Национально-региональный компонент в детском саду

№ 140

Рания ХАСАНОВА,

воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №402 г. Казани

Республика Татарстан – один из многонациональных регионов Российской Федерации. В Законе Республики Татарстан «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями.

Мы, воспитатели детского сада, должны учитывать особенности культуры народов Поволжья и осуществлять свою деятельность по следующим направлениям:

– приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Татарстан; предоставление каждому ребенку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;

– создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

– ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры;

– ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Татарстан, праздниками, событиями общественной жизни республики, символиками РТ и РФ, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.

Я работаю в подготовительной группе с детьми 6 – 7 лет и считаю, что в этом возрасте особенно актуально воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине. В подготовительной группе продолжаем знакомить детей с живописью, литературой, искусством, музыкой народов Поволжья (русских, татар, чувашей, удмуртов, марийцев, башкиров). Содержание образовательной деятельности с учетом национально-регионального компонента в подготовительной группе ведется по нескольким направлениям:

1. Физическое развитие ведется через формирование и расширение знаний детей о пользе лекарственных растений своего края в сохранении и укреплении собственного здоровья. Это такие мероприятия, как «Сәламәтлек – зур байлык», «Учусь распознавать лекарственные растения», «Природная аптека родного края». Ознакомление с русскими, марийскими, татарскими, удмуртскими, чувашскими подвижными играми: «Продаем горшки» (Чүлмәк сатыш), «Скок-перескок» (Күчтем-күч), «Хлопушки» (Әбәкле), «Займи место» (Буш урын), «Ловишки» (Тотышлы), «Жмурки» (Күз бәйләү), «Перехватчики» (Куышу), «Тимербай», «Кто дальше бросит?» (Кем ераграк ыргыта?), «Мяч по кругу» (Төенчек), «Спутанные кони» (Тышаулы атлар).

2. Социально-коммуникативное развитие основывается на совершенствовании знаний о традициях и обычаях своего народа, формировании представлений о том, что в Татарстане живут люди разных национальностей в мире и дружбе. На основе расширения знаний о республиках Поволжья воспитание патриотических чувств к родному краю и толерантного отношения к народам других национальностей. Расширение и систематизирование представлений о различных видах труда народов Поволжья, удовлетворяющих потребностей общества и государства. Ознакомление с реками РТ, правилами безопасного поведения на водоёмах. Особенно актуальны экскурсии на природу и в музеи Казани.

3. В речевом развитии важно обогащение словарного запаса детей словами, используемыми в повседневной, общественной жизни, применение слов и словосочетаний в различных ситуациях: беседы «Мои любимые блюда», «Моя семья», «Мин татарча сөйләшәм». Развитие навыков устного общения с взрослыми и детьми на основе освоения культурных языковых традиций. Ознакомление детей с художественной литературой и устным творчеством народов Поволжья. Систематизирование знаний детей о творчестве народов Поволжья писателей и поэтов родного края, умений сравнивать, анализировать и обобщать.

4. Познавательное развитие. Формирование представлений о государстве, республике (президент, правительство, армия, полиция), о символах России и Татарстана (флаг, герб, гимн). Закрепление представлений о столице России – Москве, Татарстана – Казани, о государственных праздниках. Расширение представления о родном городе, его достопримечательностях (памятники Г.Тукая, М. Джалиля, река Казанка и др.), его природе, выдающихся личности (писатели, композиторы, художники). Воспитание уважения и толерантного отношения к людям разных национальностей. Расширение представления об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре. Развитие личности дошкольников через взаимодействие культур народов Поволжья.

5. Художественно-эстетическое развитие начинается с ознакомления с лучшими образцами вокальной, инструментальной, оркестровой народной музыки, с народными инструментами свирель («шахлич» – чувашский), гусли («карш» – марийский), волынка («шювыр» – марийский), скрипка, ложки (удмуртские), домбра («думбра» – татарский), дудка, деревянные ложки (русские). Изучение произведений классиков национальной музыкальной культуры С.Сайдашева, Ф.Яруллина, Р.Яхина, Н.Жиганова и др. Слушание государственных гимнов России, Республики Татарстан, Башкортостана, Чувашии, Мордовии, Удмуртии, Марий Эл; а также народной музыки республик Поволжья. Расширение представлений детей о народных промыслах (ювелирное дело, вышивка), о национальном орнаменте (пион, шиповник, разные виды листьев). Развитие умения создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых и новых (хохломская, жостовская). Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством народов Поволжья (удмуртский, мордовский, марийский). Закрепление умения при составлении декоративной композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки используя характерные элементы узора и цветовую гамму росписи того или иного народа.Ознакомление детей с историей, с традициями Родного края в нашем детском саду ведется с раннего возраста. Для реализации регионального компонента в нашей группе создана предметно-развивающая среда. Все праздники в нашем детском саду не обходятся без использования фольклора. Дети особенно любят татарские народные сказки, пословицы, загадки, считалки и приметы. Такие национальные праздники, как «Нәүрүз», «Сөмбелә», Сабантуй, «Карга боткасы» помогают детям узнать традиции, обряды, историю, быт, одежду, образ жизни предков.

У нас, педагогов-дошкольников, важная миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. А великая страна начинается с малой Родины – с того места, где ты родился и живешь.