. Помочь им необходимо комплексно: неврологи, дефектологи, нейропсихологи и логопеды. Немаловажную роль в судьбе ребенка должен играть спорт, не агрессивный, но предполагающий планирование моторной программы.

Одним из вариантом такой  помощи может стать нейрологоритмика.

Чтобы ответить на вопрос о том, что такое нейрологоритмика, необходимо оценить роль метода в речевом развитии, в онтогенезе. Нейрологоритмика выполняет очень важную задачу для специалиста, т.к. отвлекает их от основной проблемы с речью, позволяет им решить ее с помощью игры. Игровая деятельность, один из важных на данном этапе вариантов обучения и научения. Малыш открыт для общения во время занятий, и может творчески самовыражаться. Веселая нейрологоритмика как средство речевого развития дошкольников положительно влияет на здоровье малышей, их сердечно-сосудистую, дыхательную, речемоторную системы. Нейрологоритмика – это система лечебных упражнений с элементами гимнастики, которая помогает детям преодолеть речевые нарушения. Набор заданий основан на выполнении различных речевых упражнений с использованием слов, движений и музыки.

Для логопедов и дефектологов физические упражнения тесно связаны с музыкальным тактом и речью. Специалисты отмечают, что нейрологоритмика для детей – это хороший способ развить их в плане речи, а также помочь приобрести музыкальный слух, освоить танцевальные движения. Это метод развития речи несёт развивающую, воспитательную, коррекционную нагрузку.

Целью нейрологоритмики является содействие развитию общей и мелкой моторики и речи. Развивая двигательную активность, нейрологоритмика для детей помогает преодолеть речевые барьеры.

Существуют коррекционные, воспитательные задачи.

Коррекционные задачи включают в себя решение основной проблемы, речевых патологий у дошкольников.

Образовательные задания знакомят детей с понятиями ритма, регистра, темпа. Эти задания формируют у дошкольников умение правильно двигаться под музыкальное сопровождение, а так же контролировать свои движения. Декларировать стихи, используя интонацию и ритмический темп.

Речь – это высшая функция человека, это сложный процесс, который формируется в процессе онтогенеза, помочь сформировать, это главная задача специалиста. Задействованы разные механизмы: дыхание, работа полости рта, нервная система. Отказ одного компонента приводит к сбоям во всем речевом процессе. Дети с нарушениями речи нуждаются в медикаментозном контроле.

Необходимы нейрологоритмические занятия для детей со сложными нарушениями речи. Например, дети с афазией в анамнезе. Афазия – это нарушение уже сформировавшейся речи, при этом нарушается восприятие самой речи. Задача педагога в данном случае, научить дошкольника распознавать обращенную к нему речь, реагировать на нее. Занятия важны для детей с недоразвитием речи (ОНР и ТНР), при которых страдает фонетика и смысловая сторона речи. Такие дети быстро устают, им трудно усваивать материал. С помощью нейрологоритмики специалисты помогают детям преодолеть психологический барьер и адаптироваться.

Ритм, музыка, плавная речь оказывает положительное влияние на детей с заиканием и дизартрией – упражнения, в том числе дыхательные, создают необходимый психологический настрой, мотивацию.

Нейрологоритмические упражнения включают в себя различные движения, слова, песни, звуки. Комбинируя это, получаются полезные, интересные задачи. Классические виды, это ходьба, марширование, дыхательные и танцевальные упражнения. Ходьба – обязательное упражнение на каждом занятии. Ритмичные движения с произношением слов помогают справиться с патологией речевого развития у дошкольников. Педагогу нужно регулярно усложнять задания. Ходьба учит детей ориентироваться в пространстве, развивает правильную осанку. Исполняется с музыкальным сопровождением. Упражнения для укрепления мышечного тонуса помогают дошкольникам справляться со своими движениями, учат их контролировать мышечный тонус. Задачи по развитию голоса заключаются в произнесении гласных и согласных звуков на выдохе. Таким образом, малыши развивают силу, выразительность голоса. Танцевальные элементы в заданиях позволяют развивать моторику, чувствовать ритмы. Движения могут быть выбраны из классического и народного танца, где могут быть задействованы руки и ноги ребенка. Разнообразные речевые задания могут сопровождаться музыкой, тогда малыш должен научиться произносить строчки в соответствии с музыкальным ритмом. Это хорошо тренирует память, развивает выразительность речи. Варианты развития словарного запаса – это загадки, потешки, чистоговорки, стихи-двустишья. Они мотивируют к работе с самыми маленькими, потому что позволяют вам максимально заинтересовать их и настроить на выполнение задачи. С помощью стихотворений можно выполнить задание с добавлением танцевальных элементов.

Во время представления дети произносят то, что они показывают движениями. После этого вы можете поговорить с детьми о содержании стихотворения.

Педагог должен заранее подготовиться к занятиям, подобрать картинки, видеоролики с упражнениями, а также игрушки, от имени которых будет объяснен порядок выполнения заданий.

Какие методы может использовать специалист?

  1. Практические приемы

Аналогичные методики используются для подведения итогов логопедических занятий. К таким техникам относятся рисунки, поделки, проекты. Проекты можно выполнять дома, вместе с родителями дошкольников.

  1. Игровые приемы

Почти все задачи основаны на игре. Там, где не предусмотрено сложное взаимодействие, вы можете использовать игры для самых маленьких, которые помогут вам настроиться на работу. Для того чтобы дошкольник точно запомнил материал, во время занятий он должен слышать, видеть, двигаться. Комбинируя несколько приемов, вы можете привлечь внимание самых непоседливых детей. Непоседы любят нейрологоритмику!

Для проведения занятий по нейрологоритмике необходим план, последовательность, регулярное повторение пройденного материала, постепенное усложнение заданий. Нейрологоритмика позволяет преодолевать речевые патологии с помощью эстетического воспитания, коррекции моторики, сочетая при этом музыку и слова. Формирует и развивает: слуховое внимание, музыкальный, тембровый, динамический слух, движения в пространстве, мелкая, общая моторика, мимика, кинестетические ощущения; навык правильного использования звуков в разных формах, соответствие типа музыки ее движениям, понимание ритма.

Метод нацелен на результат в возрасте, когда невозможно проводить комплексные коррекционные занятия. Положительное влияние позволяет дошкольникам лучше овладевать речью, двигательными навыками, понимать задачу и творчески выражать себя.