Музыкальное занятие в детском саду, как основная форма организации музыкального воспитания дошкольников

Екатерина ДЕНЕЖКИНА, Наталья ГРИГОРЬЕВА,

воспитатели детского сада №298 г. Казани

Музыкальное занятие – это форма образовательной работы с детьми, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание детей, формирование музыкальных способностей каждого ребенка.

Воспитательное значение: музыкальные занятия являются основной формой образовательной работы детьми, в ходе которой дети получают основные знания, умения и навыки, где происходит обучение детей различным видам музыкальной деятельности: слушанию, пению, музыкально-ритмическим движениям и игре на детских музыкальных инструментах. Музыкальное занятие самое сложное по своему построению в детском саду, т.к. чередование различных видов музыкальной деятельности требует от детей внимания, сосредоточенности, волевых усилий. Трудность построения занятия заключается в том, что педагогу необходимо умело переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не снижая эмоционального подъема, когда звучат произведения, различные по тематике и настроению.

На музыкальных занятиях воспитываются положительные качества личности, самостоятельная музыкальная деятельность проявляется активнее на основе полученных знаний и умений, праздники и развлечения проходят успешнее, т.к. на музыкальном занятии заранее ведётся предварительная подготовка.

Большой вклад в разработку теории и практики обучения детей  в процессе музыкальных занятий внесли известные отечественные учёные-педагоги: Н.А.Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Н. А. Метлов и др.

Содержание занятия зависит от поставленных целей, задач, учебных задач и возраста детей. В содержание музыкального занятия включаются различные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмика, обучение музыкальной грамоте, игра на детских инструментах.

На музыкальных занятиях осуществляется общевоспитательная работа, развиваются специальные музыкальные способности, формируется творческое, инициативное отношение к учебному материалу. Требования к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе.

При составлении музыкального занятия необходимо учитывать следующие требования:

  1. Задания, требующие умственной активности, большого внимания, следует давать детям в начале занятия.
  2. Перед пением, не рекомендуется выполнять сложные физические упражнения, так как они нарушают ритм дыхания и мешают качественному пению.
  3. К концу занятия нужно снизить интенсивность движений и общую нагрузку.

Характер деятельности вызывает различные эмоции у ребят. Веселая, интересная игра повышает активность, поэтому ее лучше провести не в начале занятия, а после выполнения более сложных заданий.

В практике обучения считается целесообразным распределение различных видов деятельности в такой последовательности:

а) в вводной части занятия предоставляют небольшие музыкально-ритмические упражнения, чаще тренировочного характера (отдельные элементы танца, построения, необходимые для новой пляски, хоровода, праздничного шествия). Эти движения организуют внимание детей и подготавливают к выполнению более сложных заданий;

б) после упражнений ребята садятся, слушают музыку и поют. Пение включает разнообразные вокальные упражнения, выполнение творческих заданий, упражнения на развитие музыкального слуха, разучивание 2-3 песен;

в) следующим этапом обучения является музыкально-ритмическая деятельность в форме игры, веселой пляски, хоровода. Спокойные задания, чередуясь с динамичными, помогают распределять физическую нагрузку равномерно.

Структура занятия должна быть гибкой и варьироваться в зависимости от возраста дошкольников, содержания и специфики материала.

Педагог должен проявлять активность и творчество, продумывая построение музыкальных занятий.

Музыкальные занятия подразделяются на виды и типы:

Виды музыкальных занятий ависят от количества участия в них детей:

– фронтальные – одна возрастная группа;

– индивидуальные – проводятся после музыкального занятия с отстающими и талантливыми детьми 2 – 3 мин.

В зависимости от содержания и структуры занятия подразделяются на типы:

  1. Традиционные или типовые занятия решают сразу несколько учебно — воспитательных задач, где есть все или почти все виды музыкальной деятельности детей. Использование традиционных занятий обеспечивает систематичность в обучении, постепенность, в усвоении детьми определённых знаний, умений, навыков.
  2. Доминантные занятия. В структуре данного типа занятии доминирует, преобладает какой-либо один из видов музыкальной деятельности (слушание, пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах). Такие занятия используются для преодоления отставания детей в том или ином виде музыкальной деятельности.
  3. Тематические занятия, где музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности объединён единой темой, которая является сквозной во всех видах музыкальной деятельности и реализуется средствами музыкального искусства. Тематика занятий может быть различной, например: «Золотая осень», «Любимые игрушки», «Жанры музыки» и т.д. Это итоговые занятия, которые проводятся один раз в месяц.
  4. Комплексные занятия, в основе которых лежит одна тема. Она реализуется средствами нескольких видов художественной деятельности: художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрализованной. Музыка является важной связующей частью занятия. Наиболее сложной является та часть комплексного занятия, в которой дети выполняют задания по изобразительной деятельности, поэтому воспитатели группы проводят с детьми предварительную работу, связанную с подготовкой необходимых материалов.

Для музыкальных занятий в детском саду должна быть создана определенная обстановка. Обычно они проводятся в зале, куда не проникают посторонние шумы, мешающие процессу сосредоточения, восприятия музыкальных произведений и выполнения заданий. На занятия дети должны являться в удобной для движений одежде или специальных костюмах, в чешках. Перед началом каждого занятия помещение проветривается, проводится влажная уборка. В летнее время занятия по возможности проводятся на свежем воздухе.

Для музыкальных занятий в режиме дня отведено постоянное время, установлена определенная их продолжительность: 2 раза в неделю преимущественно в утренние часы в каждой возрастной группе, по 15 мин.в младших, 20 мин. – средней, 25 мин. – старшей, 30 мин. в подготовительной к школе группах.

Во время пения и слушания музыки детям следует сидеть на стульях, поставленных рядами, как можно ближе к инструменту по правую руку от музыкального руководителя. Стулья должны соответствовать возрасту и росту детей. Пособия к занятию готовятся заранее и лежат так, чтобы их было удобно взять и положить в ходе занятия без излишней затраты времени.

На типовых занятиях при пении и слушании музыки можно зафиксировать места посадки. Например, в младших группах самые маленькие по росту, а также отличающиеся неустойчивым вниманием, беспокойные дети сидят в первом ряду, чтобы лучше видеть и слышать задания и исполнение музыки педагогом. В средней и старших группах на первом ряду сидят дети с несформированным слухом, небольшим диапазоном голоса, недостаточно дисциплинированные и вновь поступившие. Такое размещение позволяет им лучше слышать правильное пение педагога и детей, сидящих сзади. Они ежеминутно находятся под контролем музыкального руководителя и воспитателя. По мере необходимости дети меняются местами.

Недопустим подход к некоторым детям, как к будущим музыкантам, танцорам, потому что это воспитывает у одних детей тщеславие, зазнайство, у других вызывает чувство зависти, обиды. На занятиях все дети должны вести себя непосредственно, искренне переживать удачи и неудачи друг друга, испытывать чувства доверия и симпатии к педагогам и уверенности в своих силах.

Одним из главных условий воспитания культурного слушателя является глубокое эмоциональное переживание содержания музыкальных произведений, которое возникает на основе интереса. Учитывая удивительную особенность детского воображения – его активность при восприятии музыки – следует опираться на имеющийся у детей музыкальный опыт, не навязывать им в процессе обучения готовые движения, формулировки, а вызывать ощущение, что музыка – важная часть жизни: не развлечение, не дисциплина, которую изучают, а нечто, создаваемое самим человеком. Процесс музыкального воспитания всегда должен быть понятен ребенку, эмоционально увлекателен, чтобы он не только воспринимал, но и размышлял о воспринятом, умел слушать и слышать.