Методика проведения опытов с биологическими объектами на уроках биологии

Методика проведения опытов с биологическими объектами на уроках биологии

 

Юлия САЛЮКОВА,

учитель гимназии №8

 г. Казани

 

 

 

Задание 1 по теме: «Роль опытно-экспериментальной работы по биологии в учебном процессе»

Вопросы для дискуссии:

  1. Методы проблемно-поискового обучения.
  2. Лабораторные работы и практические занятия.
  3. Повышение эффективности проведения лабораторных работ и практических занятий.
  4. Технологичность предоставляемого педагогического опыта.

Ключевые слова: Практические методы, опытно-экспериментальная работа, образовательные потребности.

Вопросы для самоконтроля и рефлексии:

  1. Повышение эффективности лабораторных и практических работ.
  2. Технологичность организации лабораторных и практических работ.
  3. Проблемы реализации образовательных потребностей.

Итоговое задание: Составление карты памяти по теме «Методы проблемно-поискового обучения».

Задание 2 по теме: «Система подготовки учителя к проведению лабораторных и практических работ по биологии»

Основные вопросы для обсуждения :

  1. Методика подготовки к проведению лабораторных и практических работ
  2. Типы наблюдений
  3. Условия реализации образовательных задач на лабораторных работах.
  4. Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учеников.

Ключевые слова: образовательные задачи, лабораторные работы, культивирование микроорганизмов.

Вопросы для самоконтроля и рефлексии:

  1. Созерцательное и действенное наблюдение ботанических объектов.
  2. Правила оказания первой доврачебной помощи при повреждениях различных систем органов человека.
  3. Условия реализации образовательных задач.

Задания для аудиторного занятия:

  1. Организационный этап. Из тематического плана Рабочей программы по биологии выберите несколько разделов для конструирования тематического плана с включением в него уроков, с использованием лабораторных работ. Разбейтесь на несколько групп, по числу параллелей (5 – е,6–е…11– е).
  2. Работа по группам «Мозговой штурм»: предложите, как можно больше тем для проектов. Ознакомьтесь со «Шпаргалкой». Создайте на компьютере свой вариант лабораторной работы по теме на ваш выбор.
  3. Представьте результаты всем присутствующим (по одному выступающему от группы). Участвуйте в обсуждении своих разделов и разделов других групп. Найдите достоинства и недостатки. Помните об одаренных детях и возможностях построения индивидуальных образовательных траекторий.
  4. Подведение итогов. Объедините все части в единый документ. Сформулируйте вывод по всей работе.

Шпаргалка

Концепция лабораторной работы:

  1. Название лабораторной работы.
  2. Проблема. Гипотеза.
  3. Цель.
  4. Задачи.
  5. Целевая аудитория.
  6. Мотивационный аспект.
  7. Срок, место и время выполнения.
  8. План реализации.
  9. Необходимые ресурсы.
  10. Планируемый конечный результат лабораторной работы.

Задание 3 по теме: «Техника безопасности (ТБ) при проведении опытно-экспериментальной работы»

Темы для самоконтроля:

1.Инструкция по технике безопасности на лабораторных и практических занятиях.     2.Инструктаж по технике безопасности при проведении лабораторных и практических занятиях.

3.Хранение документации по ТБ.

  1. Паспортизация кабинета биологии.
  2. Правила поведения учащихся в кабинете биологии.

6.Перспективный план работы кабинета биологии.

Задания для аудиторного занятия:

1.Организационный этап. Разбейтесь на 6 групп. Выберите для создания любой из вышеперечисленных пунктов из тем самоконтроля.

  1. Работа по группам. Создайте на компьютере свою часть работы.
  2. Представление работы групп. Объясните всем присутствующим (по одному выступающему от группы) главные аспекты своего вопроса. Участвуйте в обсуждении работ друг друга, найдите достоинства и недостатки.
  3. Подведение итогов. Объедините все части в единый документ. Сформулируйте вывод по всей работе.

5.Создайте единую нормативную базу по теме: «Техника безопасности (ТБ) при проведении опытно-экспериментальной работы».

Задание 4 по теме: «Основные структурные элементы лабораторных и практических занятий».

Темы для самоконтроля:

1.Основные структурные элементы лабораторных и практических занятий.

2.Признаки проблемно-поисковых учебных занятий.

3.План/технологическая карта урока.

4.Мониторинг образовательных результатов.

5.Методика выявления образовательных потребностей.

6.Ключевые характеристики и параметры предметных, метапредметных и личностных результатов образования.

Самостоятельное индивидуальное задание:

Виды лабораторных/практических занятий
В зависимости от задач, решаемых на лабораторных занятиях, различают:

·        ознакомительные лабораторные занятия,  которые проводятся с целью закрепления и конкретизации изученного теоретического материала, а также для изучение конструктивных особенностей, устройство средств производственной деятельности (оборудования, инструментов приспособлений ) и средств исследовательской деятельности (испытательных установок, приборов), а также их наладки и настройки;

·        экспериментальные лабораторные занятия, которые проводятся целью получение новой информации на основе формализованных методов, обеспечивающих накопление знаний, умений и практического опыта и  включают экспериментальные и исследовательские задания: по изучению и отработке методики проведения различных исследований; по конструированию, переконструированию и доконструированию различных схем и приспособлений; по исследованию влияния различных факторов на свойства объектов; по определению степени соответствия экспериментальных и расчетных данных; по проверке, иллюстрации, подтверждению законов, закономерностей и т.д.;

·        творческие лабораторные занятия (проблемно-поисковые работы), которые ставят соей целью получение новой информации на основе формализованных методов и обеспечивают накопление знаний, умений и практического опыта, а также включают постановку и проведение экспериментов и отличаются они только степенью проблемности экспериментальных задач, при этом речь идет об уровнях проблемности этих задач: новизне объектов, условий, в которых проводится эксперимент по сравнению с известными ранее (к  этой группе лабораторных работ относятся и работы по проверке различных гипотез учебного и научного уровня проблемности).

В зависимости от задач, решаемых на практических занятиях, различают:

·               практическое занятие на применение знаний и умений (применение теоретических положений в условиях решения учебных задач и выполнения упражнений по образцу);

·        практическое занятие формирования умений и практического опыта (самостоятельное творческое использование сформированных умений и практического опыта);

·        практическое занятие на углубление сформированных компетенций (обобщение и систематизация усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных умений и сформированного практического опыта);

·        интегрированное практическое занятие (установление внутридисциплинарных и междисциплинарных связей, изучение связи дисциплины с другими дисциплинами профессионального цикла);

·        практикумы: установочные, иллюстративные, тренировочные, исследовательские, творческие, обобщающие (процесс формирования конструктивных умений обучающихся, неформальному усвоению учебного материала).

Используя материалы таблицы  и технологию «круги Венна», сделать графический анализ –сравнение видов и форм лабораторных и практических работ, найти общие признаки и черты различия.

Задание 5 по теме «Проблемы реализации образовательных потребностей обучающихся»

Вопросы для обсуждения:

1.Образовательные потребности учащихся 5– 9 классов в области прикладной  биологии.

2.Проблемы реализации образовательных потребностей.

3.Основные цели и задачи изучения образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей.

4.Методика выявления образовательных потребностей.

  1. Мониторинг образовательных потребностей.

Задания для аудиторного занятия. Мини-конференция «Мониторинг образовательных потребностей обучающихся на уроках биологии»

1.Организационный этап. Разбейтесь на группы. Выберите для создания любой из вышеперечисленных пунктов из вопросов для обсуждения.

  1. Работа по группам. Интернет-ресурсы создайте на компьютере свою минипрезентацию по выбранному вопросу.
  2. Представление работы групп. Объясните всем присутствующим (по одному выступающему от группы) главные аспекты своего вопроса. Участвуйте в обсуждении работ друг друга , найдите достоинства и недостатки.
  3. Подведение итогов. Объедините все части в единый проект. Сформулируйте вывод по всей работе.

Задание 6 по теме: «Методическая лаборатория учителя биологии».

Вопросы для обсуждения

1.Кабинет биологии как творческая лаборатория.

2.Структурирование методических разработок и дидактических материалов учителя.

3.Сайт учителя биологии.

4.Требования к учителю по подготовке лабораторных и практических работ.

5.Содержание работ по биологии.

6.Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учеников. Способы проблемно-поискового обучения.

7.Проблемно-поисковые задания

Тематика заданий для индивидуального контроля :

1.Составить интеллект-карту «Современный  кабинет биологии».

2.Составить дизайн-проект современного кабинета биологии.

  1. Написать дорожную карту для создания сайта учителя биологии.

4.Составить банк проблемно-поисковых заданий для определенного курса биологии.

5.Составить методические рекомендации для структурирования методических разработок и дидактических материалов учителя биологии.