Математика – это интересно!

(Деловая игра для педагогов дошкольного образования)

Ландыш ЮСУПОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №7 «Ляйсан» пос. Джалиля Сармановского района

Цели. Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения. Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску. Выявить затруднения педагогов в работе по ФЭМП у дошкольников.

Ход игры

Ведущий. Добрый день уважаемые коллеги! Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Используются логико-математические игры и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. Из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте.

Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной.

Задача педагога – сделать занятия по формированию элементарных матем представлений занимательными и необыкновенными.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей вольном возрасте интереса к математике, к логике, и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

Сегодня мы проводим деловую игру «Математика – это интересно!». Для этого мы предлагаем вам разделимся на две команды педагогов «Почемучки» и «Любознайки» будут соревноваться друг с другом и выполнят несколько заданий. Затем мы подведём итоги. Я хочу представить вам членов жюри. (Представляет членов жюри.) За каждый правильный ответ – 1 балл. Победителями будет та команда, которая набрала высокие баллы.

Команды поочерёдно дают ответы, по одному баллу получают команды за каждый правильный ответ.

1-е задание – «Разминка»

(Каждой команде предлагается решить 3 задания.)

Педагогам 1-й команды:

  1. Из каких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы? (5 – количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, времени.)
  2. Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП? (Словесные, наглядные, игровые, практические.)
  3. Дидактический материал М.Монтессори направлен на развитие …

а) познавательной активности детей и умственных способностей; б) сенсорных способностей; в) конструктивных способностей; г) игровой деятельности.

  1. Исключите лишнюю задачу математического развития дошкольников.

а) формирование системы элементарных математических представлений; б) развитие конструктивной деятельности; в) совершенствование связной речи.

Педагогам 2-й команды:

  1. Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП? (Систематичность, последовательность, постепенность, индивидуаль- ный подход.)
  2. Перечислите приемы, используемые на занятиях по ФЭМП? (Рассказ, беседа, описание, вопросы, показ реальных предметов, действий с числовыми карточками, цифрами, дидактические игры, упражнения и т.д.)
  3. С какой возрастной группы детского сада начинаются систематические занятия по ФЭМП?

а) 1 младшая; б) 2 младшая; в) средняя; г) старшая; д) подготовительная.

  1. Исключите лишнюю задачу математического развития дошкольников.

а) формирование системы элементарных математических представлений; б) развитие конструктивной деятельности; в) совершенствование связной речи.

  1. Основным стержнем ФЭМП является.

а) величины и их измерение;  б) геометрический материал; в) количество и счет; г) задачи и их решение.

2-е задание – «Мудрёные вопросы»

Педагогам 1-й команды:

– У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (Круг, овал)

– Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытянули репку. Сколько глаз её увидело? (12)

– Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (Вилка)

– Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело? (Рыбки не летают)

Назовите число, которое я пропустила: «Один, два, три, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять». (Четыре)

Назови лишнее слово в ряду слов: зима, весна, среда, лето, осень. (Среда)

Педагогам 2-й команды:

– На березе созрели три яблока, а на дубе – два. Сколько яблок созрело? (Нисколько, потому что ни на березе, ни на дубе яблоки не растут.

– За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (Два)

– 5 братцев: годами они равные, ростом разные. (Пальцы)

Сколько цыплят вывел петух, если он снес 5 яиц? (Нисколько, петух не несет яиц.)

– Назовите день недели, который я пропустила: «Понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье». (Четверг)      

Назови лишнее слово в ряду слов: плюс, минус, пятница, равно, не равно. (Пятница)

3-е задание – «Угадай-ка»

1-й команде

– Геометрическая фигура с 6 углами. (Многоугольник)

– Геометрические формы, похожие на солнце. (Круг)

– Раздел математики в школе, изучающий геометрические фигуры. (Геометрия)

2-й команде

– Первая геометрическая фигура, с которой знакомят дошкольников. (Квадрат)

– Занятие в ДОУ, на котором происходит закрепление геометрических фигур с помощью построек. (Конструирование)

– Геометрическая фигура и головной убор. (Цилиндр)

Ведущий. Будьте внимательны! Я буду задавать вопросы поочередно каждой команде. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Отвечать нужно быстро и только одним словом

Задание «Да» или «нет»

Вопросы 1-й команде

– В пустом стакане есть орехи? (Нет)

– Снег идет летом? (Нет)

– Понедельник после вторника? (Нет)

– Суп едят вилкой? (Нет)

– Ноябрь – осенний месяц? (Да)

Вопросы 2 команде

Кошка боится от мышки? (Нет)

– Дерево выше, чем куст? (Да)

– Морковь бывает синяя? (Нет)

– Мама старше бабушки? (Нет)

– Берлога медведя на ветке? (Нет)

4-е задание – «Решение математических кроссвордов. «Математические термины»

(Каждая из команд отгадывает по пять слов за 1 минуту.  За правильный ответ получают 1 балл.)

  1. Результат сложения. (Сумма)
  2. Игра с цифрами. (Пятнашки)
  3. То, что нас окружает. (Пространство)
  4. Геометрическая фигура. (Треугольник)
  5. Пространственный признак предмета. (Форма)
  6. Единица длины. (Сантиметр)
  7. Математический знак. (Равенство)
  8. Арифметическое действие. (Сложение)
  9. То, что используют при измерении протяженности предмета. (Мерка)
  10. Графическое выражение числа. (Цифра)

5-е задание – «Фольклорная математика»

Ведущий. Члены команды называют пословицы, поговорки, сказки, литературные произведения, в которых присутствуют цифры. Выигрывает та команда, которая назвала больше произведений.

– Одна голова хорошо, а две лучше.

– За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

– Старый друг лучше новых двух.

– Знать, как свои пять пальцев.

– Семь бед – один ответ.

– Семеро одного не ждут.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

– Знать, как свои пять пальцев.

За двух поработаешь – за трех поешь.

Обещанного три года ждут.

Ведущий. Перечислите сказки, в названиях которых есть цифры.

– «Три поросенка».

– «Три медведя».

– «Два жадных медвежонка».

– «Волк и семеро козлят».

– «Белоснежка и семь гномов».

– «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

– «Двенадцать месяцев».

– «Цветик-семицветик».

– «Два барана».

– «Три ржаных зерна».

Ведущий. Молодцы! Деловая игра подошёл к концу.

Подведение итогов деловой игры. Слово жюри

Ведущий. Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития  мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует  его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребёнку максимально доступный ему объём знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.

Приобретая математические представления, ребенок получает необходимый чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает способами и приемами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создает предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью. Научить ребёнка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы – главная цель математического образования при подготовке к школе.