Население мира

№42

(Решение практических задач по географии в X классе)

Оксана ЮХТИНА,

учитель географии I квалификационной категории средней   татарско-русской школы № 65  с углублённым изучением отдельных предметов г. Казани

В системе географического образования важное место занимают знания о населении, которые учащиеся получают на всем протяжении изучения предмета. В процессе обучения формируется комплексный подход к рассмотрению населения мира, которое изучается как субъект социально-экономической деятельности и общественных отношений, важный фактор преобразования природы.

Изучение данной темы направлено на углубление уже имеющихся знаний школьников о населении, полученных ими в VI–IX классах, и формирование новых – об особенностях и закономерностях динамики численности, структуры, размещения населения, основных демографических процессах, территориальных различиях и причинах их проявления, последствиях их развития и управления ими.

Данная методическая разработка элективного занятия актуальна, так как ориентирована на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче ЕГЭ.  Наряду с теоретическими знаниями, данное  занятие  предусматривает формирование у учащихся практических умений, выраженных в ознакомлении старшеклассников с практическими приемами решения географических задач, использования статистических данных, выявление на их основе закономерностей развития населения и разработку элементарных демографических прогнозов, определение возможных направлений регулирования демографических процессов. Таким образом, умения, формируемые у  учащихся в ходе практического занятия, позволят им осознать прикладное значение знаний по географии населения, что в перспективе может способствовать их профессиональному выбору по окончании средней школы.

Проведение учебного занятия требует от учителя подбора специальной информационной базы, касающейся демографических и статистических  данных краеведческого и страноведческого характера. В зависимости от наличия источников информации, ее доступности и актуальности учитель вправе корректировать систему практических заданий, предусмотренных данной методической разработкой.

Выполнение практических заданий на занятиях элективного курса – это особая форма обучения,  позволяющая не только формировать умения и навыки, но и получать новые знания, часто выходящие за рамки учебника.  Занятие элективного курса включает разнообразные работы, отличающиеся по форме, степени сложности, объёму. Задания содержат статистические данные, кроме того даются дополнительные сведения, позволяющие творчески подойти к выполнению заданий. Занятие поможет учащимся закрепить географические знания на основе практических умений и навыков, отрабатываемых при выполнении практических задач.

Согласно дидактической концепции построения учебного предмета география относится к числу наук, у которых научные знания составляют основной блок. Основные этапы освоения географических знаний – это восприятие, логическое осмысление, закрепление, обобщение и систематизация, применение знаний. Разработка элективного занятия включает в себя все этапы этого освоения по теме «Население мира».

Методы, при помощи которых этого добивается учитель:

          • Первичное усвоение знаний достигается с помощью объяснительно-иллюстративного материала.

          • Для формирования умения пользоваться своими знаниями применяется деятельностный подход. С помощью него организуется деятельность учащихся по воспроизведению знаний и способов деятельности.

          • Особое место в приобретении умений и навыков, связанных с содержанием предмета, принадлежит практическим задачам. Благодаря им ученик может применить ранее полученные знания для установления причинно-следственных связей.

          • Важнейшими  методами   являются так же картографический и статистический.

Цели. Обобщение  знаний по теме «Население мира»: динамика численности населения; основные демографические показатели и методы их расчёта; факторы и основные закономерности размещения населения; этнический состав. Подготовка к сдаче ЕГЭ.

          Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями населения мира, умение использовать полученные знания в новой учебной ситуации.

          Воспитание общей культуры, создание условий для самооценки учащихся.

Ход урока

  1. I.    Организационный момент
  2. II.              Актуализация знаний

Учитель. Прежде чем приступить к выполнению практических задач, вспомним основные положения темы «Население мира». Для этого выполним ряд тестовых заданий:

  1. Численность населения Земли в настоящее время составляет примерно:

а) 6,9 млрд человек;   б) 10,1 млрд человек;

в) 3,5 млрд человек;      г) 15,3 млрд человек.

2. Какая из перечисленных стран входит в пятёрку крупнейших по численности населения мира:

а) Австралия;  б) Франция;  в) Чили; г) Индонезия.

3. В какой из перечисленных стран численность населения больше?

а) Германия;  б) США;  в) Мексика;  г) Япония.

4. Доля какого из перечисленных регионов в общей численности населения мира больше?

а) Азия;  б) Африка;   в) Северная Америка;  г) Австралия и Океания.

5. В какой из перечисленных стран мира темпы естественного прироста населения ниже:

а) Франция;  б) Алжир;  в) Египет; г) Мексика.

6. В какой из перечисленных стран рождаемость населения выше?

 а) Ангола;  б) Франция;  в) США;  г) Япония.

7. В какой из перечисленных стран коэффициент смертности населения выше:

 а) Алжир;  б) Замбия;   в) Мексика;   г) Венесуэла.

8. Расположите страны в порядке возрастания в них численности населения:

а) Россия;  б) Индия;  в) Белоруссия;  г) Ватикан.

9. Используя данные таблицы, определите естественный прирост населения Афганистана в 2012 году:

Коэффициент рождаемости

(на 1000 человек)

Коэффициент смертности

(на 1000 человек)

39 18

Ответ:  …%

10. В какой из перечисленных  регионов наименьшая доля детей:

а) Зарубежная Азия;  б) Латинская Америка; в) Африка;   г) Зарубежная Европа.

11. В какой из перечисленных стран доля пожилых людей (старше 65 лет) в возрастной структуре населения наибольшая?

а) Чад;   б) Япония;    в) Тунис;  г) Уругвай.

12. Какой из перечисленных народов относится к индоевропейской языковой семье:

 а) карелы;   б) немцы;    в) турки;   г) корейцы.

13. Используя данные таблицы, определи долю лиц в возрасте от 15 до 64 лет в структуре населения Канады:

Менее 15 лет, % Более 64 лет, %
17 14

14. В какой из перечисленных стран большинство верующего населения исповедует буддизм?

 а) Канада;  б) Греция;  в) Мьянма;   г) Алжир.

15. В какой из перечисленных стран коэффициент миграционного прироста выше? (на 1000 жителей)

а) Канада;  б) Танзания;   в) Замбия;   г) Польша.

16. В какой из перечисленных стран средняя плотность населения выше?

а) Афганистан;  б) Бангладеш;  в) Канада;  г) Австралия.

17. В какой из перечисленных стран доля городского населения выше?

а) Таиланд;  б) Нигер;  в) Судан;  г) Бельгия.

18. В каком высказывании говорится о миграции:

а) на крайнем Севере России проживает лишь 10 млн человек;

б) доля детей достигает максимума в Республике Дагестан;

в) с начала 1990-х годов начался сильный отток населения из регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока;

г) в возрастной структуре населения России возрастает доля лиц старших возрастов.

19. Возрастно-половая пирамида какой из перечисленных стран представлена на рисунке:

 а) Франция;  б) Йемен;   в) Латвия;     г) Канада.

В ходе решения тестов учащиеся повторяют крупнейшие по населению страны мира,  динамику населения, миграционный прирост, естественный прирост,  урбанизацию, национальный и религиозный состав, работают с картами атласа, поло-возрастными пирамидами.  В процессе ответов выделяют общие тенденции размещения населения, плотности в развитых и развивающихся странах.

Цель выполнения данных заданий сводится не только к повторению основных вопросов темы, но и к выделению логических особенностей, причинно-следственных связей показателей населения мира.

Например, в какой из перечисленных стран мира темпы естественного прироста населения ниже: а) Франция;  б) Алжир;  в) Египет;  г) Мексика.

Ответ. Естественный прирост различен в развитых и развивающихся странах. В развитых странах рождаемость ниже, чем в развивающихся, соответственно доля детей ниже, а пенсионеров выше, соответственно в ответе должна быть развитая страна. Таким образом, это Франция.

Решение практических задач по теме «Население мира».

ЕГЭ включает в себя разнообразные задания различного уровня сложности. Задачи, которые мы сегодня будем решать, относятся к заданиям высокого уровня и подразумевают способность творческого применения знаний и умений. При выполнении  заданий  С2 необходимо помнить, что решение задачи должно записываться полностью. Возможны как математические, так и логические ошибки. В заданиях типа С2 проверяется сформированность таких понятий, как естественный и миграционный прирост (убыль) населения. Задания предусматривает использование статистических данных, представленных в табличной форме, для определения демографических показателей с использованием известных формул. Ответом на это задание является число – результат вычислений.

Пример задания. Используя данные таблицы, определите:

          • показатель естественного прироста населения в промилле в 2014 г. для  Республики Татарстан (полученный результат округлите до целого числа);

         • величину миграционного прироста (убыли) населения РТ в 2014 году. Запишите решение задачи.

Необходимо значение показателя естественного прироста за 2014 год разделить на среднегодовую численность населения. Важно не забыть разделить значение среднегодовой численности на 1000, т.к. промилле – это тысячная доля числа.

Задания типа С3 включает комплексные задания на анализ статистических или картографических источников географической информации, требующие определить особенности. Здесь нужно уметь определять и сравнивать по разным источникам информации тенденции развития социально-экономических объектов, процессов и явлений.

На основе анализа статистических данных ученики делают вывод о показателях, характеризующих население, сопоставляют различные показатели. Важно научить учащихся отделять «относительные показатели» от «абсолютных показателей».

Задача. Используя приведённые в таблице данные, определите, в какой из стран – А, В или С доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения наибольшая. Запишите рассуждения и необходимые числовые данные.

Демографические показатели стран А, В и С

Показатели

А

В

С

Общая численность населения, млн чел. 182 1050 132
Численность населения в возрасте до 15 лет, млн чел. 49,3 337,8 56.7
Численность населения в возрасте от 15 до 65 лет, млн чел. 122,4 661,9 71,3
Численность населения старше 65 лет, млн чел 10,3 49,7 4,0
Рождаемость (на 1000 чел) 17,7 23,3 43,0
Смертность

(на 1000 чел)

6,1 8,5 19,0
Ожидаемая продолжительность жизни, ко-во лет 71,1 63,3 44,0

В данном задании два вопроса. Известно, что соотношение лиц разных возрастов находится в прямой зависимости от показателей естественного прироста или рождаемости (на 1000 чел.) и от показателя ожидаемой продолжительности жизни населения. Определим долю лиц пожилого возраста:

10,3 х 100% : 182 = 5,6%  (страна А)

49,7 х 100% : 1050 =4,7% (страна В)

4 х 100% : 132 = 3%  (страна С).

Из статистических данных видно, что доля лиц пожилого возраста больше в стране А.

Определив страну и обосновав ответ числовыми данными, необходимо объяснить, что в стране А меньшая рождаемость и большая продолжительность жизни.

Учащиеся решают задачи типа заданий  С3, самостоятельно отмечая свои «слабые» стороны.

III. Итог занятия.

Учащиеся делают выводы по проделанной работе, выставляют себе полученные баллы, аргументируя их.

Заключение. Выводы.

Подготовка учащихся к сдаче Единого государственного экзамена накладывает на учителя-предметника особую ответственность, так как контрольно-измерительные материалы по предмету содержат тематику за период изучения предмета с VI по X класс. Ко многим темам, изученным  ранее,  учащиеся больше  не возвращаются. Часто они успевают подзабыть полученные навыки, между тем задания требуют основательного владения материалом.

На занятиях элективного курса очень удобно отрабатывать многие умения и навыки. Учащиеся чувствуют себя психологически более комфортно, потому что нет «строгих урочных»  требований.

Учителю, в ходе работы, необходимо делать акцент на алгоритмах выполнения того или иного задания, на предупреждении возможных ошибок. Одним из активно работающих показателей успешности учащихся является самооценка и контроль выполнения задания в группе. Учащиеся в ходе такой работы более сконцентрированы, ответственны. В ходе решения практических задач, учителя-географы констатируют факт правильного ответа учащихся с точки зрения географии и многочисленных вычислительных ошибок. Поэтому отработке решению задач по теме «Населения мира» всегда отводится особое внимание.

Данная разработка поможет учителю выявить пробелы в знаниях по данной теме, отработать те задания, в которых допускается больше всего ошибок. В зависимости от наличия источников информации, ее доступности и актуальности учитель вправе корректировать систему практических заданий, предусмотренных данной разработкой.

Литература

  1. Амбрацумова Э.М., Дюкова С.Е. География. Практикум. –  Москва: «Экзамен», 2013.
  2. Барабанов В.В. Сдаём ЕГЭ. География. – Москва «Дрофа», 2011.
  3. Барабанов В.В. Сдаём ЕГЭ. География. – Москва «Дрофа», 2012.
  4. Ром В.Я., Дронов В.П. «Школьный практикум. География России». – Москва: «Дрофа», 2000.
  5. Чичерина О.В., Соловьёва Ю.А. География. Тренировочные задания». – Москва: «Эксмо», 2012.

                                                                                                       Приложение 1

№ 1

Используя данные таблицы, определите:
1) Показатель естественного прироста населения в ‰ в 2007 г. для Брянской области (полученный результат округлите до целого числа).
2) Величину миграционного прироста (убыли) населения Брянской области в 2007 г. (решение задачи запишите).

Численность и естественный прирост населения Брянской области

  2006 2007 2008
Численность постоянного населения
на 1 января, человек
1331363 1317589 1308479
Среднегодовая численность населения,
человек
1324476 1313034 1304084
Естественный прирост населения, человек
(значение показателя за год)
-12577 -10062 -8852

№ 2

Используя данные таблицы, определите:
1) Показатель естественного прироста населения в ‰ в 2007 г. для Тамбовской области (полученный результат округлите до целого числа).
2) Величину миграционного прироста (убыли) населения Тамбовской области в 2007 г. (решение задачи запишите).

Численность и естественный прирост населения Тамбовской области

  2006 2007 2008
Численность постоянного населения
на 1 января, человек
1130352 1117119 1106035
Среднегодовая численность населения,
человек
1120952 1111577 1101457
Естественный прирост населения, человек
(значение показателя за год)
−11337 −9626 −9409

№ 3

 Используя данные таблицы, определите:
1) Показатель естественного прироста населения в ‰ в 2008 г. для Владимирской области (полученный результат округлите до целого числа).
2) Величину миграционного прироста (убыли) населения Владимирской области в 2007 г. (решение задачи запишите).

Численность и естественный прирост населения Владимирской области

  2006 2007 2008
Численность постоянного населения
на 1 января, человек
1472621 1459574 1449475
Среднегодовая численность населения,
человек
1464422 1454524 1444618
Естественный прирост населения, человек
(значение показателя за год)
-14430 -12422 -11550

                                                                                                  Приложение 2

№1.

Используя приведённые в таблице данные, определите, в какой стране показатель смертности на 1 тыс. жителей наибольший. Для обоснования своего ответа запишите необходимые числовые данные.

Показатели Алжир Чили Италия
Общая численность населения, млн чел. 33,3 16,3 58,1
Доля населения в возрасте до 15 лет, % 35 25 14
Доля населения старше 65 лет, % 5 8 19
Рождаемость 17,1 15,0 8,5
Естественный прирост 12,1 9,1 -2,0
Ожидаемая продолжительность жизни, кол-во лет 73,5 76,9 80,0
Доля городского населения, % 49 87 90

№ 2

Используя приведённые в таблице данные, определите, в какой из стран – А или Б –численность населения в 2050 г. будет больше (при условии, что темпы роста численности населения останутся неизменными, а влияние других факторов незначительно). Для обоснования своего ответа приведите два аргумента.

Демографические показатели стран А и Б

Страна Численность

населения, млн чел

Площадь

страны, тыс. км2

смертность рождаемость продолжительность жизни, ко-во  лет доля городского населения
А 2,7 1564 6 21 64 59
Б 2,7 312 3 24 74 71