Методика организации исследования имиджа в управленческой деятельности руководителя УО на примере Актанышской гуманитарной гимназии-интерната для одаренных детей
Рамис ХАСАНОВ,
учитель истории и обществознания гуманитарной Актанышской. гимназии-интерната для одаренных детей
Понятие «имидж» давно на слуху. Как это ни покажется неожиданным, но первыми активно начали работать с ним экономисты, занимающиеся предпринимательством. Известен такой факт, когда американский экономист Болдуинг в 60-х годах XX в. ввел в деловой оборот понятие «имидж» и обосновал его полезность для делового преуспевания [1].
В данном исследовании была организована опытно-поисковая работа по проблеме формирования имиджа руководителя образовательного учреждения.
В настоящее время в школе сформировался стабильный педагогический коллектив, штат укомплектован на 97%. В общеобразовательном учреждении создана система повышения профессиональной квалификации педагогов, постоянно совершенствуются условия для профессиональной самореализации всех педагогов. Каждому педагогу предоставлена возможность повысить свою квалификацию через различные формы обучения: очные и дистанционные курсы повышения квалификации в НГПУ, КФУ, семинары, вебинары, городские методические объединения, внутрифирменное повышение квалификации, обеспечение методической, периодической литературой и др.
Успех деятельности руководителя определяется не только непосредственно профессиональными компетенциями, но и его личностными качествами, способностями налаживать контакты и взаимопонимание с подчиненными. Одна из самых важных функций директора школы – правильное распределение обязанностей между членами административной команды. От этого во многом зависит управленческая культура общеобразовательной организации. В административную команду входят работники, осуществляющие управленческие функции: заместители, заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе, главный бухгалтер.
Для того чтобы команда работала эффективно, необходимо четкое взаимодействие всех ее членов, способных к реализации основных командных ролей и вместе с тем сохранивших разнообразие личностных качеств и талантов. Сохранение команды зависит от сохранения ее баланса, духа, динамики, планирования хорошо продуманных встреч, обеспечение хорошей коммуникации, при этом у каждого члена команды есть свои полномочия [3].
В данном исследовании были определены взгляды на важность отдельных личностных качеств у руководителя образовательной организации. В данном исследовании приняли участие учителя данного учреждения (42 педагога).
Вопросам взаимоотношений в школе уделяется особое внимание. Так, с целью выявления уровней этичных взаимоотношений руководителя с педагогами проводилось анкетирование «Руководитель общеобразовательной организации глазами педагогов – оценка личностных качеств». Педагогам для оценки предлагались только те качества, которые, по нашему мнению, оказывают влияние на характер взаимоотношений руководителя с подчиненными. В этой анкете содержатся различные вопросы служебного этикета, которые позволят проанализировать собственное поведение с позиций влияния этикетных норм на служебные отношения.
Анкета для педагогов «Руководитель общеобразовательной организации глазами педагогов – оценка личностных качеств» предусматривала следующие вопросы:
- Тепло относится к педагогам, внимательно относится к их нуждам;
- Прислушивается к замечаниям педагогов, не мстит за критику;
- Умеет поддерживать на работе доброе, хорошее настроение;
- Выдержан, сгоряча не кричит;
- Объективен ко всем, не делит людей на своих и чужих;
- Умело содействует разрешению конфликтов;
- Прежде чем потребовать, ясно объяснит, что сделать и к какому сроку;
- В работе педагогов скорее отметит хорошее, чем плохое;
- Умеет находить общий язык с людьми, убеждать.
Технологию оценки:
3 балла – проявляет данные качества;
2 балла – проявляет иногда;
1 балл – не проявляет данные качества.
Данное анкетирование показало следующие результаты:
- Тепло относится к педагогам, внимательно относится к их нуждам: 75% педагогов считают, что руководитель проявляет данное качество, 25% считают, что проявляет иногда;
- Прислушивается к замечаниям педагогов, не мстит за критику: Единогласно считают все педагоги 100% – проявляет данные качества;
- Умеет поддерживать на работе доброе, хорошее настроение: по данному вопросу 80% педагогов читают, что руководитель проявляет данные качества, 20% – проявляет иногда;
- Выдержан, сгоряча не кричит: 60% опрошенных педагогов считают, что руководитель проявляет данные качества, 25% – проявляет иногда, и 15% педагогов считают, что не проявляет данные качества;
- Объективен ко всем, не делит людей на своих и чужих: все педагоги 100% считают, что руководителем проявляются данные качества;
- Умело содействует разрешению конфликтов: большинство педагогов, а именно 85%, считают, что руководитель проявляет данные качества; 15% – проявляет иногда;
- Прежде чем потребовать, ясно объяснит, что сделать и к какому сроку: все педагоги согласились – 100% (по данному вопросу), что руководитель проявляет данные качества;
- Умеет находить общий язык с людьми, убеждать: по данному вопросу ответили – 80%педагогов, что руководитель проявляет данные качества; 20% проявляет иногда;
- В работе педагогов скорее отметит хорошее, чем плохое: 75% считают, что проявляет данные качества; 25% – проявляет иногда.
Таким образом, по результатам самообследования, организованного руководителем в 2021-2022 учебном году реализация управленческой деятельности осуществлялась на достаточном уровне.
В процессе исследования выявляется тип руководства [2]:
– директивный: ориентация на собственное мнение и оценки, стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки, игнорирование инициативы, творческой активности людей, единоличное принятие решений, контроль за действиями подчиненных;
– попустительский: снисходительность к работникам, отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными, склонность перекладывать ответственность в принятии решений;
– коллегиальный: требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины, стремление делегировать полномочия и разделить ответственность, демократичность в принятии решения.
Результаты анкетирования показали, что уровень развития имиджа в школе довольно высок. Однако есть основания выделить следующие проблемы:
– недостаточно развитая система нематериального стимулирования труда;
– недовольство ряда сотрудников состоянием социально-психологического климата (аспект поддержки и теплоты во взаимоотношениях).
Полученные данные позволяют дать общую характеристику имиджа современного руководителя школы. Это образ высококвалифицированного педагога, глубоко понимающего ценность образования, социально ориентированного, пользующегося авторитетом у коллег, подчинённых, родителей и детей, который умеет произвести впечатление о себе, но при этом не в полной мере ощущает себя профессиональным управленцем и не обладает требуемым для этого мастерством коммуникации. В основе стиля руководства школы находится коллегиальный стиль, в котором требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины.
Руководитель в своей работе стремится делегировать полномочия и разделить ответственность с другими работниками, проявляет демократичность в принятии решения. Таким образом, мнения сотрудников и руководителя в целом совпали, коллектив положительно оценивает работу директора, что, возможно, объясняется его коллегиальным (демократичным) стилем руководства. В процессе стимулирования следует обратить внимание на моральные и социальные меры (а не только материальные).
Список использованной литературы
- Алехина, И. Имидж и этикет делового человека / И. Алехина. – М.: Дело, 2001. – 112 с.
- Березина, Д.В. Психологические условия формирования имиджа руководителя учреждения образования: дисс… канд. псих. наук / Д.В. Березина. – Новосибирск, 2006. – 235 с.
- Березина, Д.В. Социально-психологическое значение имиджа в практике управления персоналом / Д.В. Березина // Научно-практический вестник педагогических инноваций. – Новосибирск, 2006. – №4. – С. 2 – 5.