Музыкально-оздоровительная работа в детском саду

№ 192

Светлана СЕМЁНОВА,

музыкальный руководитель детского сада № 83 г. Казани

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкий детский организм.

Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему уважительного отношения к окружающим людям,  любви к самому себе. А ведь именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются все органы и системы человека.

Педагоги дошкольных учреждений, в т.ч. и музыканты, комплексно решают задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Музыка – это одно из средств физического развития детей. Н.Ветлугина в «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» отмечает, что пение не только развивает голосовой аппарат, речь, но и укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность. Все это послужило стимулом включать в традиционные музыкальные занятия оздоровительные игры и упражнения, проводить музыкально-валеологические занятия, а в целом, решать вопросы сохранения здоровья детей в детском саду и дома.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующие здоровьесберегающие технологии:

– валеологические песенки-распевки;

– дыхательная гимнастика;

– артикуляционная гимнастика;

– оздоровительные и фонопедические упражнения;

– игровой массаж;

– пальчиковые игры;

– речевые игры, коммуникативные игры;

– музыкотерапия.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

План-конспект музыкально-валеологического занятия «Чем пахнет осень?»

(Для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: формировать у детей привычку к здоровому образу жизни посредством здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности.

Задачи:

– обогащать музыкальные впечатления детей, создавать радостное настроение от встречи с музыкой;

– расширять знания детей об осени, ее приметах;

– укреплять здоровье в пении, движении, играх.

Оборудование: осенние листочки, музыкальные инструменты, видеоролик.

Ход занятия

(Под музыку дети забегают в зал, выполняют упражнение – импровизацию

«Осень». На полу разложены осенние листочки.)

  1. Музыкальное приветствие. «Здравствуйте, ладошки!» (Самомассаж биологически активных точек.)
  2. Осенняя загадка. Речевое упражнение на развитие выразительности речи, мимики и движений.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

Дети повторяют упражнение с разной интонацией и мимикой: спокойно, сердито, плаксиво, громко, шепотом.

  1. Пение. «Снова осень» (сл. и муз. С.Семёновой).

Музыкальный руководитель. Ребята, вам нравится осень? Тихо и красиво осенью в саду. Интересно, чем пахнет осень? Давайте спросим у листочков.

  1. Дыхательное упражнение «Что нам шепчут листья?»

Что нам шепчут листья?

Подойдем и спросим.

Листья отвечают: (на выдохе) Осень, осень, осень.

  1. Фонопедическое упражнение. Ветер осенью шумит: ф-ф-ф-ф

И листочками шумит: ш-ш-ш-ш!

А листочки опадают: п-п-п-п.

Вместе с ветерком летают: ш-ш-ш-ш.

Ребята, правда, листочки похожи на наши ладошки?

  1. Пальчиковая гимнастика.

На мою ладошку лист похож у клена.

Осенью он желтый, летом был зеленый.

(Дети берут листочки, поют и танцуют.)

  1. Песня «Листопад». Мелодекламация.

(Проговаривание текста песни нараспев.)

  1. Игра «Листочки, летайте»

( 1-я часть – бегают врассыпную, 2-я часть – приседают, или встают парами по цвету листочков или убирают листочки на стульчики.)

Музыкальный руководитель.

Хорошо на свете, если солнце светит!

Ну, а если дождь – гулять то не пойдешь!

Зато можно рассказывать осенние сказки.

  1. Осенняя сказка. (Речевая игра с музыкальными инструментами.)

Тихо бродит по дорожке осень в золотой одежке, (киндеры стучат)

Где листочком зашуршит, (киндеры шуршат)

Где дождинкой зазвенит, (треугольники звенят)

Ветерок вдруг налетел, (киндеры шуршат)

По деревьям зашумел.

Громче, громче завывает, (тремоло бубнов)

Тучки в небе собирает

Дождик – динь, дождик – кап. (треугольники звенят)

И не кончится никак, (тремоло треугольников)

Все стучит, звенит, поет, осень яркая идет! (все инструменты)

  1. Оркестр «Осень». («Осенний вальс», муз. А.Петрова.)

Музыкальный рукоодитель.

Да, красиво получилось. Осень – славная пора!

Любит осень детвора? Да!

Так, чем же пахнет осень? Дождем, опавшими листочками.

А еще грибами в лесу, овощами в огороде, но об этом мы с вами поговорим на следующем занятии.

  1. Релакс.

(Дети прощаются и уходят. Звучит музыка П.Мориа.)