Мир бумаги

№ 111

(Занятие по познавательному развитию в группе среднего дошкольного возраста)

Альфия НАЗИПОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №18 «Улыбка» г. Азнакаево

Цели занятия:

– уточнять и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах, об истории ее возникновения, процессе производства, свойствах и разновидностях;

– развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинноследственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой (мнется, рвется, впитывает воду). Заинтересовать детей работой с бумагой;

– развивать инициативу и самостоятельность на основе сотрудничества со взрослым и сверстниками в совместной образовательной деятельности;

– способствовать проявлению любознательности и познавательной мотивации;

– поддерживать интерес к познанию многообразия окружающего мира;

– воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей.

Оборудование: методическая презентация «Путешествие в бумажную страну»,  бумажные поделки, профессор Шариков (сделан из шарика),  материал для продуктивной деятельности; у каждого ребенка на столе контейнер с образцами бумаги: картон, гофрированная, альбомная, газетная, посудки для опытов с бумагой и салфеткой, ножницы, стаканы с водой, салфетки, специальная одежда (халаты) для опытов и головной убор (чепчики); проектор, ноутбук.

Методические приемы:

словесные: вопросы, рассказывание, беседа;

демонстрационный: компьютерная презентация.

Ход занятия

(Дети заходят в группу.)

Упражнение «Подари улыбку другу»

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг,

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель. Ребята, мы подарили друг другу улыбку, а с улыбки, как известно, начинается приятное общение и улучшается настроение!

– Ребята, вы заметили, что к нам пришли гости? Поздоровайтесь с ними еще раз. Среди них есть один очень необычный гость – это знаменитый профессор Шариков (воздушный шарик). Он летает по миру и узнает много интересных вещей. Наверное, он не просто так появился у нас. Посмотрим, какой сюрприз он приготовил для нас. (Воспитатель берет коробку и предлагает детям угадать, что в ней лежит. Дети встряхивают ее, слушают, нюхают и т. п., пробуют угадать, что там лежит.)

– Что лежит в этой коробке нам подскажет загадка:

Я – белая, как снег,

Дружу с карандашом,

Где он пройдет –

Заметочку кладет!

Что это, догадались? (Выслушиваем предположительные ответы детей.)

Дети. Бумага.

Воспитатель. Как вы догадались? Какие слова вам подсказали?

Дети. Слова белая, дружу с карандашом.

Воспитатель. А как вы думаете, для чего нам нужна бумага?

Дети. Чтобы рисовать, книги из нее делают, альбомы, и др.

(Раскрыть коробку и раздать каждому по маленькому контейнеру, рассмотреть содержимое – разные виды бумаги.)

Воспитатель. Шар Шарыч принес нам контейнеры с разными видами бумаги. Видов у бумаги очень много! Есть гладкая/ворсистая, белая/цветная, тонкая/толстая.

Потрогайте образцы и сравните их. Покажите белую/цветную/тонкую, толстую/ворсистую.

(Проводится игра «Найди сходства и различия». Называю виды бумаги, а дети описывают предметы изготовленного из данного вида.)

1. Картон – картонная коробка.

2. Газетная бумага – газета.

3. Цветная бумага – для аппликаций.

4. Рисовальная – альбом.

– Вот видите, какая бумага разная, но называют ее одним словом бумага. Сегодня мы, как настоящие ученые, будем исследовать некоторые свойства бумаги.

Но сначала мы с вами посмотрим небольшое видео, которое поможет нам понять, как появляется бумага.

Представьте, что вы изготавливаете бумагу.

Лесорубы дерево срубили, (имитация движение топора)

На станке на части разделили, (руками разводят в разные стороны)

Чурбачки на щепки порубили, (стучат ребром ладони о другую ладонь)

И в растворе долго их варили, (имитация движений поварешки)

А потом всю жидкость отжимают, (отжимают руками)

Валиком утюжат, сушат, гладят. (имитация движений утюга)

Так выходит чистый лист бумаги (показ двух ладоней, поднятых вверх)

Для журнала, книги и тетради. («открывают» две сложенные ладони)

Итак, ребята, теперь вы знаете, как изготавливается бумага, и процесс ее изготовления очень долгий и сложный.

А мы возвращаемся к профессору Шарикову для изучения видов и свойств бумаги. Как вы знаете, все ученые проводят свои исследования и опыты в лаборатории. Профессор Шариков поможет нам очутиться в лаборатории. (Воспитатель и дети берутся за руки и идут по кругу.)

– Ты лети, лети, лети, И меня с собой неси.

Раз, два, три, Мы в лаборатории, внутри.

– Ух ты, вот мы и в лаборатории! Сейчас мы будем проводить опыты с бумагой, чтоб узнать ее свойства, а профессор Шариков будет за нами наблюдать!

1-й опыт – «Бумага мнется»

Воспитатель. Хотите узнать, можно ли бумагу смять, мнется ли она? Попробуйте смять ее. Получилось? А какая бумага смялась легко и очень сильно? А какая нет? Правильно, самая тонкая. Но все-таки бумага мнется всякая, и толстая, и тонкая, и белая, и цветная. А теперь попробуйте бумагу распрямить, получается?

Дети. Нет, бумага не принимает до конца прежнюю форму.

Вывод: воспитатель демонстрирует карточку-схему «Бумага мнется».

Упражнение на дыхание  – «Подуй на комочек».

2-й опыт – «Бумага рвется»

– А теперь попробуйте бумагу порвать. Вся ли порвалась? (Вся) Какая легче, какая сложнее? (Тонкая – легче, толстая – сложнее.)

Вывод: воспитатель демонстрирует карточку-схему «Бумага рвется».

3-й опыт – «Бумагу можно разрезать»

Воспитатель. А сейчас мы с вами выясним, вся ли бумага легко режется. Перед вами бумага, приступайте!

Дети. Нет ножниц.

Воспитатель. Принесите себе ножницы сами, пожалуйста.

Воспитатель. Вся бумага разрезалась? Какая легче, какая труднее?

Дети. Вся. Но плотную – сложнее, тонкую – легче.)

Вывод: бумагу можно разрезать. (Карточка-схема «Бумагу можно разрезать».)

4-й опыт – «Бумага намокает»

(Возле каждого ребенка стоит емкость с водой и лежат два квадратика бумаги: салфетка и альбомная.)

Воспитатель. Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода. Опустите кусочки бумаги в воду. Что произошло?

Дети. Бумага намокла.

Воспитатель. Какая быстрее намокла?

Дети. Салфетки сразу размокли.

Воспитатель. Попробуйте взять их руками, что происходит?

Дети. Они порвались. Альбомный лист размокает дольше, потому что он толще салфеток.

Воспитатель. А сейчас сделаем вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой. Бумага – материал непрочный. (Карточка-схема «Бумага намокает».)

Игра «Бывает-не бывает»

Воспитатель. Ребята, я буду называть вам предмет, если он из бумаги, вы хлопаете в ладоши, если нет – приседаете.

Книга, стул, конверт, яблоко, альбом, зеркало, газета, салфетка, ваза, журнал и др.

Воспитатель. Мы с вами сейчас нарисуем, но не на бумаге, а как древние люди на восковых дощечках. Нарисуем снежинку. (Дети рисуют.) Какие вы молодцы!

Итог

Воспитатель. Вы узнали, какой длинный путь проходит бумага пока попадет к нам. Скоро вы пойдете в школу и будете читать не только сказки, рассказы, но и разные учебники, из которых узнаете много интересного. Вы будете не только рисовать, но и писать. Никогда не забывайте, сколько людей трудилось, чтобы у вас были книги, тетради. Относитесь к ним бережно.

Бумага – материал непрочный. Вот поэтому, ребята, надо бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги и не портить, не выбрасывать бумагу понапрасну, ведь каждый лист бумаги сделан из дерева! И если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев!

Сюрпризный момент.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы сегодня порадовали профессора Шарикова своими знаниями и умениями. И он хочет подарить вам на память предмет, сделанный из бумаги и шарика. Это –такие смешные смайлики! (Вручение сюрпризов.)