Методический приём «кластер» как развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках английского языка

Илсия ЗАМАЛЕТДИНОВА,

учитель английского языка лицея №12 г. Лениногорска

Перед нами всегда стоит проблема поиска путей повышения познавательного интереса учеников к изучению языка, укрепления их положительной мотивации в учении. Одной из возможностей решения данной проблемы является использование технологии развития критического мышления.

Критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления.

Технология критического мышления дает ученику:

– повышение эффективности восприятия информации;

– повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

– умение критически мыслить;

– умение ответственно относиться к собственному образованию;

— умение работать в сотрудничестве с другими;

– повышение качества образования учеников;

Технология критического мышления дает учителю:

– умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

– возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

– стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;

Как вы видите, технология развития критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Приём технологии критического мышления «кластер», который я использую в своей практике для развития и формирования новых мыслительных форм, которые способствуют более полному усвоению учебного материала, позволяют учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создают базу для новых типов человеческой деятельности. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Кластер («гроздь», «пучок», «созвездие») – графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.

Технология составления

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
  2. Вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Правила составления очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе.

Возможности использования:

– при систематизации, повторении материала;

– при работе с текстом;

– при повторении в начале урока;

– при введении в тему;

– при сборе необходимого языкового материала;

– при контроле.

В основе данной технологии – трехфазовая структура занятия: вызов, осмысление содержания, рефлексия.

На стадии вызова я использую составление кластера. Это позволяет всем обучающимся активно вспомнить слова по теме, дополнять друг друга, наглядно видеть знакомые ранее и изученные на этом уроке слова. Данный прием направлен на активизацию лексического материала и систематизацию вокабуляра обучающихся.

Стадия осмысления содержания: система кластеров позволяет охватить достаточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Делая записи, зарисовки для памяти, обучающиеся интуитивно распределяют их особым образом, компонуют по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала.

В средних и старших классах кластер незаменим при работе с лексикой. Можно использовать при введении нового материала, активизации употребления лексики в речи. Дети составляют кластеры по различным темам, используют их в презентациях.

В старших классах кластер необходим при систематизации материала по словообразованию. Задание: сгруппировать слова в кластере соответственно суффиксу или образовать новые слова.

Кластеры по страноведению позволяют систематизировать лексику по теме, служат опорой для составления монологического высказывания по теме.

Универсальность кластера заключается в том, что с ним можно работать на доске, в презентации, в тетради; индивидуально, в парах, в группах.

Кластер неплохо использовать при работе с текстом. Создавая кластер, ребята многократно обращаются к тексту, а многократное повторение способствует лучшему запоминанию информации. При пересказе текста он служит своеобразным планом.

Другой вариант – кластер, как элемент рефлексии: теперь мы знаем, что …

Таким образом, использование кластеров учит выделять смысловые единицы. В зависимости от цели педагог организует индивидуальную самостоятельную работу обучающихся или групповую. Работа по кластеру на стадии рефлексии позволяет быстро запомнить большую информацию. Составление кластера повышает познавательную активность обучающихся. Также благодаря составлению рисунков, схем, кластеров развивается творчество обучающихся, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим.