Моя профессия – пчеловод

 

(Внеклассное мероприятие)

Гульшат НАРИМАНОВА,

учитель английского языка Старокаширской средней школы им. Зинната Хасанова Сармановского района

Фарида НАБИУЛЛИНА,

учитель начальных классов I квалификационной категории Старокаширской средней школы им. Зинната Хасанова Сармановского района

Цель: создание у обучающихся конкретно-наглядных представлений о мире профессий; осознание ценности и важности профессий в современном мире.

Форма работы: игра с элементами беседы, включена интеграция с внеурочной деятельностью, работа в группах.

Оборудование: презентация; рисунки детей о профессиях, плакаты с пословицами; карточки-задания; предметные карточки с изображением инструментов, механизмов относящиеся к какой-либо профессии, устные сочинения о профессиях родителей.

Актуальность. В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т.е. практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Но пока, до этого ответственного момента  далеко. Но знакомство с этой темой необходимо начинать как можно раньше, для того, чтобы в старшем возрасте, учащиеся смогли сделать сознательный выбор, принять ответственное решение в выборе той или иной профессиональной деятельности

Ожидаемые результаты. Расширение знания о профессиях, умения отличать профессии, обогащение лексического запаса учащихся, уважительное отношение к людям труда, в частности к профессии пчеловода.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, врачи и учителя, нефтяники и поэты, спортсмены и космонавты, артисты и мореплаватели, строители и защитники Отечества.

Ребята, а почему я сегодня вас так приветствую?

  1. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Вы уже догадались, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (О профессиях.) Пройдут школьные годы, и именно вы построите уютные дома, сошьете красивую и удобную одежду, испечѐте самый вкусный в мире торт или первыми откроете новые звезды.

Сегодня мы совершим с вами путешествие в мир профессий, познакомимся с некоторыми из них, поговорим об их значении в нашей жизни.

Пастух пасет овец и коров, а кто пасет пчел и ухаживает за ними? Что за человек такой? Подумайте и скажите. Подсказка на экране. (Ответы учащихся.)

– Правильно, пчеловод. Ребята, кто из вас знает, как в простонародье называют пчеловода?

– Правильно, пасечник. Пчеловод и пасечник – равнозначные понятия. Сегодня мы познакомимся с профессией пчеловод. Таким образом, тема нашего занятия «Моя профессия – пчеловод». Итак…

III. Работа по теме урока

  1. Вступительная беседа.

Учитель. Редкие представители рода человеческого не любят натуральный мед. Во всем мире таких единицы. Большинство мёдолюбов-медоедов представляют себе пчеловодство и деятельность пасечника так: подождал, пока тебе пчелы нанесут полные ульи меда, скачал – кушай на доброе здоровье. Излишки – дорогим родственникам или на рынок. По их мнению, основной недостаток пчеловодства это взаимодействие с пчелами, так как последние больно кусаются.

Пчеловодство – это уникальная область сельского хозяйства, где многие  ответы на простые вопросы не так очевидны. Например, вопреки распространённому мнению, пчелы мед не носят. Пчелы собирают цветочный нектар, который затем в результате долгих процессов в улье перерабатывают в общеизвестный продукт. Питаются они исключительно растительными дарами. Не любят резких запахов, не преминут искусать лошадей и медведей, обладающих специфическими запахами. Рассказывать про их пристрастия, коллективный ум, сказочную работоспособность и короткую жизнь можно  часами.

А теперь мы поближе познакомимся с этой профессией.

Пчеловод – профессия древняя. В далекие времена люди охотились за медом — отыскивали в лесу дупла с пчелами, разоряли их, выламывали медовые соты и уносили домой. Посмотрите на экран.

Это занятие требовало наблюдательности, осторожности, опыта и, как всякая охота, смелости и мужества. Людей, промышлявших медом, считали умелыми и храбрыми: найти гнездо пчел в дремучем лесу и взять у них мед совсем не просто. Разъяренные дикие насекомые обращали в бегство не одного сборщика, а ведь надо было еще влезть на толстое дерево и там, на высоте, разворотить дупло.

Со временем пчел стали держать на пасеках, возле дома, в дуплянках — кусках дуплистого дерева, колодах – толстых долбленых кряжах,  в плетенных из соломы или хвороста кошелках. Пчеловодство из лесного промысла постепенно стало домашним занятием.

Современная пасека отличается от пасеки прошлых веков. Пчелы теперь живут в других домиках. Ребята давайте составим книгу про пчел.

1-я страница будет называться «Домики пчел».

Ребята, а вы знаете, как называются домики пчел?

Правильно, улья. Улей – это дом для пчел. Посмотрите на экран. Вот так он выглядит.

Весной пчелы вылетают из ульев и отправляются искать сладкий сок — нектар.

Нектар пчела высасывает хоботком и летит к себе домой в улей.

В нем пчела строит из воска много сотов, куда она будет складывать мед.

Пчеловоду необходимо очень много знать, особенно биологию пчел, устройство их жилья, болезни, вредителей и меры борьбы с ними. От этого и зависит результат его кропотливого труда. Если пчелы содержаться в хороших условиях, то и меда они дадут гораздо больше, нежели у нерадивого пасечника. Работает пчеловод круглый год, в течение года ведет он наблюдение за своими питомцами.

Самое интересное, что пчелы знают своего хозяина по запаху. Если на пасеке будет работать он, то пчелы спокойны.  А если чужой могут покусать и очень сильно. Особенно пчелы не любят резких запахов  (например, одеколона, пота и т.д.) и резких движений.

А как называется место, где находится много ульев?

Пасека – это месторасположение множества  ульев. Повторите, пасека.

В ульях в верхней части есть комнаты – рамки с сотами. (Показ.) Назовите, что это?

Соты – это множество ячеек ,сделаны из воска, как две капли похожие друг на друга. В каждой ячейке хранятся мёд и пыльца, пчёлы наполняют одну ячейки, запечатывают его, потом начинают наполнять другую ячейку. (Показ сотового мёда.) На какую геометрическую  фигуру похожа ячейка сот? Шестиугольник.

А почему пчела делает соты из шестигранных (шестиугольных) форм (показ), а не из круглых и треугольных?

Учитель. Давайте узнаем, почему. (Складываю соты из треугольных, круглых, шестиугольных форм. Дети сравнивают получившиеся соты.)

– Почему не из кругов делают пчёлы соты? (Большие щели.)

– Почему не из треугольников? (Долго подбирать.)

– Почему из шестиугольников? (Быстро складываются в любом направлении и нет щелей.)

2-я страница будет называться «Инструменты пасечника».

Мы познакомимся с некоторыми вещами, которые необходимы для пчеловода.

Чтобы пчелы его не кусали, пчеловод  надевает специальный костюм, желательно белый, как врачи, и шапку с сеткой. А теперь посмотрите, как в действительности выглядит эта шапка. Давайте примерим и ощутим себя немного пчеловодами. (Примерка белого халата и шапки с сеткой)

А сейчас, внимательно слушайте меня и смотрите на экран. Прежде чем начать работать с пчелами, пчеловод берет дымарь, набивает его разными палочками и разжигает его. Посмотрите как он выглядит в действительности.

Потом пчеловод подходит к улью, снимает крышку. Посмотрите, под крышкой лежит подушка. Она нужна, чтобы пчелам было тепло.

А под подушкой лежит холстик – положок. Посмотрите,  как он выглядит. Можно потрогать и понюхать.

Затем пчеловод приоткрывает холстик и начинает дымарить, пчелы прячутся от дыма и можно спокойно смотреть пчел и даже доставать рамки с медом.

– А теперь проверим вашу внимательность. Поиграем в игру «Что нужно пчеловоду»?

Перед вами инструменты людей разных профессий. Выберите только те, что необходимы пчеловоду.

– Какой инструмент выбрал ты?

– Почему?

– Для чего этот инструмент нужен пчеловоду?

– Молодцы справились с заданием.

– 3-я страница будет называться «Такие разные пчелки». Пчёлы – высокоорганизованные насекомые. Совместно осуществляют поиск пищи, воды, жилья, при необходимости совместно защищаются от врагов. В улье пчёлы совместно строят соты, ухаживают за потомством, маткой. Каждая пчела исполняет свою функцию.

Молодые рабочие пчёлы кормят молодняк, т. к. у них хорошо развито моточное молочко. Более старшие пчёлы занимаются постройкой жилья — у них усиленно работают восковые железы. Пчёлы среднего возраста выполняют роль санитаров, пожилые пчёлы — вентиляторщицы.

И только старые пчёлы занимаются тем, что носят мёд. В летнюю пору пчела живёт всего месяц.

В нормальной пчелиной семье бывает одна плодная матка. Она крупнее пчёл и трутней. Матка — единственная особь в семье пчёл, способная воспроизвести потомство, и в этом её последняя функция.

В сутки матка откладывает 1000 – 2000 яиц. Обычно она живёт в семье 3-5 лет. Всю жизнь живёт в улье, за исключением облёта, брачного вылета и выхода роя.

Рабочие пчёлы кормят улей и охраняют его, воспитывают и учат молодых пчёл. Трутни оплодотворяют матку и выполняют функцию обогрева улья. Трутни больше рабочих пчёл. Не имеют жала, поэтому не могут защищать улей. Не умеют собирать нектар и выполнять работу внутри жилья. Расплод – будущее поколение пчёл.

Рабочие пчёлы: одни добывают пищу и приносят в улей; другие – забирают её, складывают в улей; третье – чистят ячейки; четвёртые – крыльями, как вентилятором, проветривают улей; пятые – несут караульную службу, дежуря у входа, не пропускают врагов.

Пчёлы играют важную роль в опылении цветущих растений. Тело пчелы покрыто: многочисленными ворсинкам, способствующими прилипанию или переносу пыльцы. Периодическими они счищают с себя пыльцу, собирая её щёточками, затем переносят её в специальные корзиночки для пыльцы, расположенные между задними лапками.

Пчёлы в качестве опылителя крайне важны в сельском хозяйстве, и это приводит к тому, что фермеры во многих странах договариваются с пчеловодами о взаимовыгодном разведении пчёл вблизи сельскохозяйственных угодий.

Вы знаете, чтобы собрать нектар для одной ложки меда пчеле из улья нужно вылететь 2000 раз.

Предлагаю отдохнуть и превратиться в трудолюбивых пчелок

Физкультминутка.

Пчелки в домике сидят, (Дети складывают руки треугольником над головой.)

И в окошечки глядят. (Руки складываются козырьком над бровями. Дети поворачивают туловище из стороны в стороны.)

Пчелки кушать захотели, (Дети гладят живот одной рукой, потом другой.)

Полетели, полетели. (Выполняют машущие движения руками.)

4-я страница будет называться «Польза пчел».

Учитель. В мёде содержится около 60 различных веществ, главным образом глюкоза и фруктоза

Мед помогает от простудных заболеваний,  восстанавливает иммунитет, обогащает организм витаминами, заживляет раны, оздоравливает  кровеносные сосуды и внутренние органы.

Прополис или пчелиный клей. Он обезболивает, укрепляет зубы, обезболивает и размягчает мозоли, очищает организм от микробов, повышает иммунитет.

Маточное молочко (королевское желе) . Улучшает кровь, повышает аппетит, повышает вес, улучшает  рост волос, улучшает память и зрение; повышает иммунитет.

Воск пчелиный.  Воск очень богат витамином. А, необходимым для кожи, бронхов, горла, носа, желудка и кишечника, для остроты зрения.

Пчелиный яд. Обладает противовоспалительным, обезболивающим противомикробным действием, расширяет сосуды; снижает кровяное давление и холестерин в крови.

Драже, крема, бальзамы, косметические средства, лечебные программы и особые медовые композиции укрепляют и омолаживают организм изнутри и снаружи, помогают справляться с последствиями любых жизненных невзгод.

Существуют такие народные приметы с участием пчёл:

– пчёлы поздно вечером возвращаются в улей – к дождю;

– пчёлы во время ненастья в ульях в сильном движении и жужжат – к хорошей погоде;

– пчёлы вылетают из ульев рано – к хорошей погоде;

– пчёлы вылетают из улья и скучиваются на его стенках – к сильной жаре;

– пчёлы осенью плотнее леток воском залепляют, оставляя чуть виднее – отверстие, на холодную зиму, оставляют его открытым – к тёплой зиме.

  1. IV. Закрепление

Викторина

(Кто ответит, тому драже или ложка мёда.)

  1. Для чего пчеле жало?
  2. Где гнездятся пчелы?
  3. Как называется домик пчел? Из чего сделан дом?
  4. Что ест пчела?
  5. Из чего состоят соты?
  6. Сколько живут пчелы?
  7. Какие профессии есть у пчел?

8.Сколько ног у пчелы?

9.Как пчела собирает пыльцу?

10.Что умеют делать пчелы?

  1. V. Заключительная часть

– Что нового и интересного узнали?

– Как нужно относиться к труду пчеловода?

Учитель. Пчеловод – это очень важная и нужная профессия. Эйнштейн считал, что через 4 года после гибели последней пчелы на Земном шаре, погибнут люди. Поэтому пчеловоды должны сохранить пчёл.

– Предлагаю игру «Паутина жизни».

(Каждому ребенку дается эмблема, на которой изображены: человек, пчела, ульи, полянка, цветок, соты и мед. В руках ведущего клубок ниток.)

Учитель (начинает рассказывать сказку). Человек очень любил мед. Он построил для пчел домики-ульи. В домики поселились пчелы. Пчелы летали на полянку, находили самые красивые цветы, добывали нектар, приготовили вкусный мед и угостили человека.

Вот, ребята, мы с вами и построили паутинку жизни – человек помогает пчелам, ухаживает за ними, оберегает в морозные дни. А пчелы за это благодарят человека, одаривают его своим вкусным продуктом.

Ребята, есть еще  одно важное преимущество этой профессии – работа на пасеке способствует и укреплению здоровья. Многие из пчеловодов являются долгожителями. На пасеке создается тот особый микроклимат, который оказывает благотворное влияние на здоровье. Например, жужжание пчел успокаивает.

Наше занятие подошло к концу. Надеюсь,  вы сегодня много нового узнали на занятии, и запомните, пчеловодством увлекаются люди самых разных возрастов, убеждений, вкусов и профессий. И не только в сельской местности, но и в городах. Всех их роднит одна страсть — безграничная любовь к природе и  пчелам.