Моя семья в истории моего государства
(Элективный курс)
Юлия ШАГИЕВА,
учитель истории и обществознания многопрофильного лицея №18 им. М.В Ломоносова г. Зеленодольска
Во всех культурах и во все времена самой высокой ценностью, оберегаемой во всех отношениях, была ценность семьи.
Семья – категория историческая. Знакомство с историей страны начинается с истории семьи каждого ребёнка. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний. Опираясь на историю семьи, легче привить детям понятие исторического времени.
Меняются времена, меняется уклад жизни людей, меняется и семья. Тысячами нитей семья связана с обществом и государством. Она чутко реагирует на все изменения, происходящие в государственной и общественной жизни, а внутрисемейные процессы, в свою очередь, оказывают воздействие на общество. На современном этапе происходит трансформация всех сфер жизни российского общества, что явилось фактором интенсивных изменений в социальной среде и обусловила изменение семейных отношений, поэтому проблема изучения истории своей семьи, сегодня особенно актуальна. Кроме того, современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение своей семьи способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень.
Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни); формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами , фотографиями, семейными реликвиями.
Цель: систематизация знаний по истории своей семьи, своего государства.
Задачи:
— развитие социокультурной компетенции через знакомство с культурой и традициями семейного уклада;
— развитие навыков самостоятельной работы; изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности;
— закрепление умения работать с документами (семейный, государственный архив), умения редактирования и форматирования электронных документов, умения создания качественной мультимедийной презентации;
— развитие творческих способностей и логического мышления
Программа курса состоит из двух частей, первая часть теоретические знания закрепляются второй практической частью после каждой темы.
Теоретические работы включают следующие формы:
- изучение истории России, источников генеалогии
- выявление особенностей известных династий Российского государства
- знакомство с работой разных архивов
Практические работы в рамках курса включают формы:
- работа с различными источниками генеалогии, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- анализ явлений и событий, связанных с составлением родословий;
- решение генеалогических задач;
- составление своего генеалогического древа и нахождение отражения событий государства, отдельного региона в жизни каждого члена родословной.
Тематическое планирование элективного курса 34 часов
Наименование тем | Содержание курса | |
1 | Моя семья в истории Российского государства. | Вводная лекция о значении каждой семьи в истории государства, о вкладе в развитии государства. |
2 | Традиции моей семьи | Практическое занятие. Сочинение. Описание традиций семьи. |
3 | Генеалогия, как наука. Законы генеалогии | Изучение законов генеалогии.
а) Закон трех поколений. б) Закон удвоения числа предков. в) Закон убывания предков. |
4 | Основные этапы решения задач | Практическое занятие. Решение задач |
5 | Многообразие генеалогических форм. | Особенности научной и практической генеалогий. Знакомство с программами «GenealogMap» , «GenoPro»для составления родословий. |
6 | Географическая карта проживания. Особенности родословной разных регионов России. | История Волжской Булгарии. Обычай ведения родословий у тюрко-язычных народов. |
7 | Особенности родословий Республики Татарстан | Практическая работа. Анализ родословных древ известных лиц Республики Татарстан |
8 | Семейный архив. Сбор и анализ документов. | Практическая работа с семейным архивом.
1.Биографические документы. 2. Дневники и воспоминания 3. Материалы служебной и общественной деятельности 4. Творческие материалы |
9 | Семейный архив. Сбор и анализ документов. | Практическая работа с семейным архивом
1. Переписка 2.Имущественно-хозяйственные материалы 3.Изобразительные материалы |
10 | История Киевской Руси. Династия Рюриковичей. | Приглашение Рюрика. Особенности родословной Рюриковичей. Система передачи престолонаследия. |
11 | История Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского, Черниговского княжеств. | Система передачи престолонаследия в период феодальной раздробленности и отражение периода в родословной Рюриковичей. |
12 | Династия московских князей | Родоначальник династии московских князей -Даниил Александрович. Особенности правления московских князей. Отражение событий в родословной.(династическая война). |
13 | История Казанского ханства | Династия Казанского хана Улу-Мухаммеда. |
14 | Династия Романовых | История династии Романовых. Система передачи престолонаследия в разное время. |
15 | История России 1613-1917гг. Генеалогия непривилегированных сословий | Изучение основных событий периода и отражение их в жизни семей. Генеалогия крестьян, городского населения. Источники непривилегированных сословий |
16 | Семейный архив. Непривилегированные сословия (1613 – 1917 гг.) | Практическая групповая работа с семейным архивом.
Сбор и анализ архива для непривилегированных сословий. |
17 | История России 1613 – 1917 гг. Генеалогия привилегированных сословий | Генеалогия бояр, дворян, купцов. Источники привилегированных сословий. |
18 | Семейный архив. Привилегированные сословия. (1613 – 1917 гг.) | Практическая групповая работа с семейным архивом (учащиеся знакомятся с семьями своих одноклассников и помогают в анализе документов, т.к. не в каждой семье были родственники, принадлежащие к привилегированным сословиям и имеются документы).
Сбор и анализ архива для привилегированных сословий. |
19 | Советское государство. | Изучение истории Советского государства ( 1917-1941гг). Форма правления. Политический режим. Отражение периода в жизни разных семей. |
20 | Семейный архив. Советское государство. | Практическая работа с семейным архивом.
Сбор и анализ архива советского периода(1917-1941гг). |
21 | Великая Отечественная война в моей семье. | История Великой Отечественной войны. Родословная Жукова и многих других полководцев |
22 | Семейный архив. Великая Отечественная война. | Практическая работа. Составление анкеты-запроса о розыске и установлении судьбы военнослужащего. Анализ документов Великой Отечественной войны. |
23 | История образования фамилий
в России |
Значение и происхождение имен, отчеств, фамилий. |
24 | Семейный архив. Моя фамилия | Выяснение фактов происхождение фамилии. Значение имени, отчества, фамилии каждым учащимся. |
25 | Семейный хронологический календарь. | Практическая работа. Составление семейного календаря. |
26 | Государственный архив | Особенности работы в государственном архиве. |
27 | Государственный архив | Практическая работа с государственным архивом. Составление заявления генеалогического запроса. |
28 | Государственный архив | Практическая работа с полученными документами из государственного архива. |
29 | Муниципальный архив | Практическая работа с документами из муниципального архива. |
30 | Работа в библиотеках и сети интернет. | Особенности работы в библиотеках, интернете. |
31 | Семейный архив | Практическая индивидуальная работа с печатным изданием, интернет. |
32 | Семейный архив | Практическая индивидуальная работа с семейным архивом. Оформление своей родословной |
33 | Итоговое занятие. Семейное летописание | Презентация родословний. |
34 | Итоговое занятие. Моя семейная летопись. | «Семейная летопись» — новая реликвия Моей семьи, начало семейной традиции. |