Математика – это интересно!
(Деловая игра для педагогов дошкольного образования)
Ландыш ЮСУПОВА,
воспитатель I квалификационной категории детского сада №7 «Ляйсан» пос. Джалиля Сармановского района
Цели. Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения. Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску. Выявить затруднения педагогов в работе по ФЭМП у дошкольников.
Ход игры
Ведущий. Добрый день уважаемые коллеги! Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Используются логико-математические игры и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его. Из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте.
Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем-то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной.
Задача педагога – сделать занятия по формированию элементарных матем представлений занимательными и необыкновенными.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей вольном возрасте интереса к математике, к логике, и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
Сегодня мы проводим деловую игру «Математика – это интересно!». Для этого мы предлагаем вам разделимся на две команды педагогов «Почемучки» и «Любознайки» будут соревноваться друг с другом и выполнят несколько заданий. Затем мы подведём итоги. Я хочу представить вам членов жюри. (Представляет членов жюри.) За каждый правильный ответ – 1 балл. Победителями будет та команда, которая набрала высокие баллы.
Команды поочерёдно дают ответы, по одному баллу получают команды за каждый правильный ответ.
1-е задание – «Разминка»
(Каждой команде предлагается решить 3 задания.)
Педагогам 1-й команды:
- Из каких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы? (5 – количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, времени.)
- Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП? (Словесные, наглядные, игровые, практические.)
- Дидактический материал М.Монтессори направлен на развитие …
а) познавательной активности детей и умственных способностей; б) сенсорных способностей; в) конструктивных способностей; г) игровой деятельности.
- Исключите лишнюю задачу математического развития дошкольников.
а) формирование системы элементарных математических представлений; б) развитие конструктивной деятельности; в) совершенствование связной речи.
Педагогам 2-й команды:
- Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП? (Систематичность, последовательность, постепенность, индивидуаль- ный подход.)
- Перечислите приемы, используемые на занятиях по ФЭМП? (Рассказ, беседа, описание, вопросы, показ реальных предметов, действий с числовыми карточками, цифрами, дидактические игры, упражнения и т.д.)
- С какой возрастной группы детского сада начинаются систематические занятия по ФЭМП?
а) 1 младшая; б) 2 младшая; в) средняя; г) старшая; д) подготовительная.
- Исключите лишнюю задачу математического развития дошкольников.
а) формирование системы элементарных математических представлений; б) развитие конструктивной деятельности; в) совершенствование связной речи.
- Основным стержнем ФЭМП является.
а) величины и их измерение; б) геометрический материал; в) количество и счет; г) задачи и их решение.
2-е задание – «Мудрёные вопросы»
Педагогам 1-й команды:
– У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (Круг, овал)
– Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытянули репку. Сколько глаз её увидело? (12)
– Имеет 4 зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (Вилка)
– Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело? (Рыбки не летают)
– Назовите число, которое я пропустила: «Один, два, три, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять». (Четыре)
– Назови лишнее слово в ряду слов: зима, весна, среда, лето, осень. (Среда)
Педагогам 2-й команды:
– На березе созрели три яблока, а на дубе – два. Сколько яблок созрело? (Нисколько, потому что ни на березе, ни на дубе яблоки не растут.
– За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (Два)
– 5 братцев: годами они равные, ростом разные. (Пальцы)
– Сколько цыплят вывел петух, если он снес 5 яиц? (Нисколько, петух не несет яиц.)
– Назовите день недели, который я пропустила: «Понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье». (Четверг)
– Назови лишнее слово в ряду слов: плюс, минус, пятница, равно, не равно. (Пятница)
3-е задание – «Угадай-ка»
1-й команде
– Геометрическая фигура с 6 углами. (Многоугольник)
– Геометрические формы, похожие на солнце. (Круг)
– Раздел математики в школе, изучающий геометрические фигуры. (Геометрия)
2-й команде
– Первая геометрическая фигура, с которой знакомят дошкольников. (Квадрат)
– Занятие в ДОУ, на котором происходит закрепление геометрических фигур с помощью построек. (Конструирование)
– Геометрическая фигура и головной убор. (Цилиндр)
Ведущий. Будьте внимательны! Я буду задавать вопросы поочередно каждой команде. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Отвечать нужно быстро и только одним словом
Задание «Да» или «нет»
Вопросы 1-й команде
– В пустом стакане есть орехи? (Нет)
– Снег идет летом? (Нет)
– Понедельник после вторника? (Нет)
– Суп едят вилкой? (Нет)
– Ноябрь – осенний месяц? (Да)
Вопросы 2 команде
– Кошка боится от мышки? (Нет)
– Дерево выше, чем куст? (Да)
– Морковь бывает синяя? (Нет)
– Мама старше бабушки? (Нет)
– Берлога медведя на ветке? (Нет)
4-е задание – «Решение математических кроссвордов. «Математические термины»
(Каждая из команд отгадывает по пять слов за 1 минуту. За правильный ответ получают 1 балл.)
- Результат сложения. (Сумма)
- Игра с цифрами. (Пятнашки)
- То, что нас окружает. (Пространство)
- Геометрическая фигура. (Треугольник)
- Пространственный признак предмета. (Форма)
- Единица длины. (Сантиметр)
- Математический знак. (Равенство)
- Арифметическое действие. (Сложение)
- То, что используют при измерении протяженности предмета. (Мерка)
- Графическое выражение числа. (Цифра)
5-е задание – «Фольклорная математика»
Ведущий. Члены команды называют пословицы, поговорки, сказки, литературные произведения, в которых присутствуют цифры. Выигрывает та команда, которая назвала больше произведений.
– Одна голова хорошо, а две лучше.
– За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
– Старый друг лучше новых двух.
– Знать, как свои пять пальцев.
– Семь бед – один ответ.
– Семеро одного не ждут.
– Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
– Знать, как свои пять пальцев.
– За двух поработаешь – за трех поешь.
– Обещанного три года ждут.
Ведущий. Перечислите сказки, в названиях которых есть цифры.
– «Три поросенка».
– «Три медведя».
– «Два жадных медвежонка».
– «Волк и семеро козлят».
– «Белоснежка и семь гномов».
– «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
– «Двенадцать месяцев».
– «Цветик-семицветик».
– «Два барана».
– «Три ржаных зерна».
Ведущий. Молодцы! Деловая игра подошёл к концу.
Подведение итогов деловой игры. Слово жюри
Ведущий. Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребёнку максимально доступный ему объём знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
Приобретая математические представления, ребенок получает необходимый чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает способами и приемами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создает предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью. Научить ребёнка учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы – главная цель математического образования при подготовке к школе.