Мы вместе: детский сад и семья

№164

(Проект работы по взаимодействию с родителями)

Гелуся ДАВЫДОВА,

старший воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №62 «Весняночка» г. Наб. Челны   

Вид проекта: открытый, практико-ориентированный, коллективный.

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь-май).

Объект проекта: педагогическое просвещение родителей дошкольников.

Предмет проекта: содержание и формы педагогического просвещения.

Участники проекта: администрация, педагоги ДОУ, родители.

Условия реализации проекта: наличие теоретических знаний и практических умений и навыков у педагогов, активное сотрудничество педагогов, детей и родителей в разных видах деятельности, регулярность и систематичность работы.

Актуальность. Сегодня взаимодействие ДОУ и родителей является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесномсотрудничестве, во взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

В современном мире родителей можно разделить на несколько категорий:  часть родителей требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, но при этом хотят видеть результат, т.е. полностью подготовленного к школе ребенка; другие пассивно наблюдают за работой детского сада, третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени; и только небольшая часть семей активно сотрудничают с детским садом.

На мероприятия информационного характера родители ходят без особого желания, тогда как на мероприятиях развлекательного характера посещение родителей бывает достаточно высоким.

В наше время, когда каждый родитель знает, что такое рейтинг образовательной организации, когда любую информацию можно вычерпнуть из средств массовой информации, и любой родитель может все, чем он недоволен, выложить для всеобщего обозрения в сети интернет (причем, чаще пишут недовольства), очень важно, чтобы довольных, удовлетворенных качеством предоставляемых образовательных и воспитательных услуг дошкольным образовательным учреждением, было больше. И, как следствие, будет больше родителей, желающих привести  своего ребенка в данный детский сад.

Одной из задач современного дошкольного образования является взаимодействие с семьей в интересах полноценного развития ребенка.  Именно поэтому и актуален данный проект работы с родителями: детский сад должен быть открыт для семьи, родитель должен знать, что происходит в детском саду, необходимо каждому родителю обеспечить возможность знать и видеть, чем живет и как развивается его ребенок.

Проблема. Многие современные родители являются постоянными участниками виртуальных сайтов, групп, в которых идет бурное обсуждение вопросов организации работы детских садов.  Обсуждению, как правило, подлежат вопросы не очень лестного содержания; и эта информация, воспринимаемая из разных источников, не помогает им получить достоверной картины по следующей причине: они слишком общие, не касаются лично их ребенка. Это приводит к тому, что родители начинают видеть только негативную сторону работы своего детского сада.

Очевидно, что старые формы контактов с родителями постепенно изживают себя. Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. Таким образом, возникает необходимость поиска новых подходов к организации работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников.

Помочь родителям стать активным участником воспитания собственного ребенка призван психолого-педагогический проект по повышению  конкурентоспособности  детского сада «Мы вместе: детский сад и семья».

Цель: повышение удовлетворенности качеством  предоставляемых образовательных и воспитательных услуг ДОО родителями через  активное информирование  и взаимодействие.

Задачи:

— обеспечение открытости и доступности информации о деятельности образовательной организации; обеспечение различных заинтересованных групп пользователей достоверной информацией, охватывающей различные аспекты деятельности  образовательной организации;

— наличие возможности развития творческих способностей и интересов воспитанников, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, спортивных мероприятиях;

— увеличение доли получателей образовательных услуг, удовлетворённых качеством дошкольного образования;

— психолого-педагогическая помощь родителям воспитанников ДОУ в осознании своей роли, значения и возможностей в воспитании здорового и успешного ребенка;

— организация методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОО и родителей дошкольников, вовлечение семьи в единое образовательное пространство;

— установление  сотрудничества между дошкольным образовательным учреждением и семьей;

— формирование воспитательных умений родителей и направление их на конструктивные партнерские взаимоотношения с ребенком;

— ориентация родителей на возрождение нравственно-этических норм и традиций семьи.

Ресурсы обеспечения проекта:

организационные: деятельность участников проекта регулируется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования ДОУ,  Годовым планом и планом реализации проекта;

информационные: научно-методическая, художественная литература; средства массовой информации;  ресурс Интернета;

материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, экран,  ноутбук, музыкальный центр;

кадровое обеспечение проекта: заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагог – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатель (по обучению тат.яз.), воспитатели групп, родительский коллектив.

Должности Функционал в проекте
1 Заведующий ДОУ Руководитель проекта, идейный организаторРуководит проектом, определяет состав творческой группы;  цели, задачи реализации проекта. Планирует, координирует и контролирует работу педагогов, определяет  функциональные обязанности каждого члена команды при реализации проекта. Отвечает за материально- техническое, финансово – правовое  обеспечение проекта
2 Старший воспитатель Разработчик проекта. Непосредственный участник проектаОрганизация поисковой и исследовательской деятельности, информационная поддержка

Осуществляет методическое руководство деятельности творческой группы, обеспечивает проведение всех запланированных мероприятий в рамках проекта. Оказывает методическую помощь педагогам в определении содержания, подборе форм, методов, средств для решения поставленных задач.  Анализ, контроль реализации этапов проекта.  Сбор практических и методических материалов

3 Педагог-психолог Непосредственный участник проектаОсуществляет психологическое сопровождение проекта, проводит просветительскую работу среди родителей, организует процесс мониторинга результатов реализации проекта. Проводит анкетирование, анализирует, составляет итоговые справки

Помогает родителям при подготовке детей к участию в городских и республиканских интеллектуальных конкурсах. Проводит индивидуальные консультации

4 Музыкальный руководитель Непосредственный участник проектаМетодическая поддержка по организации и проведению культурно-массовых мероприятий для родителей, создание музыкальной копилки, разучивание песен, хороводов, элементов танцев; готовит детей для участия в концертах и конкурсах, проводит мастер-классы. Проводит индивидуальные консультации
5 Инструктор по физической культуре Непосредственный участник проектаМетодическая поддержка по организации и проведению  спортивно-массовых и спортивно-развлекательных мероприятий с детьми с участием родителей. Проводит индивидуальные консультации
6 Воспитатель (по обучению татарского языка) Непосредственный участник проектаОрганизует мастер-классы с родителями по обучению детей татарскому языку. Проводит национальные праздники с приглашением родителей. Организует экскурсии в музей. Проводит индивидуальные консультации
7 Воспитатели групп Непосредственные участники проекта.Проводят индивидуальные консультации, групповые родительские собрания, участвуют в проведении общих собраний. Оказывают помощь в проведении анкетирования, в сборе необходимой по проекту информации. Проводят практические лектории и мастер-классы по плану. Обеспечивают участие родителей во всех мероприятиях
8 Родительский коллектив Подготовка к праздникам, поддержка по организации мероприятий, стендов; активное участие во всех мероприятиях, видео и фотосъемка мероприятий

 

Ожидаемый результат со стороны детского сада:

— в детском саду создана система комплексной работы с родителями;

— обобщен опыт семейного воспитания;

— создан положительный эмоциональный микроклимат при взаимодействии с родителями;

сформированы доверительные, партнерские отношения в системе: «родители, дети, педагоги»;

— увеличилось количество и результативность конкурсов, которые проходят с согласия и участия родителей;

— повысился рейтинг детского сада в микрорайоне.

Ожидаемый результат со стороны родителей:

— повысилась компетентность в вопросах воспитания и развития детей;

— обобщен опыт семейного воспитания;

— найдено взаимопонимание в общении с педагогами;

— налажен тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;

— активизирована деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении: узнали не только о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принимают активное участие в жизни группы,  в различных конкурсах, выставках;

— повысилась степень удовлетворенности качеством образования в ДОУ;

— знают, что все вопросы и проблемы решаются после обращения к воспитателям или заведующему, а не в вышестоящие инстанции;

— помогают воспитателям в организации среды группы и территории.

Ожидаемый результат со стороны педагогов:

— накоплен, систематизирован и обобщен опыт работы с родителями;

— подготовлен материал для участия в методических конкурсах;

— установлены доверительные, доброжелательные отношения при взаимодействии с родителями;

— предложения педагога по благоустройству территории, созданию РППС, участию в различных проектах встречают одобрение со стороны родителей;

— увеличена результативность участия детей в региональных, городских  конкурсах, что является необходимым условием для аттестации педагога на квалификационную категорию;

— повысилась степень удовлетворенности родителей качеством образования в ДОУ.

Этапы реализации проекта:

1-й этап – организационно-подготовительный (октябрь)

— выбор темы, определение задач проекта, поиск проблемы,  разработка нормативно-правовой базы;

— создание творческих групп из педагогов ДОУ для работы по проекту;

— сбор и изучение необходимой информации;

— разработка мероприятий с родителями;

— проведение анкетирования родителей.

2-й этап – основной (ноябрь-март)

— апробирование и внедрение проекта;

— консультирование  педагогов по вопросам проведения мероприятий по реализации проекта;

— совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей;

— пропаганда педагогических знаний и информированность родителей в результатах детского сада.

3-й этап — информационно – результативный (апрель-май)

— подведение итогов;

— анализ результатов проекта;

— обобщение опыта работы педагогов;

— презентация результатов проекта на педсовете и общем родительском собрании;

— разработка проекта с учетом ошибок на следующий учебный год.

Формы работы с семьей

Родительские собрания в группах Задача: сформировать общие интересы у детей и родителей,  научить родителей самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы
Общие родительские собрания в ДОУ Задача: обсуждать с родителями возникающие проблемы,  совместно находить правильные ответы; информировать о жизни детского сада, содействовать администрации ДОУ в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников; в защите законных прав и интересов воспитанников
Общие родительские конференции, лектории Задача: оказывать помощь родителям в изучении и улучшении условий  воспитания детей  в семье,  пропаганде среди  родителей положительного опыта семейного воспитания; обучать  практическим навыкам для организации игровой и познавательной деятельности в семье
Адаптационная группа для детей раннего возраста Задача: обеспечить наиболее комфортные условия адаптации малыша и его родителей к условиям ДОУ
Газета для родителей Задача: привлечь внимание родителей к воспитательным событиям в детском саду, активизировать их участие в жизни ДОУ.Один раз в квартал выпускается газета, в которой рассказывается о жизни детского сада, даются консультации специалистов, предлагается игровой материал для семейных игр
Фотоальбом «Давай познакомимся» Задача: познакомить ребенка и его родителей с детским садом еще до прихода ребенка в  детский сад.При первом посещении родителям предлагается для просмотра фотоальбом с фотографиями и информацией о детском саде
Фотоальбом «Моя семья» Задача: привнести часть семейного тепла в стены детского сада.В уголке уединения лежит семейный альбом. Если ребенку грустно, он всегда может взять его и посмотреть на фотографию своей семьи
Стенд «Добрые дела наших родителей» Задача: поощрять участие родителей в том или ином мероприятии, выражать благодарность за любую оказанную помощь.
Мини-библиотека Задача: рекомендовать психолого-педагогическую литературу родителям; выдача интересующей литературы для прочтения дома
«Встреча с интересными людьми». Задача: родители рассказывают о своих увлечениях, досугах, достижениях; воспитывать у детей уважение к труду взрослых, научить гордиться достижениями родителей
«Семейная мастерская» Задача: способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности.Организация выставок, на которых представлены результаты художественно-эстетической деятельности родителей и детей (рисунки, фотоматериалы, поделки)
Анкетирование Задача: сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения
Информационные общие стенды Задача: информировать родителей о программах воспитания и развития детей в детском саду;  об услугах в ДОУ
WhatsAppгруппы «Наш день» Задача: информировать родителей о произошедших за день мероприятиях в детском саду, в группе через рассылку информации и фотографий, предварительно получив письменное согласие родителей на фотосъемку

 

Направление работы по проекту

п/п Направление работы Преследуемые цели Формы работы
1 Педагогическое просвещение родителей Повышение педагогической грамотности родителей Лекции, семинары,   практические занятия, открытые занятия, конференции, родительские собрания, консультации
2 Включение родителей в деятельность ДОУ Создание условий для включения родителей в образовательный процесс ДОУ Соревнования, кружки, конкурсы, викторины, совместные мероприятия 
3 Обучение родителей практическим умениям и  навыкам Овладение практическими навыками Открытые  занятия, консультации, досуги, практические лектории и др.

 

Тематический план

Этапы Задачи Мероприятия Сроки Ожидаемый результат Ответственный
1-й этап – организационно-подготовительный   Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы, сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения  С родителями:«Знаете ли вы своего ребенка?» – анкетирование;

«Мой ребенок и его индивидуальные особенности» – анкетирование;

«Чего я жду от детского сада» – анкетирование;

«Семейные традиции и нормы» – анкетирование;

«Почта доверия» – акция

 

оОктябрь Выявлены родительские  запросы, интересы, пожелания при организации образовательных и воспитательных услуг в ДОУВнесены изменения в список кружков дополнительного образования

Родители пишут все свои проблемы, недовольства в анкетах и «Почту доверия», меньше жалуются в управляющие органы

Заведующий, старший воспитатель
С педагогами:Выбор темы, определение задач проекта, поиск проблемы

Разработка нормативно-правовой базы

Создание творческих групп из педагогов ДОУ для работы по проекту

Составление перспективного плана мероприятий

Обсуждение вопросов, связанных с проведением мероприятий

Составлен проект «Мы вместе: детский сад и семья»Педагоги проводят мероприятия с родителями согласно перспективному плану, составленному с включением  всех возрастных групп
2-й этап – основной  Этап непосредственного проведения мероприятий с родителями

 

Информировать родителей о программах воспитания и развития детей в детском саду, повысить педагогическую культуру родителей, привлечь к активному участию в воспитательно-образовательном процессеНаучить родителей самостоятельно решать возникающие проблемы

 

Работа с родителями:Обработка полученной информации

Проведение родительских собраний в группах

Проведение общих собраний

Проведение родительских практических лекториев, конференций

Оформление папок-передвижок

Выставки творческих работ детей и родителей в холле ДОУ (ко Дню матери, Новому году)

Консультации, индивидуальные беседы

Индивидуальные консультации по запросам родителей

Проведение развлекательных мероприятий с родителями, посвященных календарным датам

«Дружба живет среди нас» – день открытых дверей, просмотр организованной образовательной деятельности

«Молодецкие игры» – спортивные соревнования с участием пап (февраль)

«Вместе с мамой веселимся» –спортивные развлечения с мамами

«Наши мамы всегда на все руки мастера» – выставка поделок (март)

«Моя семья» – конкурс-презентация (апрель): выставка семейных фотографий; выставка совместных работ; заполнение семейного (генеалогического) древа; рассказ о традициях семьи; игры, конкурсы, выступления

Выставка творческих работ детей и родителей, посвященных Дню Победы

Оценка эффективности деятельности (май, анкетирование)

Детские конкурсы интеллектуального и художественно-творческого характера

Адаптационная группа для детей раннего возраста

Газета для родителей

Фотоальбом «Давай познакомимся»

Фотоальбом «Моя семья»

Стенд «Добрые дела наших родителей»

Мини-библиотека

«Встреча с интересными людьми»

Анкетирование

Информационные общие стенды

WhatsApp-группы «Наш день»

Ноябрь — март Родители посещают мероприятия, проводимые для нихДостигнуто понимание между родителями, детьми и педагогами

Выросла педагогическая компетентность родителей в вопросах воспитания детей

Организованы большие выставки родительских работ в холле ДОУ

Родители изучили свою генеалогию  для того, чтобы создать генеалогическое древо

Дети принимают участие в различных конкурсах совместно с родителями

Педагоги ДОУ, родители
Установить доверительные отношения,  эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми С педагогами:Апробирование и внедрение проекта

Консультирование  педагогов по вопросам проведения мероприятий по реализации проекта

Совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей

Пропаганда педагогических знаний и информированность родителей в результатах детского сада

Повысилась методическая компетентность педагогов в работе с родителямиПедагоги подготовили практические материалы для участия в конкурсах
3-й этап – информационно — результативный Повысить ответственность родителей за выполнение ими конституционных обязанностей  по  воспитанию детей С родителями:Оценка эффективности реализации проекта

Выходное анкетирование

Индивидуальные беседы с родителями

Учет участия родителей в различных мероприятиях: наблюдения;  беседы

итоговое общее родительское собрание с выступлением родителей «Из опыта семейного воспитания»

  май Повысился уровень активности родителей, психолого-педагогической культуры, удовлетворенности работой образовательного учрежденияПовысился рейтинг детского сада в микрорайоне Администрация, педагоги
Документально оформить и подготовить проект к защите С педагогами:Подведение итогов

Анализ результатов проекта

Обобщение опыта работы педагогов

Разработка проекта с учетом ошибок на следующий учебный год

Заполнение листов самооценки по реализации проекта

Защита проекта на педагогическом совете и общем родительском собрании

Повысилось качество предоставляемых образовательных и воспитательных услугОбобщен опыт работы в виде аналитических справок, конспектов ООД, консультаций, родительских собраний

Педагоги принимают участие в различных конкурсах

 

Практическая значимость проекта. Сотрудничество ДОУ и семьи, изменение содержания, форм сотрудничества  дошкольного образовательного учреждения с родителями.

Перспективы дальнейшей работы. Создание сплоченного коллектива детей, родителей, сотрудников ДОУ. Привлечение родителей к совместной работе.  Профессиональное совершенствование  педагогов.

Критерии оценки эффективности реализации проекта

  1. Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, организуемых ДОУ.
  2. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремления к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок; использование родителями педагогической литературы, готовность к презентации собственного семейного воспитания.
  3. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
  4. Повышение показателей освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
  5. Повышение уровня развития профессиональных компетенций педагогов в поддержке семейного воспитания.
  6. Положительное общественное мнение о воспитании дошкольников в ДОО.