Народная сказка в системе нравственного воспитания дошкольников

№ 157

Гелюся ГАТАУЛЛИНА, Марина АНУФРИЕВА,

воспитатели детского сада №402 г. Казани

Личностное становление ребенка начинается очень рано. Первые нравственные представления и навыки дети получают в семье и дошкольных учреждениях, где формируются нравственные понятия и убеждения и вырабатываются устойчивые навыки и привычки поведения учащихся.

С самых первых дней ребёнка родители знакомят с начальными элементами фольклора, такими, как потешки, прибаутки, колыбельные. Посредством вышеперечисленных элементов фольклора ребёнок знакомится с навыками поведения. Первые полноценные художественные произведения, с которыми знакомится ребенок – сказки, и ведущую роль в нравственном воспитании ребенка играют они. Сказка благоприятствует  развитию эстетических качеств, без которых немыслимо благородства души, сердечного сострадания к несчастью человека, а также горю. Ребенок открывает  мир не только умом, а также сердцем. И происходит это благодаря той же народной сказке.

Сказка наставляет детей на творческое мышление, любовь и уважение к будущему всего человечества. Трудно представить детство ребёнка без сказок и детских книг. Сказки вступают в жизнь ребенка с самого детства и сопровождают всю его жизнь. Определённо, сказки  нельзя назвать развлечением, а также средством от скуки. Ведь сказки – это способ совершенствование для ребенка.

В целостном процессе его развития нравственность занимает важное место. В дошкольном возрасте наибольшее влияние на нравственное развитие ребенка оказывает взрослый. Малыш делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь с взрослыми, перенимая у них опыт поведения, ориентируясь на слова «так можно», «так нельзя».

Дошкольный возраст является начальным и, следовательно, крайне важным этапом в процессе усвоения механизмов нравственного поведения и становления нравственных качеств, является самоценным периодом развития, в котором складывается детская личность; формируется соответствующее нравственным правилам поведение, являющееся необходимым условием социализации детей. В дошкольных учреждениях ведущая роль в данном процессе принадлежит воспитателю.

Главное достоинство сказки в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста, заключается в том, что посредством событий в сказке детьми:

− усваиваются нравственные качества: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность;

− происходит осознание ребёнком следующих базовых нравственных качеств: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм;

− происходит усвоение ребенком нравственных норм: открытость к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе;

− развивается способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;

− воспитывается у детей милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

− воспитывается трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда;

− развивается эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Педагогическая деятельность воспитателя становится еще эффективней при активном взаимодействии с родителями. Интенсивное усвоение примера взрослых, подчинения действий образцу формируют произвольное поведение, а также способствуют усвоению этических норм. Трудно представить мир ребенка без сказки. Понятия «детство» и «сказка» — неотделимые. Однажды придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память.

Большинство русских и татарских народных сказок передают ребёнку убеждённость в успехе, одержанном добра над злом. Именно через сказку дети приобщаются с такими первенствующими понятиями, как «что такое хорошо и что такое плохо», а также первоначальными представлениями о дружбе и предательстве, смелости и трусости, а значит, происходит заложение основ моральных и духовных ценностей. Сказки несут в себе самую первую информацию об отношениях  между людьми. Благодаря сказкам у ребенка формируются дар  переживать и сострадать, а также радоваться за другого человека.

Народные сказки, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию человека и виды его деятельности.

Маленький ребенок, слушая рассказ или сказку и ощущая реальное существование даже фантастического героя, «содействует» с героем; а также «соучаствует» с героем.

Воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя со сказочным героем, что позволяет ему почувствовать, понять и осознать свои промахи, ошибки или наоборот правильность своих поступков. Благодаря сказке дети начинают постигать главнейшие истины человеческой жизни, вырабатывают способность проявлять нравственные чувства (сострадание, сочувствие, сопереживание и т. д.).

Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных текстов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса. Фольклор дает возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формирует представление о диких животных, птицах и их повадках. Образный язык поэзии помогает ребенку открыть для себя многое и в чувствах человека, его отношении к окружающему миру, поступкам отдельных людей.

В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, определяется содержание нравственного воспитания. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.

Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека. Постепенно ребенок подводится к восприятию более сложных сюжетов, у него возникает чувство сопереживания к герою произведения. Он уже может дать оценку событиям, помнит ход действий, может рассказать, чем все закончилось. Он начинает понимать не только житейские, обыденные ситуации, но и непредвиденные повороты сюжета, откликается на юмор, курьезность некоторых ситуаций. Сказка «открывает» малыша через познание человека. Этим и замечательны первые сказки для маленьких, что в основе их лежат бытовые сюжеты. После чтения сказки «Репка» можно специально остановиться на дружной работе героев. «Кто самый сильный? (Дед) А кто самый маленький? (Мышка) Почему удалось вытащить репку? (Все дружно тянули репку, не ссорились.) А с помощью вопроса: «Что было потом, о чем в сказке не говорится?» дети представляют, как герои варили кашу из репки, как дружно хвалили вкусную кашу. В заключении воспитатель делает вывод: «Хорошо, когда все живут дружно. Будем и мы жить дружно!» Усвоение социальных ценностей происходит в процессе коллективной деятельности. Умение играть приходит не сразу. Здесь нужна помощь воспитателя: он должен объяснить, что ссоры и драки не к чему хорошему не приведут. Читая художественные произведения, следует обращать внимание детей на вежливых и не вежливых героев. Зачастую ребенок подражает главным персонажам, стараясь быть на них похожим. Ведь каждому ребенку очень хочется быть бесстрашным, крепким и сеющим добро. И поэтому дети любят сказки, и в своих фантазиях представляют себя в роли добрых волшебников, великанов, фей волшебниц и т.д.

Дети старшего дошкольного возраста достаточно владеют социальным опытом поведения, что проявляются в их суждениях, оценках. Они могут осудить эгоистические проявления, которые мешают игре. Сюжетно-ролевые игры не имеют таких четких условий и требований, как игры с правилами. Обсуждая с детьми произведение, воспитатель повторяет правила поведения. Иногда сюжетная игра, построенная на художественном произведении, выливается в инсценировку. Работая с литературным произведением, воспитатель заставляет детей говорить, думать.

Несомненно, что нравственное воспитание невозможно без обдумывания с дошкольником нравственной стороны поступков сказочных персонажей произведений, с проведением проецирования на поступки людей.

Осмыслению нравственной стороны жизненного явления способствует сопоставление понятий «добро – зло», сравнение поведения положительного героя с поведением отрицательного. В повседневной жизни детей продолжают приучать к вежливому обращению с окружающими. С помощью бесед, произведений, искусства, фольклора важно довести до сознания ребенка мысль о том, что отношение к людям проявляется через отношение к вещам, труду. Нельзя забывать о «вежливых» словах, которые помогают поддержать доброжелательность в отношениях детей. Важно стремиться к тому, чтобы дети не относились к этим словам как к простой формальности. Большую помощь в преодолении этой проблемы окажут этические беседы.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что народная сказка формирует нравственный багаж ребёнка и является могучим, действенным средством нравственного воспитания детей. Главное достоинство народной сказки в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста, заключается в том, что посредством событий в сказке детьми усваиваются нравственные качества, происходит усвоение ребенком нравственных норм: открытость к добру, позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе.

Использованная литература:

1. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников //Дошкольное воспитание. – № 1 – № 5. – 2005.

2. Исаева Н. Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников //Дошкольное воспитание. – № 7. – 2012.

3. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей //Дошкольное воспитание. – № 1. – 2006.

4. Фигдор Г. Сказка и психическая переработка душевных конфликтов //Дошкольное воспитание. – № 1. – 2007.

5. Хаитова Н.И. Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста //Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – № 1. – 2015.

Интернет-ресурсы:

1. Евсикова, Н. Г. Народные сказки как средство воспитания нравственных качеств дошкольников / Н. Г. Евсикова, Л. Н. Муссугалиева. — Текст: непосредственный //Молодой ученый. – 2019. – № 9.1 (247.1). – С. 78 – 85. – URL: https://moluch.ru/archive/247/56819/

2. Баринова Н.М. Сопровождение нравственного воспитания в детском саду. Новые формы и вечные ценности [Текст] /Н.М.Баринова. [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://family-child.ru/?p=5235, свободный.

3. Ситникова О.С. Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ситникова // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 633–634.