Модульно-компетентностный подход при подготовке кадров для предприятий общественного питания

№163

Дания ГАЙНЕТДИНОВА,

преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ «Сармановский аграрный колледж»

В современных рыночных условиях развития эко-номики, когда конкурентоспособность и востребованность квалифицированных рабочих и специалистов во многом зависит от их способностей гибко адаптироваться к изменениям требований рынка труда, возможностей оперативно осваивать новые профили трудовой деятельности, на передний план выходит задача формирования у обучающихся профессиональных компетенций, включающих помимо профессионализма, технологической подготовленности, умения в широком его понимании, такие качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, профессиональная мобильность.

Модульно-компетентностный подход включает обычные, базовые, а также специализированные технические знания и ключевые умения и навыки (например: умение сотрудничать с другими, информационные и коммуникационные навыки, готовность к использованию нового, способность учиться, широко мыслить). Формирование трудовых умений, компетенций в процессе производственного обучения осуществляется в основном в процессе выполнения учащимися учебно-производственных работ.

Модульная программа обучения предназначенная для подготовки специалистов в области общественного питания может рассматриваться как инструмент и средство развития самообразования обучающихся. Данная программа представляет целостный комплекс формирования самооценки достигнутых результатов и компетентности.

Модуль включает описание уровней для каждого результата и соответствующих критериев оценки деятельности. Описание уровней разрабатывается для того, чтобы определить глубину достижения навыка и знаний, заложенных в результате. Уровень дает информацию о различных применениях результата или различных ситуациях и обстоятельствах, в которых обучающиеся должны продемонстрировать деятельность, заложенную в результатах.

Описание уровней в модуле для дисциплин по кулинарии: сырье для заправочных супов, механическая кулинарная обработка, способы приготовления супов, правила отпуска, разрабатывается главным образом для того, чтобы определить глубину достижения навыка и знаний, заложенных в результате.

Оценка знаний и понимания имеет центральное значение для принятия решения о полном достижении результата обучающимся. Для этого в требованиях к доказательствам должно быть четко отмечено, где необходимо представить доказательство знаний и понимания.

Оценки компетентности для результатов должны отвечать на вопросы:

— включает ли данный результат наблюдение за деятельностью обучающихся, показ наиболее трудоемких работ, санитарное состояние рабочих мест, осмотр продукта выполненной работы;

— при проведении модульных уроков создается ли психологический комфорт;

— формируется профессионально-значимые качества, такие как самостоятельность и ответственность?

В современных экономических условиях, когда умение учиться стало необходимостью и одним из качеств мобильности, эти навыки и компетенции, являются преобладающими в организации обучения для будущего производительного труда, выпуска реальной продукции. Взаимосвязь обучения с производительным трудом предопределяет разделение целей производственного обучения на учебную -научить, и производственную — нарезать, приготовить, оформить, подать.

Основная проблема будущего состоит в том, чтобы помочь студентам взять на себя ответственность за собственное обучение, ведь можно научиться только самому.

В ГАПОУ «Сармановский аграрный колледж» для организации эффективного и результативного процесса подготовки специалистов общественного питания в образовательном процессе мы разработали модульную программу на основе компетентностного подхода по приготовлению первых блюд. При разработке модуля по приготовлению первых блюд руководствовались сборником нормативных документов. Данный модуль следует рассматривать как основной для подготовки повара супового отделения горячего цеха.

Цель модуля — овладение технологией приготовления первых блюд согласно СТН и демонстрирование навыков их приготовления. Модуль позволяет определять последовательность, содержание операций приготовления первых блюд.

На протяжении всего модуля важно сохранить общую согласованность. Каждый результат в модуле должен быть связан с другими результатами, но, кроме этого, он должен соответствовать общей компетентности модуля, названию, а также критериям оценки деятельности.

Студентам предоставляются учебные материалы, содержание которых обеспечивает достижение компетентности. Имея законченную структуру представления, позволяющую использовать современные методы приготовления, студенты самостоятельно изучают пре-доставленные материалы: изучают общую характеристику заправочных супов, правила хранения продуктов для сохранения витаминов, продолжительность тепловой обработки продуктов, механическую кулинарную обработку, приготовление борщевой заправки, схемы приготовления супов.