Морфемный и словообразовательный разбор слова

№ 213

(Урок русского языка в 6 классе)

Гульнара ХАБИБРАХМАНОВА,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории  средней школы №184 им. М.И.Махмутова г. Казани

Тип урока: урока комплексного применения знаний и умений (практикум).

Цели:

– совершенствовать умение производить морфемный и словообразовательный разбор слова;

– показать отличия этих двух видов разбора.

Планируемые результаты:

личностные:

– уважительное отношение к русскому языку;

– осознание его эстетической ценности;

– адекватная самооценка учебной деятельности;

– осознание границ собственного знания и незнания;

– стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей;

предметные:

– владение навыками морфемного| и словообразовательного разбора слова;

– умение различать их.

Метапредметные:

познавательные:

– применяют методы информационного поиска;

– обосновывают выбор эффективных способов решения задач;

– применяют приемы смыслового чтения;

– анализируют единицы языка, сопоставляют языковые единицы;

– строят логическую цепь рассуждений;

регулятивные:

– формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

– составляют план и последовательность действий;

– контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном;

– оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя;

коммуникативные:

– учитывают позиции других людей;

– участвуют в коллективном обсуждении проблемы;

– умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Ресурсы урока:

а) учебно-методические:

УМК:

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.и др. Русский язык. 6 класс. – М., 2021.
  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. – М., 2018.
  3. Попова Т.В., Зайкова Е.С. Морфемно-словообразовательный словарь русского языка. Учебное пособие. 5 – 11 классы. – М., 2017.
  4. Листы самооценки.

б) материально-технические: компьютер, проектор, презентация к уроку.

Ход урока

  1. I. Этап мотивации

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Главная наша задача – быть внимательными, активными, трудолюбивыми. Мы покажем, как мы знаем учебный материал, как умеем работать.

Откройте тетради и запишите дату. Тему урока запишем позже.

  1. II. Формулирование темы и цели урока.

Учитель. Отгадайте шараду.

Корень мой в сказке найдёте,

Суффикс у извозчика возьмёте,

Приставка та же, что в слове расход,

Целым я излагаю событий ход. (Рас-сказ-чик) (Слайд 1)

– Из каких частей состоит это слово?

– Разобрав слово на значимые части, мы какой разбор выполнили?

– От чего и с помощью чего образовано слова «рассказчик»?

– Как называется такой способ образования слов?

– Итак, какова тема нашего урока? (Морфемный и словообразовательный разбор слова.) (Слайд 2)

– Запишите тему урока.

– Опираясь на тему урока, сформулируйте цель урока.

Учащиеся.

– Вспомнить порядок морфемного разбора.

– Научиться выполнять словообразовательный разбор.

– Научиться отличать словообразовательный разбор от морфемного.

– Повторить способы словообразования.

– Закрепить знания и умения по морфемике и словообразованию.

III. Актуализация знаний учащихся

Учитель. Чтобы собрать наше внимание, проведём «Разминку для ума». Отвечаем хором, быстро.

– Как называются значимые части слова? (Морфемы)

– Какой раздел науки о языке изучает морфемы? (Морфемика)

– Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется … (окончанием).

– Общая часть родственных слов называется …(корень).

– Морфема, которая находится после корня и служит для образования слов. (Суффикс)

– Раздел науки, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова. (Словообразование)

– Морфема, которая находится перед корнем и служит для образования слов. (Приставка)

– При последовательном образовании слов друг от друга создается … (словообразовательная цепочка).

– Словообразовательные цепочки, имеющие одно и тоже исходное слово, составляют … (словообразовательное гнездо).

Учитель. Молодцы, мы вспомнили ключевые термины. Эти знания пригодятся нам при выполнении морфологического и словообразовательного разбора.

  1. IV. Работа по теме урока

Организация познавательной деятельности.

  1. Работа с текстом. Чтение и анализ § 43, выводы.

Учитель. Чем отличается словообразовательный разбор от морфемного разбора? На этот вопрос мы ответим, прочитав текст из учебника (стр.124).

Морфемный разбор слова – это выделение всех значимых частей, из которых состоит слово.

Словообразовательный разбор слова – это выяснение того, как образовано данное слово, т.е. от чего и с помощью чего.

Учитель. При словообразовательном разборе в слове указываются только те части, с помощью которых оно образовано.

– Какой из этих разборов вам кажется более сложным? Почему?

  1. Составление алгоритма выполнения морфемного и словообразовательного разбора.

Учитель. Чтобы избежать трудностей, попробуем составить алгоритм выполнения этих разборов. Представим, что вы обучаете своего  друга или одноклассника. Какие советы вы бы дали ему при выполнении морфемного разбора?

Составим алгоритм морфемного разбора слова:

– Измени форму слова и выдели окончание.

– Выдели основу.

– Подбери однокоренные слова и выдели корень.

– Найди и обозначь приставку и суффикс.

Рассказчик – морфемный разбор. Используя данный алгоритм, давайте разберем отгаданное вами слово рассказчик.

Порядок словообразовательного разбора

  1. Объясни лексическое значения слова (например, рассказчик – это тот, кто рассказывает что-нибудь).
  2. Найди исходное (производящее) слово.
  3. Сравни основы производного и производящего слова.
  4. Выяви ту часть (или части) слова, с помощью которой оно образовано.
  5. Определи способ образования слова.

Рассказчик       рассказ (суффиксальный)

Физминутка

  1. Работа по учебнику.

1) Упр. 226. (Работа в парах.)

Учитель. Работаем в парах, выделяем значимые части слов, 1-й вариант выписывает слова с суффиксами, 2-й вариант – без суффиксов. Не забудьте графически обозначить все морфемы.

Комментарии.

2) Упр. 227. (Коллективное выполнение с комментированием.)

Учитель. А теперь попробуем построить словообразовательные цепочки, выделяя в каждом слове новую морфему. Смотрим образец. (Слайд 3)

Комментарии.

  1. Выполнение морфемного и словообразовательного разбора. Один ученик у доски.

Попутчики (спутник в пути, в дороге).

Прикасаться (касаться слегка).

  1. Самостоятельная работа.

Желтоватый, подоконник, выход.

  1. Проверка самостоятельной работы по морфемно-словообразовательному словарю.

Стр.69, 154, 52

Самооценка.

  1. V. Рефлексия

Подведение итогов урока.

Учитель. Итак, ребята, наш урок подходит концу.

– Какова была тема урока?

– С какими разборами мы познакомились?

– Какие словари могут помочь при выполнении данных разборов?

– Предлагаю устно продолжить неоконченные предложения:

Я вспомнил, что…

Я понял…

Вызвало затруднение…

Нужно выучить…

– Как вы сегодня работали, какие оценки вы бы себе поставили? (Заполняют листы самооценки.)

  1. VI. Домашнее задание

I вариант. §43, порядок разборов учить, упр. 230 (устно, подготовиться к диктанту), 228 (письменно).

II вариант. §43, порядок разборов учить, упр. 230 (устно, подготовиться к диктанту), 229 (письменно).