Методика проведения опытов с биологическими объектами на уроках биологии
Методика проведения опытов с биологическими объектами на уроках биологии
Юлия САЛЮКОВА,
учитель гимназии №8
г. Казани
Задание 1 по теме: «Роль опытно-экспериментальной работы по биологии в учебном процессе»
Вопросы для дискуссии:
- Методы проблемно-поискового обучения.
- Лабораторные работы и практические занятия.
- Повышение эффективности проведения лабораторных работ и практических занятий.
- Технологичность предоставляемого педагогического опыта.
Ключевые слова: Практические методы, опытно-экспериментальная работа, образовательные потребности.
Вопросы для самоконтроля и рефлексии:
- Повышение эффективности лабораторных и практических работ.
- Технологичность организации лабораторных и практических работ.
- Проблемы реализации образовательных потребностей.
Итоговое задание: Составление карты памяти по теме «Методы проблемно-поискового обучения».
Задание 2 по теме: «Система подготовки учителя к проведению лабораторных и практических работ по биологии»
Основные вопросы для обсуждения :
- Методика подготовки к проведению лабораторных и практических работ
- Типы наблюдений
- Условия реализации образовательных задач на лабораторных работах.
- Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учеников.
Ключевые слова: образовательные задачи, лабораторные работы, культивирование микроорганизмов.
Вопросы для самоконтроля и рефлексии:
- Созерцательное и действенное наблюдение ботанических объектов.
- Правила оказания первой доврачебной помощи при повреждениях различных систем органов человека.
- Условия реализации образовательных задач.
Задания для аудиторного занятия:
- Организационный этап. Из тематического плана Рабочей программы по биологии выберите несколько разделов для конструирования тематического плана с включением в него уроков, с использованием лабораторных работ. Разбейтесь на несколько групп, по числу параллелей (5 – е,6–е…11– е).
- Работа по группам «Мозговой штурм»: предложите, как можно больше тем для проектов. Ознакомьтесь со «Шпаргалкой». Создайте на компьютере свой вариант лабораторной работы по теме на ваш выбор.
- Представьте результаты всем присутствующим (по одному выступающему от группы). Участвуйте в обсуждении своих разделов и разделов других групп. Найдите достоинства и недостатки. Помните об одаренных детях и возможностях построения индивидуальных образовательных траекторий.
- Подведение итогов. Объедините все части в единый документ. Сформулируйте вывод по всей работе.
Шпаргалка
Концепция лабораторной работы:
- Название лабораторной работы.
- Проблема. Гипотеза.
- Цель.
- Задачи.
- Целевая аудитория.
- Мотивационный аспект.
- Срок, место и время выполнения.
- План реализации.
- Необходимые ресурсы.
- Планируемый конечный результат лабораторной работы.
Задание 3 по теме: «Техника безопасности (ТБ) при проведении опытно-экспериментальной работы»
Темы для самоконтроля:
1.Инструкция по технике безопасности на лабораторных и практических занятиях. 2.Инструктаж по технике безопасности при проведении лабораторных и практических занятиях.
3.Хранение документации по ТБ.
- Паспортизация кабинета биологии.
- Правила поведения учащихся в кабинете биологии.
6.Перспективный план работы кабинета биологии.
Задания для аудиторного занятия:
1.Организационный этап. Разбейтесь на 6 групп. Выберите для создания любой из вышеперечисленных пунктов из тем самоконтроля.
- Работа по группам. Создайте на компьютере свою часть работы.
- Представление работы групп. Объясните всем присутствующим (по одному выступающему от группы) главные аспекты своего вопроса. Участвуйте в обсуждении работ друг друга, найдите достоинства и недостатки.
- Подведение итогов. Объедините все части в единый документ. Сформулируйте вывод по всей работе.
5.Создайте единую нормативную базу по теме: «Техника безопасности (ТБ) при проведении опытно-экспериментальной работы».
Задание 4 по теме: «Основные структурные элементы лабораторных и практических занятий».
Темы для самоконтроля:
1.Основные структурные элементы лабораторных и практических занятий.
2.Признаки проблемно-поисковых учебных занятий.
3.План/технологическая карта урока.
4.Мониторинг образовательных результатов.
5.Методика выявления образовательных потребностей.
6.Ключевые характеристики и параметры предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
Самостоятельное индивидуальное задание:
Виды лабораторных/практических занятий | |
В зависимости от задач, решаемых на лабораторных занятиях, различают:
· ознакомительные лабораторные занятия, которые проводятся с целью закрепления и конкретизации изученного теоретического материала, а также для изучение конструктивных особенностей, устройство средств производственной деятельности (оборудования, инструментов приспособлений ) и средств исследовательской деятельности (испытательных установок, приборов), а также их наладки и настройки; · экспериментальные лабораторные занятия, которые проводятся целью получение новой информации на основе формализованных методов, обеспечивающих накопление знаний, умений и практического опыта и включают экспериментальные и исследовательские задания: по изучению и отработке методики проведения различных исследований; по конструированию, переконструированию и доконструированию различных схем и приспособлений; по исследованию влияния различных факторов на свойства объектов; по определению степени соответствия экспериментальных и расчетных данных; по проверке, иллюстрации, подтверждению законов, закономерностей и т.д.; · творческие лабораторные занятия (проблемно-поисковые работы), которые ставят соей целью получение новой информации на основе формализованных методов и обеспечивают накопление знаний, умений и практического опыта, а также включают постановку и проведение экспериментов и отличаются они только степенью проблемности экспериментальных задач, при этом речь идет об уровнях проблемности этих задач: новизне объектов, условий, в которых проводится эксперимент по сравнению с известными ранее (к этой группе лабораторных работ относятся и работы по проверке различных гипотез учебного и научного уровня проблемности). |
В зависимости от задач, решаемых на практических занятиях, различают:
· практическое занятие на применение знаний и умений (применение теоретических положений в условиях решения учебных задач и выполнения упражнений по образцу); · практическое занятие формирования умений и практического опыта (самостоятельное творческое использование сформированных умений и практического опыта); · практическое занятие на углубление сформированных компетенций (обобщение и систематизация усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных умений и сформированного практического опыта); · интегрированное практическое занятие (установление внутридисциплинарных и междисциплинарных связей, изучение связи дисциплины с другими дисциплинами профессионального цикла); · практикумы: установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие, обобщающие (процесс формирования конструктивных умений обучающихся, неформальному усвоению учебного материала). |
Используя материалы таблицы и технологию «круги Венна», сделать графический анализ –сравнение видов и форм лабораторных и практических работ, найти общие признаки и черты различия.
Задание 5 по теме «Проблемы реализации образовательных потребностей обучающихся»
Вопросы для обсуждения:
1.Образовательные потребности учащихся 5– 9 классов в области прикладной биологии.
2.Проблемы реализации образовательных потребностей.
3.Основные цели и задачи изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей.
4.Методика выявления образовательных потребностей.
- Мониторинг образовательных потребностей.
Задания для аудиторного занятия. Мини-конференция «Мониторинг образовательных потребностей обучающихся на уроках биологии»
1.Организационный этап. Разбейтесь на группы. Выберите для создания любой из вышеперечисленных пунктов из вопросов для обсуждения.
- Работа по группам. Интернет-ресурсы создайте на компьютере свою минипрезентацию по выбранному вопросу.
- Представление работы групп. Объясните всем присутствующим (по одному выступающему от группы) главные аспекты своего вопроса. Участвуйте в обсуждении работ друг друга , найдите достоинства и недостатки.
- Подведение итогов. Объедините все части в единый проект. Сформулируйте вывод по всей работе.
Задание 6 по теме: «Методическая лаборатория учителя биологии».
Вопросы для обсуждения
1.Кабинет биологии как творческая лаборатория.
2.Структурирование методических разработок и дидактических материалов учителя.
3.Сайт учителя биологии.
4.Требования к учителю по подготовке лабораторных и практических работ.
5.Содержание работ по биологии.
6.Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учеников. Способы проблемно-поискового обучения.
7.Проблемно-поисковые задания
Тематика заданий для индивидуального контроля :
1.Составить интеллект-карту «Современный кабинет биологии».
2.Составить дизайн-проект современного кабинета биологии.
- Написать дорожную карту для создания сайта учителя биологии.
4.Составить банк проблемно-поисковых заданий для определенного курса биологии.
5.Составить методические рекомендации для структурирования методических разработок и дидактических материалов учителя биологии.