Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками

 № 161

Елена ШЕСТАКОВА,

учитель-логопед I квалификационной категории детского сада №362 г. Казани

Игра – основной вид деятельности дошкольника. Энциклопедический словарь относит ее к виду непродуктивной деятельности, мотив которой не в результатах, а в самом процессе. В процессе игры создаются и развертываются условные формы взаимосвязи между детьми и моделируемыми реалиями действительности. Объекты, явления и процессы окружающего мира имитируются в игре, заменяясь условной наглядной моделью.

Существует определенное противоречие: с одной стороны, важность коррекции речевого дефекта требует организации специальных занятий, направленных на преодоление той или иной речевой патологии; с другой – ведущая роль в развитии ребенка дошкольного возраста принадлежит игре.

Проведение на логопедических занятиях специально подобранных игр создает благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности. Конечно же игра, проводимая на занятии, не является игрой в строгом смысле этого слова, это скорее учебно-игровая ситуация.

У дошкольников не развито абстрактно-логическое мышление: оно носит наглядно-образный, а в отдельных случаях (при сочетанных дефектах, отставании в развитии, ЗПР) и наглядно-действенный характер.

Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, а с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С наглядными средствами их объединяет сходство с образно или схематично опосредованными иллюстрациями. Разница состоит в том, что в наглядно-игровых средствах такие иллюстрации несут не основную, а дополнительную функцию. С их помощью создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности. Сам процесс обучения становится эмоциональным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность. Ниже я  представлю наглядно-игровые средства, которые применяю на логопедических занятиях по направлению произносительной и лексико-грамматической стороны речи, фонематического восприятия, обучение грамоте.

Грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики.

Трудности в овладении грамматической стороны речи в том, что ребенок не осознает этих значений, употребляет их интуитивно.

У детей речевой патологией понижена способность воспринимать различия лексико-грамматических элементов речи, это ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного  и творческого применения конструктивных элементов языка в процессе высказывания.  Детям свойственно хаотическое и беспорядочное сочетание грамматических средств языка. Даже если ребенок воспринимает их, длительное время использует неправильно. Я хочу предложить несколько  наглядно-игровых средств, которые способствуют развитию лексико-грамматической стороны речи.

«Репка»

Цели:

– сформировать понятие ряд;

развивать понимание речи, зрительную память, внимание, пространственные отношения;

Пособие представляет собой вырезанные персонажи сказки «Репка» и куклы Алисы из Страны Чудес.

Логопед. Сегодня к нам в гости пришла кукла Алиса из Страны Чудес. С собой она привела героев сказки. Эти герои вам хорошо знакомы. (Показывает персонажей, пока не прикрепляя их.). Скажите, вы узнали этих героев? Из какой они сказки?  (Дети их рассматривают, пытаются узнать сказку и говорят варианты ответов). Молодцы!  Но  Алиса хочет узнать, хорошо ли вы помните, о чем эта сказка.  (дети пересказывают содержание). В процессе пересказа выставляются фигурки персонажей сказки. Получается определенный предметный ряд.

Предлагаю несколько вариантов работы с данным пособием в зависимости от общего речевого развития и дидактических и коррекционных задач.

Первый вариант:

Логопед: Сказку вы вспомнили. Алиса довольна вами. А теперь она хочет спросить о том, кто из героев сказки где находится.

Логопед задает вопросы на ориентацию в пределах ряда, например: Кто стоит первый? Кто последний? Кто после внучки? Кто перед бабкой? Кто между Мышкой и Жучкой? И т.д.

При затруднении логопед помогает детям, опираясь на их зрительное восприятие.

Второй вариант:

Логопед: Алиса хочет проверить, как вы запомнили сказку и ее персонажей.

Ряд закрывается и задаются те же вопросы,  дети не видят персонажей. После каждого ответа ряд поочередно открывается и проверяется правильность  ответов.

Третий вариант:

Логопед: Теперь сами герои сказки хотят с вами немножко поиграть. Они будут прятаться, а вы скажете, кто спрятался. Ряд снова  закрывается, один из персонажей исчезает, затем  открывается. Дети называют персонаж, который спрятался.

Четвертый вариант:

А теперь Алиса хочет поиграть с вами. Она поменяет героев сказки местами. А вы должны догадаться, кто изменил место. Дети закрывают глаза или ряд снова закрывают  и меняют местами два любых персонажа. Затем открывают  и дети говорят, кого, куда нужно поставить, чтобы было правильно. Задание можно усложнить, поменяв местами не два, а три или более персонажей.

«Цветочная поляна»

Цель:

Формировать умение употреблять предлоги на, под, в, за, к, от, с, из-за, из-под.

— Развивать ориентацию в пространстве.

— Закреплять названия основных и оттеночных цветов, садовых, луговых, полевых цветов и насекомых.

Пособие представляет собой изображение  клумбы  с разноцветными  цветами  изображения насекомых (комара, мухи, пчелы, бабочки, жука) и картинкой с изображением жабы (все изображения на липучках).

Логопед: На цветочной клумбе  жили  жучки, комары, бабочки. Недалеко от цветочной клумбы  поселилась жаба, которая начала охотиться за насекомыми. Теперь они постоянно прячутся от нее. Давайте ребята поможем насекомым спастись от жабы.

Первый вариант. Изображения насекомых лежат на столе. К доске выходит ребенок, который выб