Метод проектов как средство формирования навыков исследовательской деятельности в начальной школе

Метод проектов как средство формирования навыков исследовательской деятельности в начальной школе

 

Ляйсан ХАЛИТОВА,

учитель начальных классов

гимназии №8 – Центр образования

г. Казани

Аннотация: В данной статье рассматривается метод проектов как технология формирования творческой деятельности в обучении. Возможность формирования проектных умений обучающихся в результате проектной деятельности. Проектная деятельность предполагает самостоятельную работу учеников по поиску и исследованию информации, творческую деятельность, умение работать с различными источниками, что соответствует современным требованиям ФГОС НОО.

Ключевые слова: исследование, проект, научная деятельность, метод проектов, типы проектов.

С введением ФГОС НОО возникает необходимость привития исследовательских навыков. И задача современного образования – помочь ученикам и научить их объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

С чего начинается исследование? С удивления… Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования… Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Проектный метод является составной частью учебного процесса. Практика показывает, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».

Главная цель исследовательского обучения формирование у учащегося способность самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Задачи научноисследовательской деятельности:

– познакомить учащихся с научно-исследовательской деятельностью;

– научить учащихся работать с различными источниками информации;

– отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией;

– организовать творческую исследовательскую деятельность детей.

Уже в начальной школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проектов. И благодаря возможностям исследовательского характера урока, ученик из объекта педагогической деятельности “меня учат” превращается в её субъект “я учусь”.

Существуют различные классификации проектов. Саймон Хайнес выделяет следующие типы проектов:

проекты сообщения или исследовательские проекты (Information and Research projects).

проекты интервью (Survey projects).

проект производство (Production projects).

проекты ролевые игры и драматические представления (Performance and Organisationalprojects).

Проекты могут быть индивидуальными, групповыми, кратковременными и протяжёнными во времени. Но все они способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. Кратковременные учебные мини – исследования проводим на уроках окружающего мира и литературного чтения.

Примерные темы проектов для младших школьников в начальной школе:

Красная книга.

Необычные растения.

Удивительные животные.

Кошки в мире людей.

Что в имени твоём?

Известные люди нашего региона.

Родословное дерево.

Любимый город.

Танцы народов мира.

Космонавты России.

Что нам стоит ракету построить.

Код да Винчи и тайна одной картины.

Любимый вид спорта.

По мнению Б.М.Теплова: «Хороший мастер тем и отличается от человека, только умеющего выполнить данное дело, что он владеет множеством приёмов и может применять любой из них в зависимости от данных обстоятельств».

В своей работе я руководствуюсь тремя принципами организации учебно–исследовательской деятельности:

Принцип доступности предполагает организацию научно–исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста школьника.

Принцип поуровневости включает в себя управление научно–исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: педагога, родителей, учащихся, конечно, самих учеников.

Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия.

Конечно, педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. И с точки зрения детей тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации.

Исследовательский метод является основным методом обучения опыту творческой деятельности учащихся. Он предполагает постановку проблемы и её решение, которое самостоятельно осуществляется учеником. Деятельность учителя сводится лишь к построению такой системы заданий, которая бы обеспечила творческое применение учащимися знаний, умений, к консультации и контролю за ходом исследовательской работы детей.

Подводя итоги, можно сказать, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Проекты не только объединяют сверстников, но и создают межпоколенные связи, включая взаимодействие семей.

Метод проектов даёт педагогу возможность нестандартно подойти к урочной, так и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферу детей. И на сегодняшний день в соответствии с ФГОС НОО проектная деятельность является неотъемлемой частью содержания школьного образования.