Мы с тобой, малыш!
(Мастер-класс для педагогов)
Надежда САДЫКОВА,
воспитатель детского сада № 398 г. Казани
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.
Актуальность проблемы адаптации обусловлена:
– организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий;
– своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери;
– индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.
Целью мастер-класса является: распространение педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в адаптационный период в доу; повышение уровня профессионального мастерства воспитателей в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы.
Задачи мастер-класса:
– повышать компетентность педагогов в области адаптации дошкольников к ДОУ;
— рекомендовать педагогам игры и упражнения, способствующие повышать чувства, уметь сопереживать, принимать эмоции других;
– развивать представления об эмоциях (их многообразии, функциях и значении).
Форма проведения:
– с педагогами;
– лекция+практическая часть.
Оборудование: комплект пособия «Умница. Управляем эмоциями».
Технологическая карта «Мастер класса»
Этапы деятельности | Деятельность педагога | Предполагаемый результат |
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) | – Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего мастер — класса «Мы с тобой малыш» (слайд 1)
Каждый ребенок при поступлении в ДОУ проходит период адаптации к условиям первой социальной среды, которая предъявляет к нему свои требования. Адаптация – приспособление организма к новой обстановке, это вхождение ребенка в коллектив сверстников, принятие норм, правил поведения в обществе, приспособления к условиям пребывания в процессе которого формируется самосознания и ролевое поведение, способность к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающим. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают весь организм и психику. В этот период взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. (слайд 2) |
Готовность к работе всех участников мастер-класса |
Основная часть (содержательный этап) | Очень много факторов, которые могут способствовать к быстрой адаптации ребенка в саду. Но я сделала акцент на игру по комплекту пособия: «Умница. Управляем эмоциями». В комплекте этих игр главный герой Робби и игрушки с различными эмоциями (слайд 3)
Игра «Знакомство с Робби» Надеваю рукавичку на рук и показываю кролика малышам. – «Привет! Я кролик Робби. А как тебя зовут? Я рад с тобой познакомиться. Я приготовил для тебя много интересных игр. Нам будет очень весело! Хочешь со мной играть?» Робби обнимает детей, гладит их по голове. Дайте ребяткам потрогать Робби. Расскажите про его карман и то, что живет в нем. – «Это мой карманчик. В нем живут эмоции». Покажите детям игрушки – эмоции и назовите их. – «Ты всегда можешь узнать, как я себя чувствую, если заглянешь в мой кармашек. Вот сейчас я очень рад! Я очень рад с тобой познакомиться. Давай положим в мой кармашек радость» (слайд 4) Повторите такую встречу малыша и Робби несколько раз. Пусть малыш складывает в кармашек Робби эмоцию «Радость» или «Любовь». Когда вы заметите, что малыш с радостью отзывается на появление Робби, можно поиграть в следующую игру… Игра «Повторяй за мной» – Вам понадобятся пять игрушек эмоции и непрозрачный мешочек. Положите все игрушки эмоции в этот мешочек и восторженно скажите: «Смотри, Робби нам оставил какой-то сюрприз. Давайте посмотрим, что там внутри?» Вместе щупаем мешочек и предложите малышу просунуть ручку в мешок и достать из него один предмет. – «Хочешь сам из мешочка достать то, что в нем находится? Просунь ручку в мешок и достань из него один предмет. Что это? Смотри это же радость! Давайте, покажем как мы радуемся? Повторяй за мной!» – Чтобы показать радость вы можете попрыгать на месте, похлопать в ладоши, пропеть песенку – изобразить то, что мы обычно делаем, когда испытываем радость. Изобразив эмоцию, попросите следующего малыша достать из мешочка следующую эмоцию и тоже изобразить ее (слайд 5) Игра «Подарок для Робби» – Радостно нужно сказать, что вы приготовили для Робби подарок. И чтобы Робби получил свой подарок, его сначала нужно найти. – «Смотри, вот подарок для Робби. Давай я сейчас его спрячу, а ты попробуешь отыскать его. Согласен? Тогда закрой глаза». Нужно спрятать подарок в той же комнате. – «Открывай глазки. Я приготовила для Робби подарок и спрятала его. Сейчас я помогу тебе его найти. Если я показываю игрушку «Грусть», то значит ты ищешь не там, а если показываю игрушку «Радость», значит ты ищешь в правильном направлении». Когда малыш ищет подарок, вы можете проговаривать, что например, грусть загрустила, потому что малыш пошел не туда. Вы можете обозначить место для поиска. Например, скажите, что подарок спрятан около кровати. После того как Робби найдет свой подарок, пусть он поблагодарит малыша за помощь. В эту игру можно играть много раз и готовить подарки не только для Робби, но и для других игрушек (слайд 6) Данные игры позволят одобрить робкого и развеселят плачущего, вновь пришедшего ребенка. А так же успокоят слишком расшалившегося ребенка. Малышей сделают друзьями игры, соблюдая простые и понятные для них правила. Здесь малыши удовлетворяют потребности в движении, в общении. По сути игры просты и доступны детям младшего возраста. |
Познавательный интерес к теме мастер-класса
Осознание участником эффективности использования комплекта |
Заключительная часть | Также в комплекте пособия «Умница. Управляем эмоциями», есть большая понятная книга для родителей с советами, как вести себя в той или иной эмоционально сложной ситуации. Родители смогут лучше понимать своего ребенка, видеть конкретные причины за капризами. В вашей семье будет меньше истерик, установятся доверительные отношения (слайд 7)
Шпаргалка для родителей «Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?» 1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания. 2. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой), а также ритуал встречи. 3. По возможности приводить малыша в сад должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться. 4. Не обманывайте ребенка, забирайте домой во время, как пообещали. 5. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. 6. В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка. 7. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье. 8. Будьте терпимее к его капризам, «не пугайте», не наказывайте детским садом. 9. Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу. 10. Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами. Не скупитесь на похвалу (слайд 8) |
Передача педагогического опыта |
Рефлексивный этап | Рефлексия
– Прошу оценить нашу встречу. – Если опыт вам пригодится, и вы будете его использовать в своей работе, возьмите красный шарик. – Если вы частично воспользуетесь играми, возьмите синий шарик. – Если данный опыт вам не пригодится, не берите шарик. – Благодарю за внимание! Всем большое спасибо! (слайд 9) |
Приемы рефлексии.
Навыки рефлексивной деятельности Удовлетворенность участников от мастер-класса. |