Наш родной край

№ 194

(Занятие для учащихся 6 класса с ОВЗ)

Альфия СУЛТАНБЕКОВА,

воспитатель I квалификационной категории Уруссинской школы-интерната для детей с ОВЗ Ютазинского района

Цели:

– формирование у детей знаний о стране, о родном крае, в котором они родились и живут;

– расширение и углубление представлений учащихся о значении и ценности Родины в судьбе каждого человека.

Задачи:

образовательные: создать условия для формирования представления, что такое: малая Родина;

развивающие: создать условия для развития познавательной активности у учащихся через развитие речи, кругозора;

коррекционные:

– корректировать мыслительную деятельность (установление логических связей, операций анализа и синтеза);

– способствовать созданию благоприятной атмосферы;

воспитательные:

– воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родине;

– воспитывать любовь к родному краю.

Методы:

– наглядный (презентация, ролик);

– словесный (рассказ, беседа, чтение стихотворений, словесный анализ);

– практический (изготовление макета, составление характеристики с помощью карточек, группирование с помощью дидактического материала).

Направления занятия:гражданское, патриотическое.

Формы работы: фронтальная, групповая, самостоятельная.

Оборудование: презентация к занятию, круги на каждого ребенка, клей, листы бумаги, конверты с карточками.

Предварительная работа: беседы о Родине, экскурсии по поселку.

Ход занятия

  1. I. Организационный момент

Воспитатель. Поздороваемся с гостями.

Дети. Здравствуйте!

Воспитатель. Ребята, вы мне говорили, что «здравствуй» самое лучшее из слов. Если скажешь слово здравствуй – значит будь здоров!

Вместе с детьми.

Здравствуй, небо голубое! (дети поднимают руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое! (показывают солнце)

Здравствуй, вольный ветерок! (качают руками)

Здравствуй, маленький дубок! (округляют руки)

Мы живем в одном краю (разводят руками)

Всех я вас приветствую! (кланяются)

Воспитатель. Красиво садимся на свои места. Спинки у всех прямые, внимательно меня слушаем.

  1. II. Актуализация знаний

Воспитатель. Ребята, как много на нашем земном шаре разных стран. А мы с вами в какой стране живем?

Дети. Мы живем в России. (1-й слайд)

Воспитатель. Велика наша страна. Далеко раскинула она свои просторы. (2, 3-й слайды) Много в нашей стране красивых озер и рек, лесов и полей, много городов, деревень и поселков. (4-й слайд) Россия – наша Родина.

Ребята, а как вы понимаете слово Родина?

Дети. Родина – место рождения человека, его родная страна, Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином,  которой является.

Воспитатель. Наша родина,  наша Россия!

Воспитатель. Давайте вспомним, что мы знаем о России. (5-й слайд) Отвечаем полным ответом.

  1. Столица нашей Родины. (Москва)
  2. Кто президент России? (В.В.Путин)
  3. Назовите символы России. (Герб, флаг, гимн)
  4. Как называется торжественная песня России? В каких случаях она исполняется? (Гимн. В торжественных случаях.)
  5. Кто изображен на гербе нашей страны? (Двуглавый орел)
  6. Как называются граждане, проживающие в России? (Россияне)
  7. Какое дерево в народе считается символом России? (Берёза)
  8. Назовите национальности, проживающие на территории России. (Русские, татары, чуваши, башкиры, мордва, евреи, якуты, украинцы и др.)
  9. Как называется денежная единица России? (Рубль)
  10. Назовите города России. (Казань, Волгоград, Бавлы, Ростов и др.)

III. Постановка темы

Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о своей малой родине, о своем родном крае. Ребята, у каждого человека есть место, где он родился и вырос, где каждый кустик, каждое деревце ему дорого. Не зря в народе говорят: «Человек без родины, что соловей без песни». (6-й слайд) У каждого человека есть своя малая родина. Хотите узнать, какая она наша малая Родина?

Дети. Да.

  1. IV. Составление макета

Воспитатель. Ребята, у вас на столах лежат круги разного цвета и размера. Также у вас есть под рукой клей и лист бумаги. Все это нам понадобится для работы.

Возьмите самый большой круг голубого цвета и приклейте его на лист бумаги. Это наша Земля. А как вы думаете, почему мы выбрали круг голубого цвета?

Дети. Потому что на Земле больше воды, чем суши. 2/3 ее поверхности занимают океаны. И с космоса наша Земля кажется голубой.

В какой стране мы с вами живем?

Дети. В России.

Воспитатель. Возьмите круг красного цвета и приклейте его в центр нашей планеты. Это наша Россия. Скажите, а вы знаете, в чем главное отличие нашей страны от других стран на планете?

Дети. У России самая большая территория. Это самая большая страна в мире.

Воспитатель. В какой республике мы с вами проживаем?

Дети. Мы проживаем в Республике Татарстан.

Воспитатель. Возьмите круг зеленого цвета и приклейте его. Это у нас Татарстан – это субъект Российской Федерации.

Воспитатель. Ну, у нас остался самый маленький кружок желтого цвета, похожий на солнышко. Приклейте его в середину Татарстана. И в серединке этого круга ручкой напишите, где каждый из вас живет (район, поселок, улицу…).

Воспитатель. Проверим, что вы написали. Начинаем словами: Я живу… (Дети отвечают.)

Воспитатель.

Шар большой, на нём страна,

Город в ней, а в нём дома.

Дом на улочке одной,

Неприметный, небольшой.

Этот дом, страна, земля –

Это Родина моя!

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

Физминутка «Наша Родина – Россия» (Повторяем 2 раза.)

В нашей стране горы высокие, (тянемся на носочках вверх)

Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)

Степи широкие, (раскидываем руками)

Леса большие, (руки вверх)

А мы – ребята, вот такие! (показываем большой палец)

  1. V. Просмотр ролика

Воспитатель. Молодцы! Большую часть времени вы, ребята, проводите в нашей школе, которая находится в нашем поселке Уруссу. Как называется наша школа? (Уруссинская школа- интернат для детей с ОВЗ.)

– На какой улице находится? (Улица Пушкина, дом 56)

– Мы с вами много путешествовали по поселку и многое видели. Давайте вспомним… (Просмотр ролика.)

Воспитатель. Какие места вы узнали? Назовите. Какие улицы есть в поселке? (Ответ детей.)

– Вот сколько оказывается замечательных мест в нашем поселке. Вы, ребята, назвали много достопримечательностей поселка. А что означает слово достопримечательность?

По Словарю русского языка под редакцией А.П.Евгеньевой достопримечательность – это место, предмет, объект замечательные чем-либо, достойные особого внимания. (7-й слайд)

Воспитатель. Много достопримечательностей у нас в поселке.

  1. VI. Работа с карточками

Воспитатель. А сейчас предлагаю вам взять конверты с карточками и подобрать слова- определения. Вам нужно из трех карточек выбрать одно, которое на ваш взгляд самое верное. И мы с вами ответим на вопрос «Какой наш поселок?». (Каждый из детей выходит по очереди к доске и вывешивает свое слово.)

Слова для выбора: чистый, красивый, зеленый, ухоженный, родной, гостеприимный, цветущий, замечательный, оживленный, любимый,

подводный, страшный, плавучий, забытый, чужой, безлюдный, заброшенный, сибирский, средневековый, пещерный, мертвый, некрасивый.

Воспитатель. Вот сколько красивых слов мы сегодня сказали нашему поселку.

VII. Обобщение. Подведение итогов

Воспитатель. Ребята, как вы относитесь к своей Родине, к своему родному краю? (С любовью, бережно, с гордостью.)

Одна у человека мать, одна у него и Родина, и мы с вами должны беречь нашу Родину, наш край и приумножать ее богатства.

VIII. Обобщение. Подведение итогов

Воспитатель. На этом наше занятие подошло к концу. Что вы нового узнали на занятии? Что вам больше всего понравилось на занятии?

  1. IX. Рефлексия

Воспитатель. А сейчас возьмите кружочки и нарисуйте смайлик, если вам понравилось занятие нарисуйте улыбку, если нет – нарисуйте грустный смайлик.