Музейная педагогика на уроках русского языка и литературы
Надежда КВАСОВА,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Калейкинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Альметьевского муниципального района
В практике Калейкинской средней школы большую роль в патриотическом воспитании школьников играет наш школьный музей Боевой Славы. Встречи с ветеранами, документы, реликвии, вещи военной поры делают учащихся сопричастными к подвигу дедов. Музей Боевой славы стал нравственной основой для молодого поколения. Он воспитал многих выпускников школы настоящими патриотами и стал связующей нитью памяти. Молодое поколение должно знать нашу историю. Это прошлое, но без него нет будущего. Школьный музей способствует воспитанию патриотизма, уважительному отношению к старшему поколению, знанию истории нашей страны, села, улицы, прошлого и настоящего, всего того, с чего начинается Родина. Ребята приходят в музей на экскурсии, беседы, уроки мужества. И каждый раз испытывают трепетное чувство сопричастности к миру, в котором жили, сражались, героически побеждали удивительные люди. Сегодня можно с полным правом говорить о системе методической работы в музее: как материалы музея позволяют организовать работу в урочной деятельности учителя-предметника. Особый интерес представляют уроки по литературе на военную тему, на которых я использую материал из художественного произведения и материалы школьного музея. Известно, что авторы произведений о Великой Отечественной войне сами были её участниками, а герои художественных произведений — это их вчерашние боевые товарищи, а их судьба – типичная судьба воина-защитника.
Уроки, посвященные теме Великой Отечественной войны, проходят с обращением к экспонатам музея. «Для славы мертвых нет», — эти строки из стихотворения Анны Ахматовой стали названием нашей экспозиции, посвященной солдатам-землякам, павшим в боях за Родину во время Великой Отечественной войны. При изучении произведения Константина Воробьева «Кремлевские курсанты» также привлекаю материалы музея. Рассказываю о том, что прямо из школьного здания отправлялись на фронт наши односельчане, и именно с такими ополченцами встретилась рота кремлёвских курсантов в повести К. Воробьева «Убиты под Москвой». Анализируем на стенде экспозицию, где изображены города-Герои. Говорим о том, что рядом с героями повести К.Воробьёва могли стоять плечом к плечу наши калейкинцы, судьба которых запечатлена в музейном альбоме. Мужество и храбрость в боях за Москву проявили наши односельчане: Брагина Татьяна Осиповна, Брагин Иван Миронович, Гудаков Андрей Иванович, Долгов Сергей Павлович, Кузнецов Мирон Михайлович, Казаков Афанасий Иванович, Петров Александр Иванович, Плягин Роман Алексеевич. При анализе первой встречи курсантов с танками и налёта немецких бомбардировщиков привлекаем музейную экспозицию, рассказывающую о подвиге Героя Советского Союза Н.Е.Токарликова и 45-ой отдельной истребительской артиллерийской противотанковой бригады. Учащимся рассказываю о ценнейшем экспонате музея, подаренном однополчанином Токарликова Сугробовым – это собственноручно изготовленный макет артиллерийской пушки со снарядами и трех медалей золотой звезды, Героя Советского Союза, так как их в полку было три героя Советского Союза, рассказываю о боевом пути Никиты Токарликова. Когда с учащимися 5- ого класса читали и обсуждали рассказ «Дедушкин орден», ребята ознакомились с такими музейными экспонатами, как фронтовые письма, ордена и медали, которые бережно хранятся в школьном музее.
Можно приводить ещё немало примеров использования материалов музея на уроках литературы и русского языка – это и подготовка к сочинениям. Обязательно проводим сочинения-описания памятника «Солдату-земляку» нашего села. Являясь предметами исторической ценности, экспонаты музея помогают приблизить тему урока к действительности, создать более реальную картину мира, опираясь на правдивые факты. Привлечение музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у учащихся повышается мотивация к учебной деятельности. Так прокладывается мостик к сердцу ребенка, так формируются правильные жизненные ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни. Я убеждена, что при этом повышается ценность урока, потому что во время таких уроков происходит воспитание Гражданина. В этом суть музейной педагогики.
Наш школьный музей, являясь источником сведений о боевых подвигах Советского народа, оставляет в душе каждого ребенка, посетившего его или работавшего в нем, искорку патриотизма, любви к истории, к своей Родине и гордость за то, что они обучаются в Калейкинской средней школе, которая гордо носит имя Героя Советского Союза Никиты Евдокимовича Токарликова .