Методика организации исследования имиджа в управленческой деятельности руководителя УО на примере Актанышской гуманитарной гимназии-интерната для одаренных детей

 

Рамис ХАСАНОВ,

учитель истории и обществознания гуманитарной Актанышской. гимназии-интерната для одаренных детей

Понятие «имидж» давно на слуху. Как это ни покажется неожиданным, но первыми активно начали работать с ним экономисты, занимающиеся предпринимательством. Известен такой факт, когда американский экономист Болдуинг в 60-х годах XX в. ввел в деловой оборот понятие «имидж» и обосновал его полезность для делового преуспевания [1].

В данном исследовании была организована опытно-поисковая работа по проблеме формирования имиджа руководителя образовательного учреждения.

В настоящее время в школе сформировался стабильный педагогический коллектив, штат укомплектован на 97%. В общеобразовательном учреждении создана система повышения профессиональной квалификации педагогов, постоянно совершенствуются условия для профессиональной самореализации всех педагогов. Каждому педагогу предоставлена возможность повысить свою квалификацию через различные формы обучения: очные и дистанционные курсы повышения квалификации в НГПУ, КФУ, семинары, вебинары, городские методические объединения, внутрифирменное повышение квалификации, обеспечение методической, периодической литературой и др.

Успех деятельности руководителя определяется не только непосредственно профессиональными компетенциями, но и его личностными качествами, способностями налаживать контакты и взаимопонимание с подчиненными. Одна из самых важных функций директора школы – правильное распределение обязанностей между членами административной команды. От этого во многом зависит управленческая культура общеобразовательной организации. В административную команду входят работники, осуществляющие управленческие функции: заместители, заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе, главный бухгалтер.

Для того чтобы команда работала эффективно, необходимо четкое взаимодействие всех ее членов, способных к реализации основных командных ролей и вместе с тем сохранивших разнообразие личностных качеств и талантов. Сохранение команды зависит от сохранения ее баланса, духа, динамики, планирования хорошо продуманных встреч, обеспечение хорошей коммуникации, при этом у каждого члена команды есть свои полномочия [3].

В данном исследовании были определены взгляды на важность отдельных личностных качеств у руководителя образовательной организации. В данном исследовании приняли участие учителя данного учреждения (42 педагога).

Вопросам взаимоотношений в школе уделяется особое внимание. Так, с целью выявления уровней этичных взаимоотношений руководителя с педагогами проводилось анкетирование «Руководитель общеобразовательной организации глазами педагогов – оценка личностных качеств». Педагогам для оценки предлагались только те качества, которые, по нашему мнению, оказывают влияние на характер взаимоотношений руководителя с подчиненными. В этой анкете содержатся различные вопросы служебного этикета, которые позволят проанализировать собственное поведение с позиций влияния этикетных норм на служебные отношения.

Анкета для педагогов «Руководитель общеобразовательной организации глазами педагогов – оценка личностных качеств» предусматривала следующие вопросы:

  1. Тепло относится к педагогам, внимательно относится к их нуждам;
  2. Прислушивается к замечаниям педагогов, не мстит за критику;
  3. Умеет поддерживать на работе доброе, хорошее настроение;
  4. Выдержан, сгоряча не кричит;
  5. Объективен ко всем, не делит людей на своих и чужих;
  6. Умело содействует разрешению конфликтов;
  7. Прежде чем потребовать, ясно объяснит, что сделать и к какому сроку;
  8. В работе педагогов скорее отметит хорошее, чем плохое;
  9. Умеет находить общий язык с людьми, убеждать.

Технологию оценки:

3 балла – проявляет данные качества;

2 балла – проявляет иногда;

1 балл – не проявляет данные качества.

Данное анкетирование показало следующие результаты:

  1. Тепло относится к педагогам, внимательно относится к их нуждам: 75% педагогов считают, что руководитель проявляет данное качество, 25% считают, что проявляет иногда;
  2. Прислушивается к замечаниям педагогов, не мстит за критику: Единогласно считают все педагоги 100% – проявляет данные качества;
  3. Умеет поддерживать на работе доброе, хорошее настроение: по данному вопросу 80% педагогов читают, что руководитель проявляет данные качества, 20% – проявляет иногда;
  4. Выдержан, сгоряча не кричит: 60% опрошенных педагогов считают, что руководитель проявляет данные качества, 25% – проявляет иногда, и 15% педагогов считают, что не проявляет данные качества;
  5. Объективен ко всем, не делит людей на своих и чужих: все педагоги 100% считают, что руководителем проявляются данные качества;
  6. Умело содействует разрешению конфликтов: большинство педагогов, а именно 85%, считают, что руководитель проявляет данные качества; 15% – проявляет иногда;
  7. Прежде чем потребовать, ясно объяснит, что сделать и к какому сроку: все педагоги согласились – 100% (по данному вопросу), что руководитель проявляет данные качества;
  8. Умеет находить общий язык с людьми, убеждать: по данному вопросу ответили – 80%педагогов, что руководитель проявляет данные качества; 20% проявляет иногда;
  9. В работе педагогов скорее отметит хорошее, чем плохое: 75% считают, что проявляет данные качества; 25% – проявляет иногда.

Таким образом, по результатам самообследования, организованного руководителем в 2021-2022 учебном году реализация управленческой деятельности осуществлялась на достаточном уровне.

В процессе исследования выявляется тип руководства [2]:

директивный: ориентация на собственное мнение и оценки, стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки, игнорирование инициативы, творческой активности людей, единоличное принятие решений, контроль за действиями подчиненных;

попустительский: снисходительность к работникам, отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными, склонность перекладывать ответственность в принятии решений;

коллегиальный: требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины, стремление делегировать полномочия и разделить ответственность, демократичность в принятии решения.

Результаты анкетирования показали, что уровень развития имиджа в школе довольно высок. Однако есть основания выделить следующие проблемы:

– недостаточно развитая система нематериального стимулирования труда;

– недовольство ряда сотрудников состоянием социально-психологического климата (аспект поддержки и теплоты во взаимоотношениях).

Полученные данные позволяют дать общую характеристику имиджа современного руководителя школы. Это образ высококвалифицированного педагога, глубоко понимающего ценность образования, социально ориентированного, пользующегося авторитетом у коллег, подчинённых, родителей и детей, который умеет произвести впечатление о себе, но при этом не в полной мере ощущает себя профессиональным управленцем и не обладает требуемым для этого мастерством коммуникации. В основе стиля руководства школы находится коллегиальный стиль, в котором требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины.

Руководитель в своей работе стремится делегировать полномочия и разделить ответственность с другими работниками, проявляет демократичность в принятии решения. Таким образом, мнения сотрудников и руководителя в целом совпали, коллектив положительно оценивает работу директора, что, возможно, объясняется его коллегиальным (демократичным) стилем руководства. В процессе стимулирования следует обратить внимание на моральные и социальные меры (а не только материальные).

Список использованной литературы

  1. Алехина, И. Имидж и этикет делового человека / И. Алехина. – М.: Дело, 2001. – 112 с.
  2. Березина, Д.В. Психологические условия формирования имиджа руководителя учреждения образования: дисс… канд. псих. наук / Д.В. Березина. – Новосибирск, 2006. – 235 с.
  3. Березина, Д.В. Социально-психологическое значение имиджа в практике управления персоналом / Д.В. Березина // Научно-практический вестник педагогических инноваций. – Новосибирск, 2006. – №4. – С. 2 – 5.