Не с существительными

№ 117

(Урок открытия новых знаний)

Фидания АЙЗЯТОВА,
учитель русского языка и литературы Старокакерлинской средней школы Дрожжановского  района

Цели урока:

Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником и раздаточным материалом.

Содержательная: формирование знаний о правилах правописания не с именами существительными.

Планируемые результаты:

Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.

Познавательные: давать определение понятиям слитное и раздельное написание не с именами существительными; обучающийся получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: обучающийся научится основам коммуникативной рефлексии по изученной орфограмме; работая в паре и группе, обучающийся получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Предметные: обучающийся научится определять слитное и раздельное написание не с существительными и объяснять правила написания; обучающийся получит возможность научиться находить не с именами существительными в художественных произведениях и использовать их в устной речи.

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, компьютер, экран, карточки с заданиями.

УМК: под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой

«Русский язык. 5 класс»

Ход урока

1 этап. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель.Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть!

Прочтите пословицу, спроецированную на экране. Как вы ее понимаете?

«Учиться всегда пригодится»

Ученики. Для того, чтобы много знать надо учиться.

Когда мы учимся, мы узнаем много нового.

Учитель. Вы готовы получать новые знания. Готовы учиться?

Ученики. Готовы!

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель. Тогда проверим домашнее задание. Кто выполнил упр.283 и 285, проверьте по эталону на экране.
Учитель. А те, кто выполнил задание: “Сочинение на тему “Осень в городе”, подойдите ко мне с тетрадями. Ребята, посоветуйтесь между собой и решите, кто из вас будет читать свой рассказ. Вы должны выбрать самый лучший.
Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил упражнение 283 без ошибок. У кого-нибудь возникли затруднения при выполнении этого упражнения?
Ученик 1. У меня была ошибка в слове радость, потому что я неправильно определил род. Я посовещался с соседом и понял, чтобы узнать род существительны на ь нужно поставить в родительный падеж. Если окончание- я, то существительное относится к мужскому роду, если — и –к женскому
Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил без ошибок упражнение 285. Какие трудности у вас возникли при выполнении этого задания?
Ученик 1. У меня была ошибка в слове ДОЛИНА. Потому что я неправильно определил вид орфограммы — подобрал проверочное слово — ДАЛЬ, а в данном случае безударная гласная в корне непроверяемая. Я посовещался с соседом и понял, что пишется ДОЛИНА. Это слово нужно запомнить.
Учитель. Ребята, а теперь давайте послушаем Алсу и оценим его сочинение-рассуждение по требованиям, спроецированным на экране.
Ученик.
Моя одноклассница справилась с заданием полностью.Это сочинение-рассуждение.Какая прекрасная пора — зима!— это тезис.Далее у нее идет доказательство, то есть аргументы о красоте зимы
Ученик.  Я согласна с одноклассницей, это сочинение-рассуждение, в нем 4 абзаца. У нее все по структуре сочинения –рассуждения.
Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки. Оцените уровень освоения домашнего задания по принципу: если задание выполнено правильно, ставьте «+», если были недочеты, ставьте «?»На каком уровне вы усвоили пройденный материал?
Ученики. Удовлетворительно. Нам необходимо работать над ошибками.
Ученики. Не забываем оценивать свою познавательную деятельность в течение урока. Продолжим.

3 этап. Выявление места и причины затруднения

Учитель.Спишите с доски в тетрадь предложения, раскрывая скобки. Определите часть речи у слов, в которых есть орфограммы:

1. (Не)знайка лежит, а знайка далеко бежит.

2. (Не) хлебом единым жив человек.

3. Не все же (не)настье – проглянет и красно солнышко.

Учитель.Проверьте по эталону на экране.

Учитель. У кого какие трудности возникли?(ответы учащихся)

Учитель. Можете ли вы объяснить почему так написали?

Ученик. Нет. Мы не знаем правила правописания не в данных случаях.

4 этап.Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Ученики. Узнать, когда писать не с именами существительными слитно, а когда раздельно.

Учитель. Как сформулируем тему урока?

Ученики. Правописание не с именами существительными.

Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?

Ученики. Мы выбираем метод работы с учебником.

5 этап. Реализация построения проекта.

Учитель. Прочитайте параграф №51

Учитель. Что вы узнали из прочитанного материала?(ответы учащихся)

Учитель. Теперь объединитесь в группы и составьте алгоритм.(Группы представляют свой алгоритм)

Учитель. Итак, ребята, как вы думаете, какой алгоритм лучший.
Ученики. У 2 группы, потому что он краткий и понятный.
Учитель. Запишем его в тетрадь и выделим.
Учитель. Давайте закрепим алгоритм. Объясните правописание не- в словах, спроецированных на доске, используя алгоритм.
Учитель. Можете ли вы теперь объяснить те ошибки, которые допустили в начале урока?
Ученики. Можем!
Ученик. Я допустил ошибку в слове ненастьенаписал раздельно, а надо слитно, потому что без нене употребляется.
Учитель.Я в слове не хлебом написала не слитно, а надо раздельно, потому что нельзя заменить синонимом.

6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учитель. Теперь будем работать над закреплением орфограммы и выполним фронтально упражнение 287.

Ученик.Не с существительными всегда пишется слитно.Утверждение не верно, потому что не с существительными пишется раздельно, когда слово нельзя заменить синонимом без не и, когда есть противопоставление.

Ученик. Нес существительными пишется раздельно, если есть противопоставление. Утверждение верно. Это прописано в нашем алгоритме и в правиле в учебнике.

Ученик. Есть существительные, которые без не не употребляются. Утверждение верно. Например: ненастье, невежа, неряха.

Ученик. Не — это только приставка.Утверждение не верно. Потому что не может быть еще и частицей.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения, при выполнении этого задания?

Ученик. Да. Нужно еще поработать над раздельным правописанием не в существительных, которые нельзя заменить синонимом.

Учитель. Продолжаем закреплять. Поработаем в группах. Выполните упражнение 279.

Учитель. 1 группа зачитайте только те слова, в которых не- пишется слитно.

Учитель. Все согласны?

Ученик. Нет. Не слон пишется раздельно, потому что нельзя заменить синонимом без не-.

Учитель. Продолжим. 2 группа зачитайтевсе слова, в которых не- пишется раздельно.

Ученик. Не друг, а враг; не вежливость, а грубость; не задача, а пример; не слон; не лесть, а правда.

Учитель. Все согласны?

Ученики. Да!

Учитель. Испытывали ли вы затруднения, при выполнении работы в группах?

Ученик. Нет. Мы работали в команде, подсказывали друг другу. Например, мой одноклассник сделал ошибку при написании “не слон”, но мы ему напомнили алгоритм правописания не с именами существительными.

Учитель. Продолжаем закрепление. Поработаем в парах. Найдите в Интернете и запишите 3 примера пословиц, в которых есть орфограмма не с существительными. Объясните написание орфограммы.

Учитель.Прочитайте, какие пословицы вы подобрали.(Учащиеся читают пословицы)

Учитель. Достаточно. Оцените работу ваших одноклассников.

Ученики. Все пословицы подобраны верно. В каждой из них есть существительные с не, в которых они правильно объяснили слитное и раздельное написание.

Учитель. Испытывали ли вы затруднения работая в парах?

Ученик. Да. Но, мы уже увереннее выполняем задание.

7 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Учитель: Вы уверены в своих умениях?
Ученики. Да!
Учитель. Давайте проверим. Сможете ли вы теперь самостоятельно выполнить подобное задание и проверить себя по эталону?
Ученик. Постараемся. Мы уже немного потренировались.
Учитель. Выполните задание на карточке  самостоятельно, письменно, раскрывая скобки.
Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске.
Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения испытали на данном этапе?
Ученик. В основном с заданием справился. Но слово неваляшка я написал неправильно, написав не раздельно. Сейчас разобрался и вижу, что это неверно.
Учитель. Как нужно поступить тем, кто допустил ошибки?
Ученики. Исправить их, используя эталон.

8 этап. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?

Ученик. Нет. Мы еще мало работали.

Ученик. Еще мало выполнили практических заданий.

Учитель. Тогда посмотрите на иллюстрацию к произведению Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством” Придумайте и запишите предложения по этой иллюстрации на изученное нами правило. Прочитайте, какие предложения вы составили по этой картине.

Ученик. Я составил по иллюстрации такие предложения:

На улице не день, а ночь. — Не- пишется раздельно, потому что есть противопоставление.

На небе было не солнце, а луна. — Не- пишется раздельно, потому что есть противопоставление.

Такая нелепость — лететь по небу на черте. — Не- пишется слитно, потому что без не- не употребляется.

Вакула такой грустный, потому что случилось несчастье. — Не- пишется слитно, потому что можно заменить синонимом без не-.

Учитель. Оцените работу одноклассника.

Ученик. Задание выполнено правильно. Во всех предложениях есть существительные с не-.

Учитель. Кто может дополнить ответ?

Ученик. Мой одноклассник правильно объяснил правописание не с существительными.

Учитель. Какие затруднения вы испытывали во время выполнения задания?

Ученик. Мне было сложно придумать предложения. И я сделал вывод, что нужно больше читать литературных произведений.

Учитель. Теперь выполним самостоятельно упражнение 290.

Учитель. Проверьте себя по эталону.

Учитель. Поднимите руки те, кто все выполнил правильно.

Ученик. Я правильно определил, что во всех словах не пишется слитно. Но в слове негрузчик, в суффиксе написал букву щ.

Ученик.Я тоже не- во всех словах написала верно, но в слове неспорщик в суффиксе написала ч.

Учитель. Вы можете объяснить, почему совершили ошибки, вставляя пропущенные буквы?

Ученики. Нет! Мы не знаем какую букву вставить в суффиксч- или щ-.

Учитель. А значит какая будет тема следующего урока?

Ученики. Правописание ч- и щ- в именах существительных.

9 этап. Этап рефлексии.

Учитель. Скажите, какую задачу мы поставили в начале урока? Чему мы должны были научиться? Что нового узнали?

Учитель. Какие затруднения вы испытывали во время урока?

Ученик. На разных этапах урока иногда допускали ошибки. Но алгоритм, задания по карточкам и эталоны для самопроверки помогли усвоить тему.

Учитель. Ребята, пусть полученные сегодня знания будут с вами при выполнении домашнего задания!

Запишите домашнее задание:

  1. 1.     &51, Упражнение 288.
  2. 2.     Упражнение 289.
  3. 3.     Придумайте сказку на лингвистическую тему «В царстве НЕ»

Учитель. Вы сегодня отлично поработали! Все очень старались! Спасибо за активную работу на уроке! До свидания!