Мы – разведчики-победители

№ 105

(Образовательная деятельность детей 5 – 6 лет по развитию речи)

Альбина МИНГАЛИМОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада № 62 «Весняночка» г. Наб. Челны

Возрастная группа: старшая группа.

Цель: развивать и совершенствовать  все стороны устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).

Задачи:

образовательные:

– упражнять в подборе антонимов;

– учить правильно употреблять слова во множественном числе;

– учить определять место звука в слове;

– учить звуковому анализу слов;

– расширять словарный запас детей;

развивающие:

– совершенствовать умение согласовывать слова в словосочетаниях (предложениях), использовать уменьшительно-ласкательную форму слов;

– расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх;

– закреплять правильное и отчетливое произношение звуков;

– активизировать употребление в речи детей прилагательных с противоположным значением;

– развивать фонематический слух;

– развивать образное мышление, воображение, память;

воспитательные:

– воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность, отзывчивость, доброту, уважение к окружающим;

– развивать потребность к культурному общению;

– формировать познавательный интерес.

Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое развитие, познание.

Оборудование и материалы:

демонстрационный: конверт с заданиями, буквы;

раздаточный: листы бумаги с заданием, цветные карандаши, картинки.

Предварительная работа с детьми: наблюдения, беседы с детьми, чтение и заучивание скороговорок, чистоговорок, групповая и индивидуальная работы.

Словарная работа: День Победы, разведчики, команда.

Вводная часть. Организационный момент.

(Дети заходят в группу и встают полукругом на ковре.)

Воспитатель. Ребята, 9 Мая наша страна отметила праздник День Победы! И сегодня у нас с вами будет необычное занятие.

Предлагаю сыграть в игру «Разведчики». А вы знаете, кто такие разведчики? (Ответы детей.)

Воспитатель. Ребята, это солдаты, которые всегда должны все знать! Для того чтобы всегда правильно ориентироваться и принимать правильные решения.  Только на основе этого можно своевременно разгадывать намерения и замыслы противника.

И сегодня нам предстоит решить сложные задания, я думаю, мы справимся. Потому что мы с вами дружная, крепкая команда. Возьмите друг друга за руки и почувствуйте, что рядом крепкое плечо товарища, который может прийти на помощь. За каждое задание, которое мы выполним, вы будете получать букву и в конце, мы с вами прочитаем зашифрованное слово!

У меня в руках секретный пакет. Сейчас мы узнаем, что в нём.

Основная часть.

Воспитатель. Команда, слушай 1-е задание!

(Дидактическая игра «Скажи ласково».)

Воспитатель Ребята, когда наши воины были на войне, они писали письма своим близким. И, конечно, они всегда ласково называли своих близких. Вот и мы с вами попробуем ласково назвать дочь, сына и т.д.

(Дети при помощи воспитателя образовывают слова.)

Дочь – … (доченька, дочурка)

Сын – … (сынок, сыночек)

Папа – … (папочка, папенька)

Дед – … (дедушка, дедуля)

Бабушка – … (бабулечка)

Сестра – … (сестрёнка)

Внук – … (внучок)

Внучка – … (внученька)

Брат – … (братишка)

Воспитатель. Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.

С первым и самым легким заданием вы справились! И получаете первую букву «П».

Воспитатель. Команда, слушай 2-е задание!

(Предлагается игра «Скажи наоборот».)

Воспитатель. Ребята, разведчики, когда писали послания, писали значения слов наоборот, чтобы враги не смогли прочитать это послание. Вот и я сейчас вам буду говорить слова, а вы должны сказать наоборот.

Друг – … (враг)

День – … (ночь)

Радость – … (грусть, печаль)

Правда – … (ложь)

Быстрый – … (медленный)

Злой – … (добрый)

Говорить – … (молчать)

Покупать – … (продавать)

Поднимать – … (опускать)

Прятать – … (искать)

Одеть – … (раздеть)

Потерять – … (найти)

Дать – … (взять)

Налить – … (вылить)

Хорошо – … (плохо)

Высоко – … (низко)

Далеко – …. (близко)

Можно – … (нельзя)

Трудно – … (легко)

Начало – … (конец)

Воспитатель. Ребята, у вас на столах лежат картинки. Попрошу вас выйти ко мне и найти свою пару.

Молодцы! И со вторым заданием вы справились! И получаете вторую букву «О».

Воспитатель. Команда, слушай 3-е задание!

(Предлагает дидактическую игру «Один-много».)

Стол –… (столы)

Двор – … (дворы)

Нос – … (носы)

Гора –… (горы)

Мост – … (мосты)

Дом – … (дома)

Глаз – … (глаза)

Город – … (города)

Провод – … (провода)

Холод – … (холода)

День – … (дни)

Сон – … (сны)

Лоб – … (лбы)

Ухо – … (уши)

Стул – … (стулья)

Лист – … (листья)

Перо – … (перья)

Молодцы! И с третьем заданием вы справились! И получаете третью букву «Б».

Воспитатель. Как и всем людям разведчикам тоже надо отдыхать.

Физминутка. Игра в парах «Смешные человечки».

(Дети стоят друг против друга.)

Бежали мимо речки смешные человечки, (Бегают пальчиками своих рук по рукам детей стоящих напротив.)

Прыгали, скакали, (Прыгают пальчиками рук по плечам друг друга.)

Солнышко искали, (Погладить щеки своего друга.)

Забрались на мостик, (Сделать мостик из рук.)

И забили гвоздик, (Стучать кулачками.)

Потом бултых в речку. (Покачать руками.)

Где вы человечки? (Спрятать пальчики под мышку друг друга, повороты головы ищем человечков.)

Воспитатель. Команда, слушай 4-е задание! Но для того, чтобы его выполнить, нам с вами надо размять свой язычок. Проговорите мне скороговорки, чистоговорки, которые вы знаете. (Кто-то один начинает, а остальные ребята к нему присоединяются.) Молодцы! За такое знание я вам даю еще одну букву «Е».

Воспитатель. Команда, слушай 5-е задание!

(Фонетическое упражнение « Узнай звук по мимике». Воспитатель воспроизводит артикуляцию звука без голоса на все гласные звуки.)

Воспитатель. А теперь назовите слова, где эти звуки встречаются в начале слова. Молодцы! И с пятым  заданием  вы справились! И получаете  букву «Д».

Воспитатель. Команда, слушай 6-е задание!

(Задание «Найди и отметь звук в слове». Задания – на столах.)

Итоговая часть.

Воспитатель. Молодцы! Вот вам последняя буква «А». Ребята, какое слово получилось?

Дети. Победа.

Воспитатель. Значит, вы – победители! Конечно же, это наша с вами маленькая победа, которая приведет вас к большим победам.

Ну как, понравилось вам быть разведчиками? (Ответы детей.) Я думаю, из вас могут получиться отличные разведчики, так как вы четко, правильно, внимательно, самостоятельно  выполняли все задания. Молодцы!