Моя семья (Разработка открытого занятия по русскому языку в старшей группе)

№61

Гузель ГАРИПОВА,

воспитатель I квалификационной категории по обучению детей русскому языку Большеатнинского детского сада «Кояшкай»

 

Вниманию читателей журнала предлагается разработка открытого занятия по русскому языку в старшей группе по методическому пособию «Изучаем русский язык» (авторы-составители ‒ С.М. Гаффарова Г.З. Гарафиева и др.) для воспитателей, обучающих детей русскому языку в национальных дошкольных образовательных учреждениях.

 

Цели:

формирование и развитие умений и навыков аудирования и говорения в известных и новых учебно-игровых ситуациях по теме;

обогащение словаря детей существительными, обозначающими членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, девочка, мальчик, сестра, брат, дочка, сын), предметов мебели, глаголами, обозначающими действия (стирает, играет, вяжет, поливает, рисует, стоит, живет и т.д. ) ;

закрепление и активизация усвоенных ранее глаголов;

формирование умения понимать предложения с вопросительными словами, отвечать на вопросы у кого? чья? что делает? какой? какая? где?

закрепление умений и навыков правильного произношения русских звуков и их сочетаний;

воспитание любви и бережного отношения к членам своей семьи, предметам быта;

развитие мелкой моторики рук.

Наглядные пособия: Нолик, семейное дерево, картины «Три медведя», предметные картинки: очки, фартук, газета, неваляшка, машина, молоток, пила, валенки, мячик, велосипед, кубики, кастрюля; веселый кубик: мама моет посуду, папа идет, мальчик рисует, девочка играет, дедушка смотрит телевизор, бабушка сидит, магнитофон, рабочая тетрадь.

Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Как у вас дела? Как настроение? Давайте, мы с вами поприветствуем и улыбнемся друг другу.

(Дети встают в круг.)

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель. Сейчас мы с вами сделаем семейное дерево. Назовите мне, пожалуйста, каких членов семьи вы знаете. (Папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра.)

Воспитатель. Правильно, молодцы. А сейчас мы с вами сделаем семейное дерево. Вы назовите членов большой семьи, я буду прикреплять листочки на наше дерево. (Папа, мама, бабушка, дедушка, я, старшая сестра, старший брат, младшая сестра, младший брат.)

Воспитатель. У нас получилось пышное, красивое дерево, на котором много листочков. Ребята, сколько человек в этой семье? (Девять.)

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам на занятие пришел Нолик с чемоданчиком, который закрыт на большой замок. Интересно, что там, икак его открыть? (Ответы детей.) Для того, чтобы чемоданчик открылся, надо посчитать до пяти и обратно. (Дети считают.)

(Нолик приветствует детей и показывает, что у него в чемоданчике (в чемоданчике предметные картинки: очки, газета, валенки, фартук, тюбетейка, бантик, кукла, машина, платок, кубики и т.д.), на доске предметные картинки с изображением членов семьи.)

Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кому дадим?»

Воспитатель. Что это? (Это кубик (газета, фартук, валенки, тюбетейка, бантик, кукла, машина, платок, молоток и т.д.))

Воспитатель. Кому дадим кубик? (Кубик дадим девочке и т.д.)

Воспитатель. Алсу, подойди и дай кубик девочке. (Дети при помощи магнитов расставляют картинки.)

Воспитатель. Я принесла вам сегодня веселый кубик. Давайте посмотрим, что на нем нарисовано и вместе поиграем.

Игра «Веселый кубик»

На гранях кубика картинки: папа, мама, бабушка, дедушка, мальчик, девочка в действиях. Ребёнок бросает кубик, называет кто это и отвечает на вопрос:

Что делает папа? (Папа идёт.)

Что делает мама? (Мама моет посуду.)

Что делает мальчик? (Мальчик рисует.)

Что делает бабушка? (Бабушка сидит.)

Что делает дедушка? (Дедушка смотрит телевизор.)

Что делает девочка? (Девочка играет с куклой.)

Воспитатель. А сейчас пришло время отдохнуть.

Физкультминутка «У оленя дом большой» (выполняется под музыку).

Воспитатель. Попрыгали, отдохнули. А пока мы прыгали, Нолику стало интересно, чем занимаются ваши мамы, папы, братья , сестры, дедушки и бабушки дома.

Игра с мячом «Кто что делает?»

(Дети по цепочке передают из рук в руки Нолика и отвечают на вопросы воспитателя.)

Кто работает? (Мама (папа, …))

Кто ходит в магазин (варит суп, моет посуду, играет, стирает, читает, строит дом и т.д.)

(Ребёнок должен договорить: папа, мама, бабушка, дедушка, мальчик, девочка, я.)

Воспитатель. Спасибо, ребята. Теперь Нолик будет знать обязанности каждого члена семьи в доме. А сейчас Нолику пора уходить, но перед тем как уйти, он оставил нам большой конверт. Хотите узнать, что в нем?

(Воспитатель приносит большой конверт. В конверте загадка.)

Воспитатель. Ребята, если мы угадаем загадку, то можем открыть и посмотреть что в конверте.

Возле леса на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три чашки

Три кровати, три подсказки:

Кто герои этой сказки?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Правильно, это медведи. Из какой они сказки? Да, это сказка «Три медведя». А теперь откроем и посмотрим, что же в конверте (показывает картину «Семья медведей дома».)

Воспитатель. Посмотрите, что здесь нарисовано? (Семья.)

Воспитатель. Да, это семья медведей. Все они собрались дома, вечером. Вот мама вяжет шарф для Мишутки. А папа что делает? (Папа играет с маленьким Мишуткой.)

Воспитатель. Посмотрите на медведей. Можно сказать, что это счастливая семья? И почему? (Ответы детей)

Воспитатель. А где живет семья медведей? (В лесу, в домике)

Воспитатель. А как вы думаете, дом у них какой, большой или маленький? (Большой.)

Воспитатель. А вот их друзья гномики живут совсем в другом домике? В каком? (В маленьком.)

Воспитатель. Давайте, покажем и расскажем в каком домике живут гномики.

Пальчиковая игра «Гномики»

Жили-били гномики

В расчудесном домике.

Папа-гном дрова рубил,

Гном-сынок их в дом носил,

Мама-гном суп варила,

Дочка-гном его солила,

Гномик-бабушка вязала,

Гномик-тетушка стирала,

Дед-окошко открывал, всех знакомых в гости звал.

Воспитатель. Молодцы, ребята. А сейчас, давайте откроем наши рабочие тетради. Посмотрите на рисунок, кого вы видите? (Собака, курица, кошка, цыплята, котята, щенята.)

Воспитатель. Ребята, давайте найдем и соединим линией с мамами потерявшихся цыплят, щенят, котят со словами: «Иди, цыпленок, к маме». (Дети выполняют задание.)

Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы все сегодня очень старались. Всем людям, животным хорошо живется только в своей семье. Мамы заботятся о детях, папы их защищают. Поэтому всем нам надо беречь и любить свою семью. Вы согласны со мной? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель. А теперь нам пришло время прощаться. До свидания, ребята! (До свидания!)