Наставничество опытного учителя и молодого педагога в системе классного руководства в школе
Наставничество опытного учителя и молодого педагога
в системе классного руководства в школе
Инна ДЕДЮК,
учитель начальных классов
Алена ТОКАРЕВА,
учитель математики
гимназии №7
имени Героя России А.В.Козина
Чарьз Дикенс говорил:
«Человек не может по-настоящему усовершенствоваться,
если не помогает усовершенствоваться другим.»
Если заглянуть в педагогический энциклопедический словарь, то можно увидеть следующее определение наставничеству.
– Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Так кто такой наставник?
- Наставник – человек, который сопровождает другого на пути развития и помогает двигаться по нему быстрее: делится знаниями и опытом, развивает навыки и подсказывает, как решать сложные задачи.
В школу пришёл молодой учитель.
«Однако, как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом» – говорил Макаренко.
«Педагог-педагог» – форма наставничества в классном руководстве, которая позволяет успешно адаптироваться молодому специалисту, повысить свой профессиональный уровень в сфере воспитания обучающихся, а также создать комфортную профессиональную среду внутри образовательной организации. Опытный классный руководитель при общении с молодым специалистом может обсудить проблемную ситуацию, подсказать пути выхода из нее, что позволяет реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне, способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности; развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного и воспитательного процесса;
Начинающему педагогу легче работать, если он чувствует поддержку старших коллег, стремящихся ободрить, подсказать, поделиться опытом. Такой подход оптимизирует процесс профессионального становления молодого специалиста, формирует у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.
Цель исследования: изучить особенности учащихся и применить эти особенности для дальнейшей работы новым классным руководителем с этитми детьми.
Процесс взаимодействия с классом был выстроен между опытным педагогом начальной школы и молодым педагогом математики одного и того же класса, используя модель достижения цели «Пирамида Дилтса». Пирамида Дилтса – это систематизированная иерархическая модель, которая содержит в себе последовательность уровней, взаимовлияющих друг на друга. Она способна выявлять существующие проблемы и находить для них решение. Необходимо учителю начальной школы расставить проблемы по ступенькам, чтобы решать их с самого нижнего «этажа». Это позволяет держаться обоим педагогам одного вектора, не распыляться и двигаться вверх, достигая целей в работе с классом.
Всю информацию по крупицам в течении 4 лет собирала опытный педагог гимназии №7, заслуженный учитель Республики Татарстан Дедюк Инна Вячеславовна. Сбор информации начинался от нижних ступеней к верхним. Задаваясь определенными вопросами на разных уровнях, можно лучше разобрать проблему, в которой оказались вы или ваш клиент, понять, почему она возникла и как из нее выйти. Рассмотрим на примере нашего класса:
І ступень (окружение, обстоятельства) – на этой ступени необходимо определить, какое окружение у этих детей. В нашем случае это были 26 детей из благополучных семей, живущие в тихих, не криминальных районах Казани.
ІІ ступень (поведение, действия) – на этой ступени необходимо для себя понять, какие действия приносят удовольствия, а какие злость. Какими поступками гордятся эти дети.
ІІІ ступень (способности, стратегии) – оценка способностей, навыков, личных качеств детей. В нашем классе достаточное количество математически одаренных детей, о чем свидетельствуют результаты диагностики математической одаренности тест Дружинина «Задачи Гайштутта».
ІV ступень (ценности) – на этой ступени необходимо определить, какие ценности важны для этих детей. В нашем случае большинства детей на первом месте стоит семья и учеба.
V ступень (идентичность) – на этой ступени необходимо определить, кем себя считают – эти дети, в чем их уникальность. На этот вопрос в их еще раннем возрасте им трудно ответить, поэтому была применена методика «Кем Быть?». Большинство детей считают, что они отлично учатся по предмету «Математика» и планируют дальше ее изучать, так как мечтают быть инженерами и архитекторами.
VІ ступень (миссия) – это тот самый главный вопрос, который каждый себе задает в тот или иной момент жизни: для чего я живу? Какова моя глобальная миссия? Это самый мощный мотиватор, который заставляет нас преодолевать сложности на жизненном пути и двигаться вперед, не смотря ни на что. Здесь была применена диагностика З.А.Кокаревой, Л.П. Никитиной, Л.С.Секретаревой.
Преемственность между начальным и основным общим звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.
Весь багаж знаний об этих детях был передан 28 августа 2023 года молодому классному руководителю Токаревой Алене Александровне. Следующим этапом была разработка стратегии плавной адаптации в основной школе. Движение по пирамиде в этом случае осуществляется сверху вниз.
VІ ступень – (миссия) на этой ступени необходимо определить, какую наибольшую пользу я могу принести этим детям.
V ступень (идентичность) – здесь необходимо понять, кем вы видете себя в этом классе. Строгий вы классный руководитель или мягкий. В случае, когда класс очень добрый и ранимый повышенной требовательностью и категоричностью можно нанести неизгладимый вред классу.
ІV ступень (ценности) – исходя из ценностей детей выстраивается работа классного руководителя. В нашем случае, так как на первом месте у детей стоит семья, было принято решение большинство внеклассные мероприятий проводить совместно с родителями.
ІІІ ступень (способности, стратегии) – исходя из способностей детей к математике детям были предложены выезды на такие соревнования, как «Игры Нордена», «Игры Чеботарева», «Игры Широкова»
ІІ ступень (поведение, действия) – на этой ступени необходимо определить, какие шаги необходимо совершить, для плавной адаптации детей в среднем звенее.
І ступень (окружение, обстоятельства) – на этой ступени необходимо определить, какие ресурсы вам нужны и как их получить. В нашем случае работа была не только с детьми, но и с родителями. Было изучено множество литературы по работе с родителями.
В заключении хотелось бы отметить, что на сегодняшний день Пирамида Дилтса полностью оправдала наши ожидания. Прошло практически 2 года обучения этих детей в основной школе. Дети полностью адаптировались под основное звено. Хочу закончить со словами Сократа «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить».