Национальное наследие и традиции татарского народа села Большая Атня

№ 103

Гульсия ЗИГАНГАРАЕВА,

преподаватель истории I квалификационной категории Атнинского сельскохозяйственного техникума им. Габдуллы Тукая

На сегодняшний день в России насчитывается около 200 народов и этносов, поэтому Россию можно назвать одной из самых многонациональных государств мира. Каждая нация имеет свою индивидуальную историю и традиции. Но в современном быстроразвивающемся обществе встал вопрос о противоборстве традиции и новаторства, так как оно, безусловно, влияет на историческую динамику.

Цель работы: изучить сохранившиеся традиции татарского народа села Большая Атня на сегодняшний день.

Задачи:

          – проанализировать историю села Большая Атня;

          – определить основные традиции татарского народа;

          – составить анкету для определения сохранившихся традиции татарского народа и провести анкетирование жителей села Большая Атня;

          – составить рекомендации по сохранению традиции татарского народа.

Для решения задач нами были использованы следующие методы:

          – анализ исторических источников, специальной литературы;

          – анкетирование и его анализ.

Объект: традиции татарского народа.

Предмет: имеющиеся на сегодняшний день традиции татарского народа села Большая Атня.

Практическая значимость: материалы данной работы будут интересны студентам, руководителям группы, преподавателям истории, администрации техникума и района.

Атнинский район в его нынешнем виде образован Постановлением Президиума Верховного Совета Татарской ССР 25 октября 1990 года путем выделения из состава Арского района.

До Октябрьской революции часть нынешнего Атнинского района (левобережье реки Ашит) входила в состав Казанского уезда, а правобережье реки Ашит – в состав Царевококшайского уезда Казанской губернии. С образованием Татарской Советской Социалистической Республики (позже – Татарская АССР) они были объединены в составе Арского кантона. В 1930 году был образован Тукаевский район с центром в селе Большая Атня. В 1936 году Тукаевский район был разделен на два: Атнинский с центром в с. Большая Атня и Кызыл-Юлский с центром в с. Новые Кинери. В 1959 году эти два района вновь объединили в Тукаевский, а в 1963 году присоединили к Арскому району Татарской АССР.

Население района – 14,4 тыс. человек, а в районном центре – 3,6 тыс. жителей.

Территория нынешнего Атнинского района издревле была заселена древними булгарами, а позднее – казанскими татарами. Более тысячи лет назад здесь проходила граница Булгарского государства, и местное население защищало её от набегов северных племён.

С образованием Казанского ханства географическое положение нашего края предопределило роль Заказанья как колыбели татарской культуры, просвещения, литературы. На территории нынешнего Атнинского района, недалеко от деревни Старый Менгер находилась летняя резиденция казанских ханов. Здесь сохранились украшенные богатой резьбой каменные надгробья, относящиеся к XV – XVI вв. Только в селе Большой Менгер учёными было найдено более 200 единиц рукописных книг, написанных в XII – XVIII вв. Среди них не только литературные произведения, но и иллюстрированные медицинские книги, календари на арабском и персидском языках.

Издревле Атнинский район славился своими купцами, которые вели торговлю с государствами Средней Азии и Ближнего Востока. Со средних веков и вплоть до 30-х годов XX в. большой известностью пользовался Атнинский базар.

Главной особенностью Атнинского района является мононациональный состав его населения. Здесь сохранились древняя татарская культура, вера, народные обряды и традиции. Местное наречие считается эталоном литературного татарского языка. На этой земле зарождалась духовность татарского народа.

Атнинская земля – родина выдающегося татарского ученого и духовного деятеля Шигабутдина Марджани, великого татарского поэта Габдуллы Тукая, основателя научного подхода к изучению турецкого языка Рашида Рахмати-Арата, народного поэта РТ Сибгата Хакима.

Центр Атнинского района – село Большая Атня – было основано в период Казанского ханства. В XVIII – 1-й половине XIX в. его жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, кузнечным, портняжным, столярным, мукомольным и красильным промыслами.

«Очень важно сохранять татарские традиции, язык, культуру в условиях глобализации», – подчеркнул Президент РТ Р.Минниханов в апреле 2011 года после подписания Указа «О создании Атнинского государственного драматического театра» (тогда же получившего имя Габдуллы Тукая) на торжествах в Большой Атне.

Для определения сохранившихся традиции татарского народа в селе Большая Атня, мы составили анкету «Традиции татарского народа». Эта анкета поможет выявить знания жителей села о традициях татарского народа и узнать, какие из них сейчас «живы».

В анкетировании приняли участие 52 жителя села Большая Атня в возрасте 20 – 48 лет. Результаты анкетирования представлены в процентном соотношении.

Из 52 жителей, принявших участие в анкетировании, 48 (92%) отнесли себя к татарской национальности, 2 (4%) жителя – к русской, 2 (4%) – к узбекской. Все участники анкетирования уверены, что знают татарские традиции. Но из всех традиции татарского народа вспомнили лишь следующие:

          – Курбан-байрам – 42 чел. (81%);

          – Рамадан – 42 чел. (81%);

          – Сабантуй – 52 чел. (100%);

          – Новый год – 50 чел. (96%);

           – исем кушу (имя наречения) – 43 чел. (83%);

           – бәби чәе (мае) – 43 чел. (83%);

           – Каз өмәсе – 14 чел. (27%);

           – боз карау – 5 чел. (10%);

           – янгыр юрау – 4 чел. (8%).

По полученным результатам можно сказать, что участники знают лишь устоявшиеся и активные традиции татарского народа, как Сабантуй, Курбан-байрам, Рамадан. Такие традиции, как «боз карау (ледоход)», «яңгыр юрау», уже не передаются из поколения в поколения, поэтому они забываются.

По результатам ответов на 4-й вопрос было выяснено, что из известных традиций татарского народа, семьи предпочитают праздновать и придерживаться Курбан-байрама (30 участников – 58%), Рамадан (2 участника – 4%), Новый год (50 участника – 96%), Сабантуй (52 участника – 100%), исем кушу (43 участника – 83%), бәби чәе (43 участника – 83%). Таким образом, можно сказать, что участники анкетирования придерживаются в своих семьях только уже устоявшихся традиции татарского народа.

На вопрос, какие традиции участники желают передать следующему поколению, были соответствующие предыдущему вопросу результаты, т. е. какие традиции имеются в селе на сегодняшний день (Сабантуй, Новый год, Курбан-байрам, исем кушу, бәби чәе), участники желают такие же передать следующему поколению.

Каждый народ, наверное, гордится своими национальными традициями. На подобный вопрос, все участники анкетировании ответили, то гордятся традициями татарского народа, хотя среди них были участники и русской и узбекской национальностей. Вероятно, это связано с тем, что мы живем в многонациональной республике, и жители нашего родного края толерантны друг к другу.

На один из самых ключевых вопросов нашего анкетирования (Как вы считаете, могут ли старые национальные традиции «жить» в современном обществе?), 45 учасников (86%) ответили, что традиции могут сохраниться и в современном обществе. 5 участников (10%) считают, что лишь некоторые традиции не исчезнут в будущем, и 2 из участников (4%) затруднились ответить на такой вопрос.

Можно предположить, если 86% всех участников анкетирования считают, что есть возможность сохранить национальные традиции в современном обществе, то у народа должно получится это сделать. Если большинство людей будут помнить и знать свои национальные традиции и обычаи, т. е. очень большая вероятность сохранить их и в современном мире.

На последний вопрос о возможности появления новых национальных традиции 47 участников (90%) ответили положительно, 1 участник (2%) – отрицательно, у 4 участника (8%) возникли затруднения в ответе.  Это говорит о том, что время не стоит на месте, тем более в современном мире, когда мы живем в информационном веке возможны появления новых традиций.

Таким образом, с помощью анкеты «Традиции татарского народа» можно сказать, что на сегодняшний день жители села Большая Атня знают основные действующие в муниципальном, республиканском, либо мировом уровне традиции татарского народа. Из них в селе семьи придерживаются такие традиции, как Новый год, Сабантуй, Курбан-байрам, исем кушу, бәби чәе. Большинство участников анкетпрования считают, что традиции могуть жить в современном обществе, но также нельзя исключать и появление новых современных национальных традиций.

Для того чтобы современное общество не забывало и помнило национальные традиции народа, необходимо проводить информационные мероприятия, и, безусловно, исполнять эти традиции. Мероприятия, которые могут способствовать этому, можно назвать:

          – информационные щиты, стенды в домах культуры, школах, библиотеках;

          – проведение в техникуме одной забытой традиции в сезон;

          – встречи с пожилым населением села для сбора информации о традициях народа;

          – организация исследовательских работ по изучению истории традиции и т.д.

Современное общество сильно отличается от того, времени, когда жили наши бабушки и дедушки. Сейчас поменялись взгляды, потребности и уклад жизни. Поэтому возникает очень важный вопрос, сможем ли мы сохранить национальные традиции нашего народа в будущем.

Татарский народ – второй по численности народ в России. Их традиции связаны как с религией, так и с общим бытом. К самым известным и распространенным можно отнести Сабантуй, Новый год, Курбан-байрам, бәби чәе и т.д.

По результатам анкетирования жителей села Большая Атня, было выяснено, что многие уже забыли некоторые традиции татарского народа. В основном, жители села знают общеизвестные традиции своего народа, и придерживаются их. Но они верят, что традиции передававшиеся из поколения в поколение могут жить в современном обществе.

Для сохранения этих традиции необходимо давать больше информации жителям села, организовывать мероприятия, посвященные этим традициям. Таким образом, мы сможем сохранить эти ценности своего народа.