Не ручей – море ему имя

 

(Урок музыки в 4 классе)

Екатерина НИКУЛИНА,

учитель начальных классов средней школы №113 г. Казани

Цели урока:

– научить учащихся понимать музыку И.С.Баха. Разобраться в музыкальных терминах: токката, фермата;

– расширить культурно-художественный кругозор учащихся через знакомство с музыкой И.С.Баха. Развить умение анализировать, синтезировать, размышлять;

– воспитывать личность ребенка, его духовность и нравственность на примере произведений музыкального искусства.

Задачи:

– познакомить школьников с биографией и образцами музыкального творчества И.С.Баха;

– разобраться в музыкальных терминах: токката, фермата. Развивать творческую инициативу и самостоятельность у учащихся;

– начать учить новую песню И.С.Баха «За рекою старый дом», работать над интонацией и чистотой звука.

Тип урока: комбинированный.

Образовательные технологии: технология ассоциативного мышления, технология развития процессов восприятия музыкальных произведений, технология продуктивно-творческой деятельности, технология развития критического мышления.

Оборудование: музыкальный центр с проигрывателем DVD и CD, фортепиано, портрет И.С.Баха, фотографии инструмента органа, доска.

Музыкальный материал: И.С.Бах «Kyrie» из Высокой мессы h-moll, И.С.Бах. Токката d-moll, И.С.Бах. «Шутка», И.С.Бах «За рекою старый дом».

Ход урока

  1. I. Организационный момент

(Вниманию учащихся предлагается портрет И.С.Баха. Нужно его рассмотреть и ответить на вопрос: «Каким был этот человек?».)

Учитель. Обратите внимание на то, как необычно одевались музыканты тех времен. На его голове парик с буклями. Одет он в темный кафтан, на его шее повязан белый платок. Композитор глядит на нас через 3 века. Его взгляд серьезен, губы сомкнуты, словно он предвидит все испытания, которые выпадут на его долю, но он готов к превратностям судьбы.

Как стал этот человек великим композитором? Как сложилась его судьба? Какая тайна хранится в его музыке и почему она стала бессмертной? На эти вопросы мы сегодня постараемся ответить, прослушав музыку Иоганна Себастьяна Баха. Составление кластера «Музыка Баха».

  1. II. Слушание музыки и объяснение нового материала

Учитель. И.С.Бах (1685 – 1750). В переводе с немецкого, слово «бах» означает ручей.

В роду Бахов было множество музыкантов. Были и флейтисты, руководители хором, органисты, словом, целый оркестр. Но самым знаменитым из них суждено было стать И.С.Баху. Он жил почти 300 лет тому назад, но писал такую возвышенную и гениальную музыку, что люди до сих пор слушают ее. Он жил в бедности, но сейчас его музыку и имя знает весь мир.

Перу Баха принадлежит свыше 1000 произведений, написанных в различных жанрах. Но ведущий жанр – оперу – Бах обошел стороной. Это легко объяснить: большая часть жизни композитора была связана с церковью. А церковное искусство не допускает никакой театральной развлекательности.

И сейчас мы познакомимся с церковным произведением. Это Высокая месса. Месса – музыкальное произведение, которое составляет собрание частей католической литургии. Мы прослушаем фрагмент из части «Kyrie eleison», что означает Господи, помилуй.

Вниманию ребят предлагается прослушать музыкальное произведение, в котором нужно постараться определить, кто исполняет произведение, характер и настроение. (Звучит фрагмент «Kyrie» из Высокой мессы И.С.Баха. После прослушивания ребятам задаются вопросы.)

– Кто исполняет данное произведение?

– Какие образы родились под воздействием произведения?

– Каков характер исполнения?

– Какое настроение несет в себе данное произведение?

Во время службы в церкви Бах играл на органе. Органист-виртуоз покорял людей искусством исполнения. Орган – король всех инструментов. На органе органист играет не только руками, но и ногами. (Показать фото органа.)

Многие поражались тому, «как он мог так особенно и так быстро переплетать пальцы рук и ноги, не допуская ни единого фальшивого звука». Сам Бах об этом говорил: «Моя игра не заслуживает такого возвышенного внимания и похвал, господа мои! Ведь мне только и нужно, что всего-навсего попадать пальцами по надлежащим клавишам в определенное время – и тогда инструмент играет сам!».

Нам предстоит услышать знаменитую Токкату для органа ре-минор, написанную Бахом. Токката в переводе с итальянского означает «трогать», «прикасаться» (к клавишам). Это виртуозная пьеса для клавишного инструмента. (Перед прослушиванием попросить мысленно нарисовать картину от впечатлений. Звучит Токката ре-минор. После прослушивания ребятам задаются вопросы.)

– Какой характер у токкаты?

– Какая картина рисуется вам при прослушивании токкаты?

– Какие вы берете краски для своей картины?

Учитель. А теперь мы увидим, какие краски впечатлений от прослушивания токкаты взяли художники-мультипликаторы из компании Уолт Дисней.

Просмотр

– Дома вы нарисуете свое впечатление от этой музыки.

Физкультминутка

Солнце светит! Не зевай!

Из-за парт скорей вставай!

Повернись, не ленись

Влево, вправо наклонись.

А теперь оглянись,

Тому, кто сзади улыбнись!

Дети, ну-ка не балуйте,

Лучше танец вы станцуйте!

(танец маленьких утят).

Отдохнули? Успокойтесь.

На урок опять настройтесь.

– А сейчас мы прослушаем еще одно произведение И.С.Баха. Придумайте название для этого произведения. (Звучит «Шутка» И.С.Баха.)

– Какой характер у этого произведения? (Звонкий, шутливый, искристый, стремительный, бойкий.)

– Как бы вы назвали это произведение? А Бах это произведение назвал просто «Шутка».

– Какой инструмент солировал? (Флейта)

– Как вы думаете, почему именно флейта солировала? (Легкий тембр)

III. Ритмические упражнения, дыхательная гимнастика, распевание

Учитель. Сейчас с хорошим настроением мы отправляемся на прогулку. Но она будет не обычная. Мы будем «гулять» в классе и хлопать в ладоши, сначала повторяя за мной, а затем самостоятельно.

Упражнение «Прогулка».

Вот мы спускаемся вниз по лестнице. ( I I I I )

А теперь мы вышли на улицу. Светит солнышко, все обрадовались и побежали вот так ( )

Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю ( )

Остальные дети стали быстро прыгать ( )

Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался сильный ливень (хлопаем самостоятельно).

Испугались ребята, и прибежали домой.

Упражнение «Любимый аромат».

Представьте себе, что перед вами находится ваш любимый цветок, от которого идет удивительный аромат, и вы с наслаждением вдыхаете этот запах. Сделайте глубокий вдох, а затем выдох. (Повтор синхронного дыхания 3 – 4 раза). Теперь вспоминаем фразу: «Мне нравится аромат этого цветка». Повторите ее хором на одном выдохе. А теперь немного усложним. На одном выдохе попробуем сказать «Мне нравится аромат этого удивительного цветка, который мы нашли в саду».

Распевание на французской народной песне «Братец Яков».

Пение сначала в унисон (Es, E, F), затем каноном на 2 группы.

  1. IV. Разучивание произведения И.С.Бах «За рекою старый дом»

Учитель. Связки детей разогреты, можно перейти к следующему виду деятельности – пению.

Вниманию учащихся предлагается послушать новое произведение в исполнении учителя «За рекою старый дом».

Это еще одно произведение И.С.Баха.

– Какой характер у этой песни? (Плавный, величественный)

– Что необычного в мелодии? (Много распевов слогов)

– Какой будет динамика в этой песне? (Тихая, приглушенная, осторожная)

– К каким песням близок характер мелодии тихий и осторожный? (К колыбельной)

Учитель. В песне «За рекою старый дом» есть одна особенность. Каждая строчка этой песни заканчивается нотой, над которой нарисован особый знак

Этот знак означает, что звук, над которым он нарисован, надо потянуть подольше, пока хватит дыхания. Называется такой знак – фермата. Нарисуйте у себя в тетрадях этот знак и подпишите его название «Фермата – знак протяженности звучания».

– Как вы думаете, для чего Бах в конце каждой фразы поставил знак ферматы? (Усиливается сходство с колыбельной, фермата замедляет движение, успокаивает слушателя.)

Разучивание песни.

  1. V. Рефлексия

Учитель. Давайте посмотрим, какая же она, музыка Баха? (Серьезная, церковная, возвышенная, органная, заставляет задуматься, шутливая, виртуозная, спокойная)

– Темой нашего урока стало высказывание Людвига ванна Бетховена «Не ручей – море ему имя!».

– Как вы думаете, почему Бетховен так сказал о музыке Баха?

Вывод. Музыка Баха разнообразна, широка и глубока по содержанию и в тоже время понятна любому человеку. В его музыке красота и правда в этом и состоит его сила! И.С.Бах  является крупнейшей фигурой в мировой музыкальной классике. Он создал бессмертные шедевры, стоящие над временем.

И.С.Бах был жизнерадостным, общительным человеком с весёлым нравом. Так же как и его отец, он учил своих детей игре на музыкальных инструментах. Чтобы не играть скучные упражнения, сочинял для них небольшие пьесы, в которых изображал «кудахтанье простодушной курицы», «звучание рожка почтальона», «душистый чёрный кофе». Одной из таких пьес является «Волынка».

Учитель. Что означает это слово? Слышали ли вы его?

Дети. Есть слово « волынить», то есть бездельничать.

Учитель. ВОЛЫНКА – народный духовой инструмент. Её делают из кожи в виде пузыря, в который вставляют несколько трубок, на которых играют мелодию и аккомпанемент. Слушая это произведение, обратите внимание на то, что придумал композитор, чтобы изобразить «гудение» волынки. (Слушание «Волынки» И.С.Баха)

Дети. Низкие звуки «гудят».

Учитель. Одинаковый или разный ритм «волыночного» сопровождения? (Звучат 2 такта «Токкаты ре минор» И.С.Баха)

Учитель. Кому знакома эта музыка, кто слышал эту музыку?

Дети. Слышали «по телевизору».

Учитель. Этот фрагмент звучит в начале программы «Человек и закон».

– Какой инструмент прозвучал?

Дети. Орган. (Слайды 9 – 11)

Учитель. ОРГАН – старинный музыкальный инструмент. Его величественное звучание  не спутаешь ни с каким другим инструментом. Этот инструмент сопровождает религиозные обряды в католической церкви. Орган был любимым инструментом Баха. Он написал для него огромное количество произведений. Сегодня мы встретимся с музыкой для органа, предназначавшейся не для службы в церкви, а для исполнения виртуозами- органистами. Виртуоз – исполнитель, человек, мастерски играющий на музыкальном инструменте. (Повтор мотива – интонации «Токкаты» в исполнении учителя.)

Учитель. Представьте себя композиторами.  Музыка  какого характера может «вырасти» из этих звуков? Какова их интонация — вопросительная или утвердительная?

Дети. Торжественная, сильная. Вопросительная. (Слушание «Токкаты» И.С.Баха с просмотром видеофильма «Готические соборы»)

Учитель. Какое впечатление на вас произвела эта музыка?

Дети. Страстная, мудрая, возвышенная, могучая, энергичная.

Учитель. Какие чувства передал композитор слушателям? Требует ли эта пьеса мастерства исполнителя-органиста?

Дети. Глубокие, серьёзные. Исполнитель должен хорошо играть на органе.

Учитель. Почему немецкий композитор Бетховен сказал о Бахе такие слова: «Не ручей – море ему имя!».

Дети. Музыка могучая, сильная.

Каждое произведение Баха – это частичка жизни композитора, его мысли, переживания, отношение к окружающим людям. Каким вам запомнился сегодня этот человек? Напишите на листочке одно – два слова и прикрепите к тому произведению на нашей афише, которое вам лучше всего, помогло разглядеть это качество И.С.Баха.

Рефлексивно-оценочные суждения учащихся. «Весёлый Бах», «мудрый композитор», «добрый отец».

Учитель. Я надеюсь, что после нашего знакомства с музыкой Баха, вы, услышав о предстоящем звучании его музыки, пойдёте  на встречу с  ней как с добрым знакомым. До новых встреч!

Он был не богат, трудолюбив и добр, как гласило семейная легенда. Жил на берегу ручья и приходил на работу с цитрой в руках (вызывается ученик к доске и на плакате показывает инструмент).

Играя, он завораживал природу: под звуки музыки ручей полнее катил свои волны, а колеса мельницы лучше работали. Не от этого ли ручья произошло имя Бахов? Семья Бахов была очень большой, и все они занимались музыкой, и будущем стали музыкантами: учителями пения, скрипачами, флейтистами, трубачами, композиторами. В поисках работы они разошлись по разным городам и расселились по всей Германии. И лишь раз в году они собирались вместе в доме одного из самых уважаемых в семье Бахов на какой-либо семейный праздник, который продолжался по 2-3 дня. Отмечались все семейные даты и торжественные события и в эти дни, конечно, звучала музыка: собравшиеся пели народные песни, играли на разных инструментах, много шутили. Иоганна Себастьяна часто просили сесть к инструменту и исполнить менуэты.

Менуэт – старинный французский бальный танец. Был когда-то одним из самых любимых танцев. Где сейчас можно увидеть исполнение этого танца? Как узнать, как танцевали этот танец во времена Иоганна Себастьяна Баха.

Учитель. Откройте учебник стр. 116 и посмотрите как люди были одеты, чтобы станцевать этот танец. У мужчин – старинные камзолы, старомодные шелковые панталоны, на голове – белый напудренный парик с пышными локонами. А женщины одеты в роскошные, с оборками, пышные платья. Представьте, как под звуки менуэта двигались на балу танцующие пары. Особенностью танца является движение слушание «менуэта» (на фортепиано). Менуэт называли королем танцев, на столько он был популярен в XVII – XVIII вв. во всей Европе. Из живой народной пляски он превратился в сложный, галантный бальный танец. Движения менуэта состоят из плавного, скользящего шага, глубоких реверансов и поклонов. Музыка менуэта изящная, темп умеренный. Иоганн Себастьян создал много музыкальных произведений. Его произведения передавали самые разнообразные чувства человека: радость, горе, печаль. Среди них есть произведения для оркестра, органа, для хоров, есть небольшие пьесы для разных инструментов: клавесина, скрипки, флейты. Сейчас вы услышите пьесу «Шутка». Бах сочинил ее для флейты и струнного оркестра. (Слушание пьесы «Шутка».)

Учитель. Какой характер пьесы? Какой темп? (Учащиеся отвечают.)

Учитель. Но самым любимым инструментом Баха был орган. (Показ инструмента на плакате.) Состоит он из деревянных и металлических труб. Самые большие достигаю 10 м, самые маленькие 10 мм. Клавиатура для рук называется «мануалами», для ног «педалями». Для органа Бах сочинил множество произведений.

Композитор сочинял и вокальные произведения. Одно из них – «За рекою старый дом» — русский текст Д.Тонского

  1. VI. Разучивание песни

Учитель. Дети, что вам напоминает мелодия?

Ученики. Колыбельную песню.

Учитель. А как вы догадались?

Ученики. Мелодия спокойная, протяжная, плавная.

Учитель. Не только профессиональные немецкие композиторы сочинял музыку к текстам, но и сам немецкий народ. Я хочу вас познакомить с одной веселой немецкой народной песней «Загадка». (Знакомство, разучивание песни «Загадка».)