Мой родной край – Татарстан

(Проект для детей подготовительной группы)

Миляуша НИЗАМОВА, Гузель ИСХАКОВА,

воспитатели I квалификационной категории детского сада №404 г. Казани

Ключевое содержание:

– формирование у подрастающего поколения гражданского самосознания, патриотизма, гражданской ответственности;

– приобщение детей к национальной культуре народов Поволжья;

– тренировать память, развивать сообразительность, активизировать самостоятельную мыслительную деятельность, расширять словарный запас, умение анализировать, делать выводы.

Вечерний сбор (предварительная работа)

  1. Рассматривание альбома о Казани, познакомить детей с легендами о Казани, с художественными произведениями писателей и поэтов Татарстана.
  2. Знакомство с символикой Республик Поволжья, с национальными костюмами и элементами одежды, орнаментами и узорами, с национальной кухней, с достопримечательностями городов Поволжья, экскурсия в мини-музей татарского народа.

– В какой республике мы живем? (Республика Татарстан)

– Какая башня расположена на территории Кремля? (Спасская башня, башня Сююмбика).

– Назовите столицу Республики Татарстан? (Город Казань)

– На берегу какой реки стоит наш город? (Волга)

– Как украшены национальные костюмы? Из каких элементов состоит татарский национальный костюм девочки и мальчика?

– Какие народы живут на берегах Волги? (Русские, мордва, татары, чуваши, марийцы, удмурты)

  1. А что вы еще хотели бы узнать о родном крае?портивные объекты и национальная кухня) Закрепить знание о столице Казани и о родном крае, провести квест-игру.
  2. Спросить у пап и мам, что они знают о спортивных объектах нашего города и о национальных блюдах.

Круговой сбор

(Под звон колокольчика дети садятся на ковер в литературном центре.)

Давайте поприветствуем друг друга на татарском языке.

Воспитатель. А теперь предлагаю вспомнить правила группы.

Дети.

– По группе ходим шагом.

– На круговой сбор садимся без игрушек.

– Взял игрушку, поиграл, положи на место.

– Прочитал книгу, убери на место.

– В группу зашел взрослый, поздоровайся.

– У кого мяч, тот и говорит.

– Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними!

Воспитатель. Давайте поделимся новостями. (Если у детей есть новости, то они ими делятся.)

(Дети обмениваются информацией, которую принесли из дома. Одновременно

идет презентация центров. Дети, выбрав интересующий вид деятельности, расходятся по центрам активности.)

Работа в центрах активности

(По ходу игры, за каждое выполненное задание, команда получает пазл от картинки. Итог: собранная картинка из пазлов достопримечательность города Казани – Кремль.)

Центр «Почитайка-укып җибәр»

(Ребенок выбирает себе задание определенной сложности на свое усмотрение.)

  1. Игра-тренажёр на ноутбуке, разгадать кроссворд.

Используемый материал: ноутбук, диск.

  1. Дети делают книжки-малышки разных видов.

Используемый материал: цветная бумага, картон, картинки, клей, ленточки, степлер, фломастеры, цветной карандаш.

  1. Картинки с спортивными объектами раскрасить и подписать по образцу печатными буквами.
  2. Просмотр презентации на тему «Мой родной край – Татарстан». (На ноутбуке)

Выбор спикера.

Центр «Художники-рәссамнар»

(Ребенок выбирает себе задание определенной сложности на свое усмотрение.)

  1. На столе разложены флаги республик Поволжья. Предлагаем детям найти флаг Татарстана. По возможности, дети называют флаги других республик Поволжья.

Предлагаем детям изготовить:

а) флаг из разрезанных полосок, также из скомканных салфеток.

Используемый материал: цветная бумага, цветные салфетки, ПВА клей, кисточка,

б) герб – раскрасим методом тычкования.

Используемый материал: рисунок герба, ватные палочки, гуашь.

в) кремль – из пластилина.

Используемый материал: рисунок кремля, пластилин, стека.

Выбор спикера.

Центр «Стройка-Төзелеш»

(Ребенок выбирает себе задание определенной сложности на свое усмотрение.)

  1. Из мелкого и крупного строительного материала, дети строят центр гимнастики. В работе также используют лего, блоки, коробки.
  2. Название постройки пишем на листе бумаги.

Используемый материал: бумага, фломастеры, маркеры.

  1. Вокруг постройки устанавливаем муляжи деревьев, из пластин строим дорогу к зданию.

Используемый материал: схема, картон, клей, скотч, фломастеры.

Выбор спикера.

Центр «Дочки-матери – Кызлы-әниле»

  1. «Одень куклу в национальный костюм» макет бумажных мальчика и девочки, элементы костюмов народов Поволжья.
  2. Предлагаем сервировать стол. Сюжетно ролевая игра «Угости друга», «Дустыңны сыйла». беседа о национальных блюдах: чак-чак, бэлеш, баурсак, кыстыбый, эчпочмак, губадия, кош теле, вак бэлеш.

Выбор спикера.

Центр «Умники и умницы»

(Ребенок выбирает себе задание определенной сложности на свое усмотрение.)

  1. Разгадать кроссворд.

Используемый материал: кроссворд, вопросы к кроссворду, фломастеры, карандаши.

  1. Индивидуальные математические задания на листочках.

Используемый материал: листочки с заданиями, фломастеры, карандаши.

  1. Дидактическая игра «Составь узор».

(Даны шаблоны татарской национальной одежды (фартук, ичиги, тюбетейка) и вырезанные заготовки орнамента. Дети по своему усмотрению украшают национальные предметы.)

  1. Дидактическая игра «Геоборд».

Используемый материал: дидактическая игра, рисунок схема.

Выбор спикера.

Центр «Поварята-пешекчеләр»

  1. Готовим татарское национальное блюдо очпочмак.

Используемый материал: готовое тесто, картошка, куриное мясо, луковица, соль, растительное масло.

  1. Составляем рецепт с помощью рисунков. Используем: бумагу, фломастеры, маркеры, карандаши, линейку.

Выбор спикера.

Сюрпризный момент

В конце нашего проекта педагог или родитель в национальной одежде заходит с закрытым подносом  к детям, как сюрпризный момент, и загадывает загадку, а дети должны отгадать, что же находится в подносе. Таким образом, через загадку, они узнают, что в подносе были спрятаны треугольники. Далее дети рассказывают стихи о национальных блюдах, и в завершении пьют чай с треугольниками.

В музыкальном салоне занятий

Татарская народная игра «Чума үрдәк, чума каз»

(Пары, взявшись за руки, встают в две колонны и поют песню «Чума үрдәк, чума каз» (Ныряет утка, ныряет гусь). В песню добавляют имена пары, стоящей в конце колонны. Во время игры, когда исполняется первая часть песни, играющие, взявшись за руки, стоят лицом друг к другу (или ходят, приседая, словно утки). Когда поется вторая часть песни, играющие поднимают руки вверх, образуя коридор. Пара, которая стоит в конце колонны, проходит через этот коридор и встает в начале колонны. Играющие снова поют песню, называя имена следующей с конца колонны пары. Игра продолжается подобным образом.)

Итоговый сбор

(Под звон колокольчика дети с работами садятся на ковер в литературном центре.)

Физкультминутка

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх –хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

(Дети садятся и с каждого центра по одному ребенку (спикер) рассказывает):

– В каком центре он был?

– С кем он там занимался?

– Что они там делали?

– Что нового для себя узнали?

(Дети обмениваются информацией, которую получили в центрах.)

В течение дня с помощью наблюдений и бесед все фиксируется в записках, которые вносятся в журнал наблюдений и отмечаются в индивидуальных картах развития ребенка для дальнейшей обработки информации. Полученная информация используется для последующего планирования педагогического процесса.