Мир вокруг нас

Дания КОПЫЛОВА,

воспитатель I  квалификационной категории детского сада  № 77 г. Казани

В течение двух месяцев на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром дети знакомятся с социальной действительностью — мир, который окружает нас: природа, люди, животные.

Задачи:

Познавательные:

– формировать у детей представление о нашей планете Земля. Учить находить и называть правильно объекты окружающего мира – суша, вода, леса, лед на глобусе, макете нашей Земли, соотносить с цветовой гаммой;

– закрепить понятие «живая и неживая природа», давать объяснения этим терминам: живое все растет, питается, к живой природе относятся – любые, животные, растения; к неживой — небо, солнце, дождь, снег;

– классификация животных на диких и домашних;

– повторение времен года;

– формирование элементарных математических представлений: закрепить счет в пределах 3-х, соотношение количества предметов с цифрами в пределах 3-х; закрепление знаний геометрических фигур;

– ориентировка во времени: знание частей суток;

– развития внимания, зрительной памяти, закрепление знаний полученных на занятиях по английскому языку.

Физические:

– учить детей выполнять движения в соответствии с текстом, изображать животных, учить переключаться на разные виды деятельности. Воспитание оценочного отношения к окружающему миру.

Социальные.

– подвести детей к выводу, что необходимо беречь нашу Землю, охранять живую и неживую природу.

Эмоциональные:

– воспитывать желание поделиться своими знаниями с другими — это использование сюрпризного момента «Телепузик», что хорошо переключает на активную работу;

– игровые приемы;

– воображаемая ситуация (путешествие) — раскрепощает детей, делает процесс естественным.

Ход занятия

(Дети с воспитателем входят в группу в одной линии и образуют круг на игровой зоне. Звучит музыка «Вместе весело шагать».)

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим с вами об интересных вещах. Наша Земля живая и прекрасная. Она – общий дом для всех. Космонавты видели нашу Землю, и она казалась им большой голубой звездой. Наша Земля круглая и она все время вращается. Поэтому и бывает день и ночь, разные времена года.

          – Какие времена года вы знаете? Какое время года сейчас?

           – Посмотрите, ребята, я принесла глобус. (Показывает глобус.) Это – макет нашей Земли.

– Какими красками он разукрашен? (Голубой, желтый, коричневый белый.)

          – Больше всего какого цвета? (Голубой – это океаны, моря, реки, озера.)

– А зеленый цвет? (Это – леса. Желтый, оранжевый – суша. Коричневый – горы, чем выше, тем темнее. Белый цвет – снега.)

– Видите, какая разноцветная наша Земля!

Поиграем в игру. Она поможет лучше узнать о нашей планете.

Игра «Что есть на Земле?»

          (Показывает квадраты цветной бумаги – зеленая.)

– Что этот цвет обозначает на глобусе? (Лес.) Что растет в лесу? (Цветы, деревья, кусты.)

          (Показывает синий цвет.)

         – Что обозначает этот цвет? (Море, реки, океаны.)

– Что есть, и что растет и живет в море, реке? (Рыбы, растения – водоросли.)

          Показывает желтый цвет. (Пустыня.)

          Показывает коричневый цвет. (Горы.) Какие горы? (Высокие.)

          Показывает белый цвет. (Снег. Север, холодно.)

          – Ребята, вы хотите отправиться в путешествие по нашей планете? (Квадраты с цветом и темой глобуса.) И так поехали. (Дети выполняют движения все вместе.)

          Мы шагаем, друг за другом (Шагают.)

          Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые порхают (Зеленый.)

В поле бабочки летают (Летают.)

Зайки быстро скачут в поле

Очень весело на воле (Прыгают.)

Подражайте же зайчаткам

Непоседливым ребяткам.

Впереди из-за куста

Смотрит рыжая лиса

Мы лису перехитрим

На носочках побежим. (Бег по кругу.)

          Что это перед нами? (Горы.)

А горы все выше, а горы все круче. А горы уходят под самые тучи. (Руки тянутся вверх.)

Но мы с вами дружно пойдем

В горах мы тропинку найдем (Коричневый.)

Возьмемся за руки очень осторожно,

Держась за руки продвигаемся (Колонна, руки в стороны.)

По горным узким тропинкам идем.

          Где мы с вами находимся? (На Севере.)

          Как холодно здесь. Мы замерзаем с вами? (Белый.)

          Снег да снег лед да лед.

         А по льду пингвин идет. (Изображает движения пингвинов.)

         Очень скользкий лед, но пингвин не упадет.

К чему мы подошли? К речке быстро мы спустились.

Наклонились и умылись. (Движения наклона и умывания.)

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно. (Синий.)

Делать так руками нужно (Движения.)

Вышли на берег гурьбой

И отправились домой.

Молодцы! Давайте пройдем на стульчики

И сядем на свои места. (Звучит музыка «Вместе весело шагать».)

Ребята! На нашей планете всем есть место. Кто обитает на планете? (Люди, животные.)

         А что нужно, чтобы все живое на планете существовало? (Воздух.)

Есть ли на Земле воздух? Где он находится? (Показывает на глобусе воздушную оболочку – атмосферу.) Воздух есть, ребята, в любых местах. Кому нужен воздух для дыхания? (Растениям, животным, людям.)

Давайте покажем как мы дышим?

Эксперимент «на ладошку подуть».

– Есть, дети, на земле вода? Кому нужна вода для жизни? Почему нужно беречь? Что станет, если не будет воды? (Без воды нельзя будет умываться – мы будем грязные. Все погибнет. Мы не должны допустить этого.)

– Есть ли на Земле пища для людей, животных, растений? Что едят люди, животные? Чем питаются растения? (Ответы детей.) Правильно. На земле все живые существа находят для себя питание.

– А что такое природа? (Это – солнце, ветер, облака, птицы, животные и т.д.)

– Что относится к неживой природе? (Солнце, небо, земля, ветер и т.д.)

– Что относится к живой природе? (Растения, люди, птиц, животные.)

– Как живет человек и с кем? (Ответы детей.)

– Правильно. У каждого на планете Земля есть свой дом.

– Посмотрите на картинку. Назовите, какие животные дикие? (Это те, которые не могут жить с человеком. Они сами о себе заботятся.)

          – Каких диких животных вы знаете? (Волк, лиса, медведь, заяц.) (Показывает.)

– Каких животных можно назвать домашними? (Само слово говорит, что они живут дома, рядом с человеком.)

– Назовите домашних животных. (Собака, кошка, куры, корова.) (Показывает.)

           – Ребята, у вас на столе есть картинки. (Лежат рисунком вниз.) Откройте, у каждого из вас есть картинка с животным. Подумайте и решите какое у вас животное домашнее или дикое . У нас на доске два дома. Принесите картинку животного и поставьте в тот дом, где живет это животное. (Идут к доске и выкладывают в ряд.)

           – Ребята! Планета Земля вертится вокруг Солнца и происходит смена суток. Посмотрите на макет (изображены действия детей в разное время суток) и скажите какие части суток есть? (Называют.) Что вы делаете утром, днем, вечером, ночью? (Показывает указкой на макет.)

– Ребята! Вы узнали лесных жителей? (Зайцы, белки, медведь.) Сколько их?

          Игра «День-ночь»

– Ребята, день. Запомните на какой полке сколько животных?

На слово « ночь» – закрываем глаза и положим голову на стол.

Начали.

– День. Что изменилось?

– Ночь.

(Играем три раза.)

          – Молодцы. Сейчас отдохнем.

           Физминутка

          – Встали, дети. («Ветер дует нам в лицо»… и др.)

– Какая у нас планета Земля красивая! Природа радует нас, мы любуемся ею.

– Посмотрите у меня здесь в руках много разных видов природы. Все это живет, существует на планете. Назовем виды природы. (Лес, горы и т.д.)

– Дети, природа на планете Земля красивая. Ее надо беречь. Ребята, а как мы будем ее беречь?

Сейчас поиграем в игру «Хорошо-плохо». Я называю историю, а вы говорите хорошо это или плохо.

          – Сломать ветку у дерева… (Плохо)

          – Посадить новое дерево… (Хорошо)

          – Дергать кошку за хвост… (Плохо)

          – Угостить кошку молоком… (Хорошо)

          – Убрать мусор с лесной полянки… (Хорошо)