Нейрофизиологическое обследование и заключения в работе логопеда

Елена ТОГУЛЕВА,

учитель-логопед Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения

Нейрофизиология – это наука, изучающая работу нервной системы и её взаимосвязь с психическими процессами и поведением. В настоящей педагогике нейрофизиологические методы исследования становятся более востребованными, особенно в сфере логопедии. Нейрофизиологическое обследование является важным инструментом в практике логопеда, поскольку позволяет получить информацию о функционировании нервной системы и выявить степень нарушений речи у ребенка.

Нейрофизиологическое обследование включает в себя следующие методы:

  1. Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) – метод воздействия на мозг магнитными импульсами для оценки функционального состояния моторных и сенсорных систем мозга и их участие в формирование речевых функций.
  2. Электроэнцефалография (ЭЭГ) – регистрация электрической активности мозга для выявления нарушений в работе нейронов и определения функционального состояния мозга.
  3. Магнитно-резонансная томография (МРТ) – метод исследования, позволяющий получить детальные изображения структуры мозга и выявить органические поражения, влияющие на речь.
  4. Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) – метод, основанный на введении в организм радиоактивно меченых веществ для оценки активности мозга во время различных видов деятельности.

Наличие неврологической симптоматики, свидетельствующей о органическом поражении центральной нервной системы, демонстрирует необходимость классификации речевого нарушения, как тяжелого. К тяжелым нарушения речи относится: алалия, афазия, дизартрия, общие недоразвитие речи (1-я и 2-я уровень), заикание, ринолалия. Эти диагнозы обусловлены органическим поражением речевых зон мозга в детстве.

У детей раннего возраста с резидуально-органическим поражением ЦНС наблюдается задержка речевого развития (ЗПРР). Категория «минимальная мозговая дисфункция» включает детей с проблемами обучения и поведения, при сохранном интеллекте и легкими неврологическими нарушениями, не выявляемыми стандартными методами. Дисграфия и дислексия связаны с поражениями различных областей коры головного мозга, а заиканье часто обусловлено ранними органическими поражениями центральной нервной системы.

Исходя из вышеизложенного, логопед использует формулу логопедического заключения: форма речевой патологии + структура речевого дефекта, включающая звуковую и смысловую стороны речи. К формам речевой патологии относятся: дислалия, дизартрия, дизартрический компонент, ринолалия, алалия и др. Эти клинические заключения пишет врач. Звуковая сторона речи включает в себя: звукопроизношение; различение и дифференциацию звуков; анализ и синтез; слоговую структуру. Смысловую сторону речи составляют: лексический запас, грамматический строй речи, связанная речь.

Таким образом, нейрофизиологическое обследование и консультации неврологов, психиатров и психотерапевтов помогают логопеду разрабатывать индивидуальные программы коррекции речи для каждого ребенка, оценивать эффективность проводимого лечения и выявлять возможные противопоказания к применению отдельных методов.