Моя семья в истории моего государства

 

(Элективный курс)

Юлия ШАГИЕВА,

учитель истории и обществознания многопрофильного лицея №18 им. М.В Ломоносова г. Зеленодольска

Во всех культурах и во все времена самой высокой ценностью, оберегаемой во всех отношениях, была ценность семьи.

Семья – категория историческая. Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний. Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени.

Меняются времена, меняется уклад жизни людей, меняется и семья. Тысячами нитей семья связана с обществом и государством. Она чутко реагирует на все  изменения, происходящие в государственной и общественной жизни, а внутрисемейные  процессы, в свою очередь, оказывают воздействие на общество. На современном этапе происходит трансформация всех сфер жизни российского общества, что явилось фактором интенсивных изменений в социальной среде и обусловила изменение семейных отношений, поэтому проблема изучения истории своей семьи, сегодня особенно актуальна. Кроме того,  современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение своей семьи способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.

Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни); формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами , фотографиями, семейными реликвиями.

Цель:   систематизация знаний по истории своей семьи, своего государства.

Задачи:

— развитие социокультурной компетенции через знакомство с культурой и традициями семейного уклада;

— развитие навыков самостоятельной работы; изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;

— закрепление умения работать с документами (семейный, государственный архив), умения редактирования  и форматирования электронных документов, умения создания качественной мультимедийной презентации;

— развитие творческих способностей и логического мышления

Программа курса состоит из двух частей, первая часть теоретические знания закрепляются второй  практической  частью после каждой темы.

Теоретические  работы включают следующие формы:

  • изучение истории России, источников генеалогии
  • выявление особенностей известных династий Российского государства
  • знакомство с работой разных архивов

Практические работы  в рамках курса включают формы:

  • работа с различными источниками генеалогии, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
  • анализ явлений и событий, связанных с составлением родословий;
  • решение генеалогических задач;
  • составление своего генеалогического древа и нахождение  отражения  событий государства, отдельного региона  в жизни  каждого члена  родословной.

Тематическое планирование элективного курса 34 часов

  Наименование тем Содержание курса
1 Моя  семья в истории Российского государства. Вводная лекция о значении каждой семьи  в истории государства, о вкладе в развитии государства.
2 Традиции моей семьи Практическое занятие. Сочинение. Описание традиций семьи.
3 Генеалогия, как наука. Законы генеалогии Изучение законов генеалогии.

а) Закон трех поколений.  б) Закон удвоения числа предков.  в) Закон убывания предков.

4 Основные этапы решения задач Практическое занятие. Решение задач
5 Многообразие генеалогических форм. Особенности научной и практической генеалогий.  Знакомство  с программами  «GenealogMap» , «GenoPro»для составления родословий.
6 Географическая карта проживания. Особенности родословной  разных регионов России. История  Волжской Булгарии. Обычай ведения родословий у тюрко-язычных народов.
7 Особенности родословий Республики Татарстан Практическая работа.  Анализ родословных  древ известных лиц Республики Татарстан
8 Семейный архив. Сбор и анализ документов. Практическая работа с семейным архивом.

1.Биографические документы.

2. Дневники и воспоминания

3. Материалы служебной и общественной деятельности

4. Творческие материалы

9 Семейный архив. Сбор и анализ документов. Практическая работа с семейным архивом

1. Переписка

2.Имущественно-хозяйственные материалы

3.Изобразительные материалы

10 История Киевской Руси. Династия Рюриковичей. Приглашение Рюрика.   Особенности родословной Рюриковичей. Система передачи престолонаследия.
11 История Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского, Черниговского княжеств. Система передачи престолонаследия в период феодальной раздробленности и отражение периода в родословной Рюриковичей.
12 Династия московских князей Родоначальник  династии московских князей -Даниил Александрович. Особенности правления московских князей. Отражение событий в родословной.(династическая война).
13 История Казанского ханства Династия  Казанского хана  Улу-Мухаммеда.
14 Династия Романовых История  династии  Романовых. Система передачи престолонаследия в разное время.
15 История России  1613-1917гг. Генеалогия непривилегированных сословий Изучение основных событий периода и отражение их в жизни семей. Генеалогия крестьян, городского населения. Источники  непривилегированных сословий
16 Семейный архив. Непривилегированные сословия (1613 – 1917 гг.) Практическая  групповая работа с семейным архивом.

Сбор  и анализ архива для непривилегированных сословий.

17 История России  1613 – 1917 гг. Генеалогия  привилегированных сословий Генеалогия бояр, дворян, купцов. Источники  привилегированных сословий.
18 Семейный архив. Привилегированные сословия. (1613 – 1917 гг.) Практическая  групповая  работа с семейным архивом (учащиеся знакомятся с семьями  своих одноклассников и помогают в анализе документов, т.к. не в каждой семье были родственники, принадлежащие к привилегированным сословиям и имеются документы).

Сбор  и анализ архива для привилегированных сословий.

19 Советское государство. Изучение истории Советского государства ( 1917-1941гг). Форма правления. Политический режим. Отражение периода в жизни разных семей.
20 Семейный архив. Советское государство. Практическая работа с семейным архивом.

Сбор  и анализ архива советского периода(1917-1941гг).

21 Великая Отечественная война в моей семье. История Великой Отечественной войны. Родословная Жукова и  многих других полководцев
22 Семейный архив.  Великая Отечественная война. Практическая работа. Составление анкеты-запроса о розыске и установлении судьбы военнослужащего. Анализ документов  Великой Отечественной войны.
23 История образования фамилий

в России

Значение и происхождение  имен, отчеств, фамилий.
24 Семейный архив. Моя фамилия Выяснение фактов происхождение фамилии. Значение имени, отчества,   фамилии каждым учащимся.
25 Семейный хронологический календарь. Практическая работа. Составление семейного календаря.
26 Государственный архив Особенности работы в  государственном  архиве.
27 Государственный архив Практическая работа с государственным архивом. Составление заявления генеалогического запроса.
28 Государственный архив Практическая работа с полученными  документами из  государственного архива.
29 Муниципальный архив Практическая  работа  с документами из муниципального архива.
30 Работа в библиотеках  и сети интернет. Особенности работы в  библиотеках, интернете.
31 Семейный архив Практическая  индивидуальная работа с печатным изданием, интернет.
32 Семейный архив Практическая  индивидуальная работа с семейным архивом. Оформление своей родословной
33 Итоговое занятие. Семейное летописание Презентация родословний.
34 Итоговое занятие. Моя семейная летопись. «Семейная летопись» — новая реликвия Моей семьи, начало семейной традиции.