Мчится к мечте «Бригантина»

№ 104

Гульсия ЗИГАНГАРАЕВА,

преподаватель истории I квалификационной категории Атнинского сельскохозяйственного техникума им. Г.Тукая

Студенческий строительный отряд…

Нечасто встретишь это выраженье,

Когда в сердцах у многих поколений

Былых свершений отблески горят!

Каждый народ должен знать свою историю. Ведь недаром говорят, что тот народ, который не знает своего прошлого – лишен будущего.

2018 год – год 100-летия ВЛКСМ. В преддверии этой великой даты мы не можем не вспомнить о славных делах комсомола.

В период подготовки к юбилею я познакомилась с историей этой организации.

Мне стало интересно: «Знают ли о комсомоле ребята нашего техникума?». Для этого я провёла опрос. Вот результаты моего опроса:

– Что такое ВЛКСМ? (Знают 17% ребят);

– День рождения комсомола назвали 14% обучающихся;

На вопрос «Какова жизнь комсомольцев?» ответили 11% ребят, которые считают, что:

– комсомол учил жить сообща;

– в комсомоле было очень интересно;

– из комсомольцев вышло много политиков.

Отсюда можно сделать вывод, что студенты не обладают достаточной информацией о ВЛКСМ, но радостно то, что 92% ребят в анкете изъявили желание узнать о комсомольской организации больше.

В 90-х годах XX века другой стала наша страна. Появились другие, менее нравственные ценности у людей, не существует молодежной организации. Но живы ветераны комсомола, которые могли бы передать молодому поколению знания и свой богатый опыт работы в комсомоле.

Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз молодёжи (ВЛКСМ) родился в Москве, на I съезде комсомола. 29 октября 1918 года в Москве открылся I съезд союзов крестьянской и рабочей молодежи. Это были годы Октябрьской революции и гражданской войны. В огне жестоких классовых битв он получил боевой крещение. В условиях напряженной борьбы начинает расти союз молодежи. С первых дней своего существования комсомол принимал активное участие в жизни страны. Комсомольцы были всегда впереди – на фронтах, шли в продовольственные отряды, в бригады по ликвидации детской беспризорности, в части особого назначения и для охраны порядка.

Так создавались и выковывались замечательные качества комсомола: безграничная любовь к своей Родине, жгучая ненависть к врагам, готовность идти в бой, готовность отдать свою жизнь за благо Родины, умение преодолевать любые трудности и в бою и в труде.

Таким образом, комсомол – это была не просто молодежная организация. Она играла огромную роль в воспитании советской молодежи. С помощью комсомольцев решались многие важные государственные и общественные дела. Комсомольцы строили, воевали, участвовали в демонстрациях, проводили культурные мероприятия, субботники. Не одно событие не прошло мимо комсомольцев. Стать членом ВЛКСМ мечтал каждый! Но чтобы стать комсомольцем каждый ученик еще в школе должен был готовиться к этой ответственной роли. Необходимо было прилежно учиться, хорошо себя вести, чтобы сначала стать октябренком, затем пионером, а уже потом комсомольцем.

Комсомол – это целая эпоха, эпоха великих свершений и дел, это символ мужества и героизма, беззаветного служения Отечеству. В его летописи есть великие страницы: комсомольские стройки от края и до края нашей Родины, освоение нефтяных и газовых месторождений Сибири, возведение Байкало-Амурской магистрали, ударная работа в заводских цехах и на фермах, в учебных аудиториях и научных лабораториях. Не только большие дела, но и малые: молодежные бригады, Ленинский зачет, политучеба, конференции, спартакиады, концерты, озаренные жаром молодых сердец, были свидетельством причастности каждого к важному общему большому делу.

Через эту «школу жизни» прошел практически каждый в нашей огромной стране. ВЛКСМ воспитывал в молодых людях чувство патриотизма и давал необходимый опыт. Именно комсомольцы первыми откликнулись на призыв в Великую Отечественную войну. Первые же дни Отечественной войны сотни тысяч молодых советских патриотов добровольно ушли сражаться против немецких оккупантов. Из среды молодежи в дни войны вышли замечательные герои, которые своим мужеством, железной стойкостью, беззаветной храбростью завоевали глубокую любовь и признание всего советского народа. И в первых рядах этих героев повсюду можно встретить комсомольцев. За два года войны высокого звания Героев Советского Союза удостоены больше сотни комсомольцев и воспитанников комсомола. Сотни тысяч комсомольцев за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими захватчиками, награждены орденами и медалями Советского Союза.

Студенческие строительные отряды (стройотряды, ССО) – временные трудовые коллективы, формировавшиеся в СССР, в основном из числа учащихся высших, а также средних специальных учебных заведений, для добровольной работы в свободное от учёбы время (как правило, летних каникул) на различных объектах народного хозяйства СССР. ССО формировались при вузах, крупнейших техникумах, а также при комитетах по делам молодёжи.

В СССР стройотряды ставили своей целью не только прямой заработок, но и воспитание студентов в духе творческого коллективизма и правильного (уважительного) отношения к труду. На них возлагались задачи формирования высоких нравственных качеств, чувства патриотизма; стройотряды рассматривались как важный институт социально-трудовой адаптации учащейся молодёжи.

Деятельности стройотрядов сопутствовал проработанный церемониал; важную психологическую роль играли здесь и специальная стройотрядовская форма и символика. Так, перед тем, как приступить к выполнению возложенных на них обязанностей, отрядам вручали, в торжественной обстановке на церемонии открытия Трудового сезона, специальные паспорта-разрешения на работу.

Поскольку речь шла о работе в свободное от основных занятий (то есть учёбы) время, а основную массу этих трудящихся составляли студенты, эта форма получила устоявшееся название «трудового семестра».

Формирование ССО находилось в верховном ведении ЦК ВЛКСМ, где в этих целях в 1969 г. был создан Центральный штаб Всесоюзного студенческого строительного отряда (ВССО).

В производственный период, летом, активизировалась региональная структура управления стройотрядами по признаку местонахождения. Ведь объекты, на которых трудились ЛСО, находились за пределами городов, районов, а часто и республик, в которых стройотряды формировались.  

Значение вклада комсомола в экономику страны очень велико. Общественный призыв молодежи на стройки страны на протяжении почти 60 лет, имел огромное экономическое и политическое значение, поскольку вовлекал в сферу активной преобразующей деятельности широкие массы юношей и девушек. Несмотря на трудности и проблемы, ударный труд комсомольцев на стройках СССР стал символом подъема страны, ее великих побед.

Активно включились в социалистическое соревнование под девизом «XXVII съезд КПСС – достойную встречу», бойцы отряда  «Татарстан – 85». Работают с чувством высокой ответственности за порученное дело и добиваются хороших производственных показателей.

В 1979 – 1985 гг. студенческий отряд «Бригантина» Тукаевского сельскохозяйственного техникума в составе Всесоюзного студенческого отряда во время летнего трудового семестра работал в Волгоградской области, в Астрахани, в Молдавии.

За время третьего трудового семестра отрядом «Бригантина», объединяющих 80 бойцов, было собрано всего 1647 тонн разных овощей при обязательстве 1100. Перевыполнив свои задания они всегда занимали передовые места. Шесть лет подряд побеждал отряд «Бригантина» в соревновании ЛСО. За это время здесь установилось много добрых традиций, и одна из них – привозить переходящее Красное знамя с собой техникум. Им вручили переходящее Красное знамя, которое  в настоящее время хранится в музее нашего техникума.  Романтики и трудяги, поэты и мастера своего дела.

Дружеская взаимопомощь, ежедневный учет выработки, соревнование между бригадами, работа на совесть, без брака – все это является залогом успеха.

Активно проводили они и свой досуг. Организуют концерты в сельских клубах, встречи  с ветеранами войны и труда, выступления агитбригад. Проводят интересные мероприятия , как Сабантуй, конкурсы частушек.

В 1978 году, после открытия отделения «Механизация сельского хозяйства», студенты нашего техникума начали проходить производственную практику на базе Горьковского автомобильного завода. Наши студенты, как настоящие рабочие, с достоинством работали на конвейере, зарабатывали деньги, приобретали трудовые навыки.

В то время стройотряды ставили своей целью не только прямой заработок, но и воспитание студентов в духе творческого коллективизма и правильного (уважительного) отношения к труду. На них возлагались задачи формирования высоких нравственных качеств, чувства патриотизма. Стройотряды рассматривались как важный институт социально-трудовой адаптации учащейся молодёжи.

Комсомол – это организация, формирующая человека, его личностные качества. Здесь утверждались жизненные взгляды молодежи, здесь приобретался первый опыт общественной работы. Комсомол – это тот фундамент, который формировал советского человека. Комсомол формировал мировоззрение в определенных координатах – советское мировоззрение. Комсомол – это юность. Комсомол – это самые прекрасные воспоминания! Комсомол – это энергия, целеустремленность, желание перевернуть этот мир и сделать его лучше!

Комсомол являлся массовой организацией, которая имела колоссальное влияние во всех сферах жизни: промышленности и экономике, образовании и науке, культуре и искусстве, спорте, организации досуга. В каждом учреждении, предприятии и силовых ведомствах обязательно была первичная организация ВЛКСМ. Роль комсомола – это восстановление разрушенной войной страны, освоение целины, строительство БАМа, Всесоюзные ударные комсомольские стройки.

Но главный вклад, который сделали стройотряды, не измерить ни рублями, ни километрами. Отряды пришли в районы не только как рабочая сила, но и как сила моральная, культурная. Для жителей села ими были прочитаны многочисленные лекции, организованы концерты художественной самодеятельности, молодежные кафе, дискотеки, фестивали песни, всевозможные кружки, спортивные секции и соревнования. Стройотряды брали шефство над школами, детскими садами и детскими домами. Школьным и сельским библиотекам передавали собранные книги. Стройотрядовцы участвовали в благоустройстве населенных пунктов, оказывали шефскую помощь колхозам в заготовке кормов и уборке урожая. Помощь ветеранам войны и труда, семьям погибших стала святой обязанностью бойцов ССО, также осуществлявших шефство над памятниками воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Можно перечислять и перечислять вклад ССО в развитие деревень, сел, области и всей страны. Но, пожалуй, самую большую пользу дала работа в стройотряде самим студентам. Работая в строительном отряде, студенты приобретали трудовые навыки, опыт социального общения, управленческие навыки. Школой трудовой закалки студенчества называли «третий трудовой семестр». Студенческий отряд замечателен тем, что раскрывал в человеке все, на что он способен. Каждый проверял себя, проверял, сможет ли справиться с трудностями, преодолеть себя: «Если хочешь трудность узнать – от нее не беги, только если хочешь себя испытать, Ты возьми этот адрес: СТРОЙКА. Совместный труд выявлял истинные черты характера сокурсника. Здесь приобретались друзья на всю жизнь, формировалось трудолюбие, выдержка, коллективизм. И та закалка, полученная в годы студенчества и работы в стройотряде, осталась с этими людьми на всю жизнь. Многие из бывших стройотрядовцев в настоящее время занимают руководящие должности и прекрасно себя зарекомендовали, лишний раз подтверждая важное значение стройотрядовского движения.

«А стройотряды уходят дальше. А стройгитары не терпят фальши…» Хочется надеяться, что это песня не только вчерашнего, но и сегодняшнего, и даже завтрашнего дня.