Мы – разные

(Образовательная деятельность для старшей группы)

Ляйсян ЮДАЕВА, Айсылу ХАБИБУЛЛИНА,

воспитатели детского сада №143  г. Казани

Цели развлечения:

формировать у детей понятие дружбы между людьми разных национальностей;

– развивать речь детей.

Задачи:

обучающие:

– продолжать знакомить детей разными народами, населяющими планету;

– вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности;

– воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли;

развивающие:

– продолжать работу по расширению кругозора детей, а также представления о мире;

– развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми;

– развивать умение игрового общения;

– обогащать словарь, закрепляя новые слова;

воспитательные: воспитывать уважение к обычаям культуре других народов, населяющих нашу планету.

Оборудование: глобус, политическая карта, мультимедийная доска, аудиозаписи, тюбетейка, бубен, цветные карандаши, альбомные листы.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Предварительная работа:

– знакомство с глобусом и политической картой мира;

– беседа с детьми на тему «Люди каких национальностей живут у нас в стране?»;

–  рассматривание иллюстрационного материала;

– чтение стихов, пословиц о дружбе;

– беседа о дружбе на тему «Кто он настоящий друг?».

Работа над словарем: название стран: Америка, Испания, Китай, Япония, Украина, Грузия, Англия, Литва…

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель. Ребята, давайте сделаем круг и возьмёмся за руки. Посмотрим на соседа и улыбнемся своей самой доброй улыбкой. А теперь закроем глаза, не отпуская рук, вытянем их вперёд и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же тёплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром. Все вместе мы – большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой и никакие тучи не смогут нас разъединить. А теперь давайте сядем на свои места. (Дети садятся за столы.)

Воспитатель. Ребята, вам сейчас я загадаю загадку. Послушайте:

На столе передо мной

Закрутился шар земной.

Аргентину, Эквадор, –

Уместил всю землю он. (Глобус)

Воспитатель. Правильно, ребята, это – глобус. А что такое глобус?

Дети. Глобус – это макет нашей планеты.

Воспитатель. А чем отличается глобус от карты?

Дети. Глобус – это модель земного шара, поэтому всегда имеет форму шара, а карта – это изображение на плоскости.

Воспитатель. Вы знаете, в какой стране мы живём? (Ответы детей.)

Воспитатель. Покажите, пожалуйста, Россию на карте. (Дети показывают.)

Воспитатель. Кто покажет на глобусе? (Дети показывают.)

Воспитатель. Молодцы. Широка и необъятна наша Россия! Она самая красивая, самая родная и любимая для нас земля. Скажите, на глобусе изображена только наша страна?

Дети. Нет, изображены ещё много других разных стран.

Воспитатель. Правильно, на свете много стран больших и маленьких. В каждой стране живут люди разных наций и национальностей. Мы сейчас с вами поиграем в игру, которая называется «Кто в какой стране живёт?» Я буду называть страну, а вы – народ, который живёт в этой стране. Например, кто живёт в России? Россияне.

Воспитатель (называет разные страны). Америка, Испания. Япония, Китай, Украина, Грузия, Англия, Литва, Бразилия. Германия, Болгария и т.д.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Как много стран мы с вами знаем, и народов, которые в них живут. А на каком языке они разговаривают? Продолжаем игру: я буду называть народности, а вы будете называть на каком языке они разговаривают. Например, итальянцы – на итальянском.

(Воспитатель называет народности, дети по очереди называют на каком языке они разговаривают. Обратить внимание детей на некоторые народности, как россияне, поляки и т.д.)

Воспитатель. Хорошо, молодцы, ребята. А сейчас мы с вами немножко отдохнем, встанем в круг и поиграем в игру «Ты катись, весёлый бубен».  (Дети встают в круг.)

Воспитатель. Считалочкой выбираем начинающего.

Ребёнок.

За морями, за горами,

За дремучими лесами

На пригорке – теремок,

На дверях висит замок.

Кто к замочку ключ найдёт,

Тот из круга вон пойдёт. (Кто вышел, тому дают бубен.)

Воспитатель. 

Ты катись, весёлый бубен,

Быстро-быстро по рукам.

У кого остался бубен –

Тот сейчас исполнит нам.

(Под музыку начинаем передавать бубен по кругу, передаем пока музыка не остановится. У кого бубен остается в руках, тот должен исполнить что-нибудь (спеть песню, прочитать стихотворение или станцевать. Игра повторяется два раза.)

Воспитатель. Молодцы, ребята, это русская народная игра была. А сейчас мы с вами поиграем татарскую народную игру. Она называе6тся «Тюбетейка». Так же считалочкой выбираем начинающего и надеваем ему на голову тюбетейку. Говорим такие слова:

Түп-түп-түбәтәй,

Түбәтәем укалы.

Чиккән, матур түбәтәем

Менә кемдә тукталды.

(Под национальную музыку начинаем передавать (одевать рядом стоящему на голову) тюбетейку по кругу. Музыка останавливается, на ком останется тюбетейка, тот выполняет задание. Игра повторяется тоже два раза.)

Воспитатель. Ребята, понравились игры?

Дети. Да.

Воспитатель. А как игры называются? (Ответы детей.)

Воспитатель. Сравните, пожалуйста, игры, что вы можете сказать о них?

Дети. Они похожи.

Воспитатель. А чем похожи? (Ответы детей.)

Воспитатель. Да, ребята, правильно. Эти игры очень похожи. В нашей республике русский и татарский народы живут очень дружно. Вместе в детский сад ходят, учатся в школе, создают семью. И культура у них похожая, это мы увидели на примере этих игр.

А сейчас давайте сядем на свои места. Будем с вами рисовать на тему «Мы – разные». (Воспитатель показывает образец и объясняет приемы рисования.)

Самостоятельная работа детей

(По окончании работы воспитатель показывает некоторые работы всей группе.)

Воспитатель. Молодцы, ребята, справились с заданием. Получились очень красивые рисунки. А сейчас для вас сюрприз: мы с вами посмотрим мультфильм и под его музыку потанцуем. (Под весёлую музыку «Мы –разные» дети исполняют флешмоб.)